Наиболее комфортно в бизнесе себя чувствуют малые компании, работающие на рынке недвижимости, аренды и предоставления услуг, оптово-розничной торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий. Самые низкие оценки у предприятий сферы обработки, транспорта и услуг связи.
В целом бизнес надеется на улучшение условий работы, но в то же время в оценке по-прежнему преобладают негативные настроения. Таковы результаты совместного исследования Национального агентства финансовых исследований, «Эксперт РА» и банка ТРАСТ.
Предприниматели выделяют целый ряд факторов, влияющих на развитие малого бизнеса. На первое место выходит рост зависимости от уровня цен на сырье, материалы и другие издержки производства. Второй по значимости фактор – административные барьеры – по-прежнему оказывает наибольшее влияние на развитие малого и среднего бизнеса. В марте этого года уровень его значимости, после существенного спада в апреле-октябре 2011 года, вырос до 42%.
На третьем месте по важности – доступность финансирования (банковских кредитов и инвестиций), на четвертом – доступность кадровых ресурсов. Примечательно, что значимость этих факторов несколько снизилась по сравнению с 2011 годом.
При этом сильно выросла за год значимость такого фактора, как доступность инфраструктуры, включающей офисы, склады, коммуникации (с 11 до 17%). Возможность применения инноваций и новых технологий, а также криминогенная обстановка набрали менее 10%.
«Значение индекса (индикатора настроений малого и среднего бизнеса. – Прим. ред.) стабильно растет, – отмечает директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов. - Это говорит об умеренном и поступательном развитии условий функционирования МСБ в России. Однако данный рост во многом сдерживается отмечаемыми предпринимателями проблемами в доступности инфраструктуры, кадровых и финансовых ресурсов. При этом на кадровые проблемы предприниматели смотрят оптимистично – растет доля тех, кто прогнозирует улучшение в этой сфере. А вот в вопросе привлечения кредитных ресурсов и инвестиций ожидания предпринимателей крайне сдержаны»
Уполномоченный по правам предпринимателей при «Опоре России», предприниматель Светлана Халфина помимо вышеперечисленных факторов в числе основных проблем малого бизнеса называет отсутствие информационного обеспечения наиболее перспективных направлений развития и финансовой поддержки малого предпринимательства. «Эффективное развитие бизнеса невозможно без маркетинговых исследований территории, причем необходимы качественные исследования», – отмечает она.
Еще один фактор, оказывающий сильнейшее влияние на малый бизнес, по мнению республиканских предпринимателей, – запредельная налоговая нагрузка. И даже снижение с 34 до 30% страховых взносов для малых компаний эксперты считают неэффективным.
«Налоговая нагрузка на прозрачные, честные предприятия в России запредельно высокая, поэтому около половины малых компаний уклоняется от налогов и находится в тени», – говорит генеральный директор «ИФ Мехатрон» Мударис Шигабутдинов.
Радует, что власти понимают, что дальнейшее повышение налоговой нагрузки еще больше усугубит эту проблему. Как отметил сегодня на съезде Ассоциации российских банков министр финансов РФ Антон Силуанов, в настоящий момент подготовлены предложения, которые позволят на ближайшие 5-6 лет обеспечить стабильность налоговой политики. «Основные постулаты – не увеличивать объем изъятий через страховые взносы, не увеличивать в целом налоговую нагрузку», – отметил министр. По его словам, если будут уточнения, то только в положительную сторону, для создания благоприятного налогового климата для бизнеса.
«В ближайшие полгода все представители МСБ ожидают дальнейшего улучшения условий своей работы, – говорит заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. – Отражением позитивных ожиданий бизнеса выступает рынок кредитования МСБ, которые устойчиво расширяется. По итогам прошлого года темп его прироста составил 19%, прогноз на 2012 год – 20-22%».
В то же время в оценке предпринимателей бизнес-климата по-прежнему преобладают негативные настроения.
«Одна из основных проблем российской экономики – это экономика с относительно дорогим трудом и относительно плохими институтами», – говорит Светлана Халфина. Чтобы обеспечить дальнейшее развитие малого бизнеса, по ее мнению, государству необходимо оказывать поддержку бизнеса в таких направлениях, как содействие в кредитовании с целью развития бизнеса с предоставлением гарантий, обеспечение технической и информационной поддержки, доступ к ресурсам и подготовка квалифицированных кадров для МСП.
Фото: Фото с сайта Мedicalmassage.su