Бизнес расследование От бухгалтера «Пятерочки» — до главы содового гиганта: как строилась карьера 39-летнего директора БСК

От бухгалтера «Пятерочки» — до главы содового гиганта: как строилась карьера 39-летнего директора БСК

Рассказываем о пути Эдуарда Давыдова, компании которого ворочают десятками миллиардов

Бизнесмен сейчас на пике своей карьеры

Биографии некоторых бизнесменов похожи на сказку — люди выбиваются в миллионеры из самых низов. Такова история нашего сегодняшнего героя — Эдуарда Давыдова, главы гигантской Башкирской содовой компании и других предприятий с миллиардными прибылями. Когда-то он грезил о карьере спортсмена в родном Нальчике, потом — работал в магазине бухгалтером, сейчас же ездит на дорогих авто и сотрудничает с бывшим партнером олигархов Ротенбергов, получая контроль над крупными химическими компаниями. В этой статье UFA1.RU пытается проследить карьерный и жизненный путь Давыдова, основываясь на информации из открытых источников.

Мама кормила команду дзюдоистов

Согласно официальной биографии, Эдуард Давыдов родился 10 июля 1984 года в Нальчике, нынешней столице Кабардино-Балкарской Республики, в семье университетского ученого-химика Малика и медсестры неврологического отделения местной больницы Елены Давыдовых (сам Давыдов не упоминал имени матери в своих интервью и публикациях, но нам удалось найти ее соцсети). По собственным воспоминаниям, жили скромно — мама ушла с работы, когда старший брат будущего крупного бизнесмена пошел в школу, отец ослеп, когда Эдуард учился в 11-м классе. Ранние годы будущего главы БСК были полностью посвящены спорту.

Семья Давыдовых в 80-е годы прошлого века

Эдуард активно занимался единоборствами — дзюдо и самбо, участвовал в республиканских и всероссийских соревнованиях. Как сам бизнесмен вспоминал в одном из своих постов в соцсетях, в кружки его привела мама (и она же готовила пирожки на всю кабардино-балкарскую команду по дзюдо перед выездными состязаниями). Она, рассказывал Давыдов, посвятила свою жизнь детям, проводила с ними всё время, помогая с уроками и окружая заботой. Издание «Office Life», рассказывая о биографии главы БСК, упоминает, что в детстве он часто бывал в лаборатории отца. Сам Давыдов вспоминал, что часто спорил с Маликом Владимировичем, но тот всегда «терпеливо и спокойно отвечал», что поговорит с ним, когда тот сам станет отцом и по-другому посмотрит на многие вещи.

В 2001 году парень с отличием окончил школу № 6, но из-за того, что состояние здоровья его отца ухудшилось, Эдуарду пришлось отказаться от спортивных амбиций и получать профессию. Поскольку он «знал химию», выбор пал на Российский химико-технологический университет имени Менделеева на кафедру химической технологии пластических масс — по собственным воспоминаниям, в Москву он добирался «в переполненном плацкартном вагоне».

Эдуард (справа) с мамой и старшим братом в детстве

На третьем курсе Менделеевского университета, согласно официальной биографии, Давыдов устроился в «Пятерочку» на должность бухгалтера-экономиста. По окончании учебы в 2005 году поступил на факультет экономики и финансов Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Параллельно с этим занимал руководящие должности на предприятиях химической промышленности: «Макполимер» (там он был менеджером), ЗАО «Химлекс» (замначальника отдела внешнеэкономической деятельности), ЗАО «Препрег-СКМ» (менеджером по продажам). В 2010 году Давыдов выпустился, а в 2012 году возглавил коммерческий отдел одного из крупнейших трейдеров российского рынка химической продукции ОАО «Единая торговая компания» (ЕТК).

В 2013 году Давыдова назначили замгендиректора по снабжению и продажам в АО «Башкирская содовая компания», а спустя четыре года он получил повышение до первого заместителя гендиректора. Наконец, в 2019 году Эдуард Маликович возглавил БСК и АО «Березниковский содовый завод». На первые годы руководства Давыдова пришлись непростые и резонансные события, связанные с предприятием.

Скандал на Куштау

Когда он возглавил «Соду», заводу угрожала перспектива остаться без сырья из-за того, что запасы известняка на шихане Шахтау, который предприятие с середины прошлого столетия срыло почти до основания, начали иссякать. Выход компания увидела в добыче на другой горе — Куштау, расположенной неподалеку. Однако у жителей это вызвало недовольство, которое вскоре вылилось в крупномасштабные протесты, прогремевшие на всю страну.

— Я заступил в должность гендиректора АО «БСК» 1 июля 2019 года, с испытательным сроком на год. Помню, как при передаче дел скрупулезно изучал все наработки по сырьевой тематике за последние 34 года. Да, именно столько завод находился в поиске достойной альтернативы, — вспоминал о том периоде Давыдов. — Как выпускник Менделеевского университета я прекрасно понимал, что особых альтернативных технологий безызвесткового производства кальцинированной соды у нас нет. Мы же не в Китае, где хлорид аммония миллионами тонн выливается на рисовые поля, а оттуда стекает в океан.

В ходе конфликта на Куштау Давыдов, как он сам выразился, «забрался на броневик», споря с протестующими

По словам гендиректора предприятия, он «чувствовал личную ответственность за то, чтобы завод не только сохранился, но и продолжил развиваться». Давыдов заявлял, что «расшибется в лепешку, но найдет сырье». Стоит отметить, что на начальных этапах глава Башкирии Радий Хабиров поддерживал стремление БСК разрабатывать Куштау, а всех противников этой идеи окрестил «подкупленными журналистами и националистами».

Однако по итогам ожесточенного противостояния на горе летом 2020 года ситуация изменилась — руководитель региона изменил свою позицию на противоположную, а в ситуацию вмешались Генпрокуратура и президент Владимир Путин, потребовавший разобраться с владельцами БСК, при которых, с его слов, деньги предприятия «бесконтрольно выкачивали на кипрские счета, во Францию, в Швейцарию».

Владимир Путин заявил, что прошлые акционеры не вкладывали денег в модернизацию предприятия

После этого состав акционеров и членов совета директоров предприятия кардинально поменялся — однако гендиректор Эдуард Давыдов выстоял. Некоторые связывали это с близкими контактами между ним и Радием Хабировым. Знакомый Давыдова рассказал корреспонденту UFA1.RU о том, что руководитель «Соды» действительно дружит с главой региона и очень этим гордится, — нашему собеседнику известно о том, что Эдуард Маликович, например, был среди гостей на дне рождения чиновника в 2021 году.

Новый поворот

Как бы то ни было, шумные перемены, которые оставили «за бортом» таких крупных предпринимателей, как, например, Сергей Черников (бывший владелец «Соды», после деприватизации предприятия он вышел из всех российских коммерческих структур и, вероятно, перебрался к жене в Швейцарию), не повлияли на позиции Давыдова. Наоборот, он начал развивать химический кластер федерального масштаба.

Пока приезжавшая на завод глава Росприроднадзора Светлана Радионова называла его «кучей хлама и кирпичей», Давыдов во главе вновь созданной компании «Русский водород», связанной с бывшим бизнес-партнером олигархов Ротенбергов, взял на себя операционное управление несколькими крупными предприятиями. Среди них оказались стерлитамакские «Синтез-Каучук» и Стерлитамакский нефтехимический завод (СНХЗ), а также «Крымский Титан», производство на котором было приостановлено после экологического скандала. Инвестировать в новый кластер пообещало не менее солидное предприятие «Газпром Нефтехим Салават».

Давыдов (третий справа) на переговорах с представителями «Синтез-Каучука» и СНХЗ

Сейчас компании, связанные с Давыдовым, показывают отличные финансовые результаты. Башкирская содовая компания, по данным сервиса «Контур.Фокус», закончила 2021 год с чистой прибылью в 15 миллиардов рублей при выручке в 59 миллиардов, связанный с ней трейдер ТД «Башкирская химия» («Башхим») — с прибылью в 1,2 миллиарда рублей при выручке в 71 миллиард, Березниковский содовый завод — с прибылью в 322 миллиона рублей при выручке в 8 миллиардов. АО «Русский водород» по итогам 2022 года показал 934 миллиона рублей прибыли при выручке в 11 миллиардов рублей (а ведь компания была основана в 2021 году).

О нынешнем образе жизни Давыдова можно судить по его соцсетям — время от времени он рассказывает там о своих спортивных успехах, супруге Регине и четверых детях, с которыми проводит свободное время. Знакомый бизнесмена рассказал корреспонденту UFA1.RU, что Эдуард Маликович не рисуется — он действительно увлекается бегом и горными лыжами и «реально любит своих детей». Навещает он и свою 65-летнюю маму.

Эдуард с мамой Еленой

С помощью базы Российского союза автостраховщиков мы обнаружили, что у Давыдова имеются элитная иномарка Infiniti QX60 с башкирским номером и застрахованная им куда более скромная Hyindai Santa Fe супруги Регины со столичными номерами — оба автомобиля зарегистрированы в Подмосковье, один из них — в Красногорске, где до назначения главой Башкирии мэром был Радий Хабиров. Там же до 2020 года был зарегистрирован Volkswagen Tiguan, собственником которого выступала жена бизнесмена, а страхователем — он сам.

Вот машина Эдуарда Давыдова — припаркована на Гостином дворе
А это автомобиль его супруги

Читайте также нашу статью о бывшем совладельце БСК — бизнесмене Сергее Черникове, который в память о своей матери установил один из самых дорогих памятников на московском Ваганьковском кладбище.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем