Сегодня, 15 марта, отмечается День защиты прав потребителей. Граждане мало осведомлены о своих финансовых правах и подписывают кредитные договоры, практически «не глядя», заявил глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко. «Девиз Дня защиты прав потребителей – «Наши деньги, наши права». Причина понятна: те проблемы, с которыми столкнулись люди в экономике, прежде всего, коснулись финансовых услуг – тех займов, которые люди брали в банках», – сказал Геннадий Онищенко.
По его словам, банки, страхуя свои риски, закладывают в договорные отношения такие условия, которые не видны непрофессионалу, «но по факту сумма долга у исправно выплачивающего его заемщика не только не уменьшается, а даже увеличивается». Нередко банки также навязывают дополнительные издержки: страхование жизни при крупной сумме займа, плату за открытие и ведение ссудного счета.
Глава Роспотребнадзора считает, что потребители и до кризиса уже испытывали проблемы вследствие своей финансовой безграмотности. В результате людям навязывались банковские услуги, шел обман потребителей. Банки выставляли неправомерные проценты, которые росли даже в процессе выплаты кредита. Отдельной проблемой Онищенко назвал неотрегулированность рынка коллекторских услуг.
«Вопрос финансовой грамотности, думаю, стоит очень остро, и я полностью соглашусь со словами Геннадия Онищенко. У нас практически нет профессиональных институтов, которые «воспитывают» финансовую грамотность населения. На данном этапе этим так или иначе занимаются все крупные федеральные инвестиционно-финансовые компании, тратя свои ресурсы и силы, тем самым пытаясь «выращивать» потенциального клиента. Чем больше будет грамотных инвесторов, которые, к примеру, не просто знают, как купить или продать акции на бирже, а также умеют грамотно планировать, использовать весь спектр своих финансовых возможностей, тем лучше будет для всего общества в целом. Элементарно, начиная от планирования своего финансового семейного бюджета и заканчивая использованием различных инструментов для размещения, накапливания, сохранения своего капитала», – говорит директор представительства ИФК «Солид» в Уфе Михаил Титов.
Тем временем ВЦИОМ по заказу Высшей школы экономики провел анализ финансовой грамотности населения. Опрос проводился в конце 2009 года, было опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах России. В ходе исследования выяснилось, что при покупке финансовой услуги 54,4% респондентов внимательно читают договор, проясняют все непонятные моменты и только после этого его подписывают. 28,9% респондентов договор читают, но подписывают даже в том случае, если к нему остаются вопросы. Еще 11,5% респондентов подписывают договор, не читая его. Около 5% затруднились ответить на вопрос. Наибольшую опасность для невнимательного потребителя представляют кредитные договоры, особенно при экспресс-кредитовании, оформлении кредитных карт и автокредитовании, поскольку такие кредиты оформляются быстро, и у заемщика не всегда есть время вчитываться в условия договора, отмечают эксперты.
В июне текущего года при участии Минфина России и Всемирного банка будет запущен проект по повышению финансовой грамотности населения, сообщил глава Роспотребнадзора. «Это 110 млн долларов на протяжении ближайших трех-четырех лет», – сказал Геннадий Онищенко. По его словам, суть проекта заключается в информировании населения обо всех тонкостях финансовых договоров, в том числе кредитных, через подведомственные структуры Роспотребнадзора. Также программа включает с помощью социальной рекламы пропаганду внимательного отношения к документам и к своим правам, обзор результатов опросов общественного мнения.
Напомним, распоряжением правительства Республики Башкортостан был утвержден план мероприятий по повышению финансовой грамотности населения республики на 2009–2010 годы. «Ряд заметных шагов в этой части были сделаны, – рассказал ранее председатель Национального банка РБ Рустэм Марданов. – ...Кредитные организации при осуществлении своей рекламной политики включали в свои материалы информацию о том, как правильно пользоваться банковскими услугами».
При этом, по словам главы Нацбанка РБ, кризис значительно повысил уровень финансовой грамотности населения. «В этот период даже самым спокойным пользователям банковских услуг пришлось еще раз обратиться к банкам, подумать, как правильно структурировать сбережения, держать ли в валюте, в рублях, что делать с кредитами, если не можешь вовремя заплатить. Пришлось взаимодействовать более тесно с кредитными организациями. В ходе этого взаимодействия уровень финансовой грамотности существенно повышается. Это мы отмечаем и по уровню обращений, которые поступают в Национальный банк РБ», – подчеркнул Рустэм Хабибович.
«Президент республики на встрече отметил, что сейчас каждая бабуля в деревне открывает газету, смотрит телевизор и знает – сколько сегодня стоит баррель нефти. Это хорошо, конечно, с точки зрения массового просвещения и с точки зрения познания финансовых языков», – отметил президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Но, тем не менее, программа по повышению финансовой грамотности будет и дальше реализовываться: банкиры также считают, что это актуально и необходимо. По словам Геннадия Онищенко, в этом году во всех регионах будут организованы тематические приемы для граждан, потребительские уроки-практикумы, тренинги, круглые столы с участием представителей банков, а для молодежи просветительская работа будет налажена через Интернет.