Учредитель компании «Русавиа», чей самолет накануне перепутали с БПЛА в Салавате, ранее управлял авиалиниями, которые больше не выполняют полеты из-за череды ЧП. Это выяснил UFA1.RU из данных сервиса «Контур.Фокус». Что еще известно об авиакомпании, которая всполошила всю Башкирию, — читайте в этом материале.
Штрафы от прокуратуры и хорошие зарплаты
Как сообщил мэр Салавата Альберт Муталов, в это время полеты выполняла ООО АК «Русавиа». По данным сервиса «Контур.Фокуса», «Русавиа» зарегистрирована в аэропорту Уфы в 2016-м. Ее гендиректор и единственный владелец Дмитрий Торопов управляет еще одной авиакомпанией, о которой мы скажем чуть дальше.
По данным на конец 2023 года, чистая прибыль компании составила 10 миллионов рублей при выручке в 133 миллиона. По данным «Контур.Фокуса», средняя зарплата в авиакомпании — 110 тысяч рублей.
Компания иногда участвует в госзакупках. За всё время «Русавиа» заключила 59 контрактов на 680 миллионов рублей. Компания сдавала самолеты в аренду, патрулировала леса, возила людей в больницы, опыляла поля и проводила воздушно-десантные тренировки для различных служб. Причем не только в Башкирии, но и в Пермском крае, Оренбургской и Тюменской областях, ЯНАО.
По данным авиационного комитета, в 2021 году в Иваново был небольшой авиаинцидент с вертолетом «Русавиа». Пилот неправильно сажал вертолет, его раскачало. Комиссия оценила повреждения как существенные: разрушились шасси, фюзеляж, обшивка. Два пилота не пострадали.
На компанию обращала внимание Пермская транспортная прокуратура. Там усмотрели, что «Русавиа» использовали взлетно-посадочную полосу аэропорта Гайны без документов, которые подтвердили бы законность. Прокуратура назначила штраф в 20 тысяч рублей.
Как писал «РБК», ФАС тоже не обошел фирму стороной. Служба усмотрела в действиях «Русавиа» и еще нескольких компаний сговор при участии в госзакупках. Якобы лесопожарный центр провел закупку без конкурсных процедур, а компании заранее знали, что выиграют тендер.
Заметное прошлое
Компанию «Русавиа» создали вместо «Лайт Эйр», которая в том же 2016 году лишилась сертификата эксплуатанта и не могла совершать полеты. Руководство само отозвало документ, так написано в приказе. Всему виной стала череда смертей в авиакатастрофах. Однако, по данным «Контур.Фокуса», фирма еще числится действующей, управляет ей Дмитрий Торопов.
В 2016-м у «Лайт Эйр» было три инцидента:
в феврале в Оренбургской области разбился Ан-2, погибло трое;
в марте вертолет совершил жесткую посадку рядом с селом Воскресенское в Башкирии. Пилот и пассажир остались живы;
через месяц под Уфой опытный пилот совершил жесткую посадку. Возбудили уголовное дело. У вертолета сильно повредилась хвостовая балка, несущий винт, разбились стёкла. Ущерб — 44 миллиона рублей.
В 2017-м, когда компания не могла перевозить людей, в Белорецком районе во время облета леса погибли пилот Олег Никитин и двое сотрудников Минлесхоза: летчик-наблюдатель Дамир Шаймухаметов и и. о. начальника центра предупреждения и тушения лесных пожаров Айдар Янгиров. Рассматривалось несколько версий катастрофы: неисправность вертолета, некачественное топливо, погодные условия и ошибка пилота.
С «Лайт Эйр» за всё время работы взыскали около 9 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда.
Еще раньше «Лайт Эйр» назывались «Уфимскими авиалиниями». Тогда самолеты компании также летали для нужд сельского хозяйства и Минлесхоза. Ее услугами пользовались и «Башнефть» с «Газпромом, а все желающие могли записаться на экскурсию. Как заявляли в авиакомпании, она была единственной, кто выполнял регулярные рейсы для оказания срочной медпомощи. В 2013-м провели ребрендинг.
Подробнее об истории башкирской авиации читайте в нашем материале.