![Водители зиму не слишком жалуют: скользко, холодно, да еще и дороги под снегом не видно](https://n1s1.hsmedia.ru/c7/ba/34/c7ba348c84ecfaa5f2f5c761ed4c9cf9/656x438_1_14fa11641e7cf7dcf5fdd2ffc6a907f2@906x604_0xl40RsxEi_8543836766660915660.jpg.webp)
Очень скоро дороги множества городов России покроются плотно утрамбованным слоем снега. И тогда не будет видно ни разметки, ни типа покрытия проезжей части. В комплексе это — настоящая ловушка для автомобилистов. Почему? Объясним на конкретном примере.
На видео ниже — вполне рядовое ДТП: столкновение двух автомобилей на пересечении проезжих частей. При первом беглом просмотре, кажется очевидным, кто именно выступил виновником случившегося.
Казалось бы, белый Ford должен был уступить дорогу машине с видеорегистратором, ведь она была помехой справа. Однако злую шутку с автором видео сыграл именно плотный снежный накат, спрятавший от автомобилиста обе проезжие части.
Помните пункт 13.13 правил дорожного движения? Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге из-за плохой освещенности на участке, грязи или снега, а знаки приоритета отсутствуют, он должен считать, что находится на второстепенной дороге. Этим правилом и пренебрег автор видео. Вместо него он вспомнил о пункте 8.9. Согласно нему на перекрестках, где не оговорена очередность движения, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа. По этой логике белый Ford должен был пропустить автора видео, но…
— Водитель автомобиля Ford — житель района, в котором произошло ДТП, — рассказал автоюрист Лев Воропаев. — И он точно знал, что дорога, по которой он едет, — асфальтированная. В то время, как автомобиль с видеорегистратором двигался по грунтовке. А общие положения правил дорожного движения (п. 1.2 ПДД РФ) говорят, что дорога с твердым покрытием является главной по отношению к грунтовке. Вот такой спорный момент получился.
По сути, оба автомобилиста со своей стороны правы. Однако в суде водитель Ford смог доказать, что в действительности виновником аварии является автор видео — ведь именно он не пропустил ехавшего по главной оппонента. Посмотрите видео еще раз — очевидно, что машина с регистратором едет по ухабистой грунтовке до момента столкновения с Ford. Теоретически, вменить ему можно было еще нарушение пресловутого п.10.1 ПДД РФ, в котором говорится, что автомобилист во избежание ДТП должен принять все возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Складывается ощущение, что автор видео даже не пытался тормозить.
— Сложилась уже такая судебная практика, что если водитель, который едет даже по заснеженной дороге, прекрасно знает, что она имеет твердое покрытие и является главной, пункт 13.13 во внимание уже не принимается. К тому же, инспекторы ГИБДД, составили схему этой аварии, указали — кто именно ехал по асфальтовой дороге, а кто по грунтовке, — добавил Лев Воропаев. — Конечно, водитель машины с регистратором был возмущен, что виноватым признали его. Изначально он даже жаловался, что его никто не пропускал на этом участке, как помеху справа. Но выяснилось, что никто и не должен был этого делать. Автомобилист попытался оспорить такое решение в суде высшей инстанции, однако его все-таки оставили без изменения.
Но как же тогда быть, когда коварный снег спрятал от автомобилиста дорогу? Юристы советуют придерживаться того самого пункта 13.13 и ехать, как по второстепенной дороге. А еще есть так называемое правило «3Д» (дай дорогу дураку — прим. автора), которое поможет, в случае чего, сохранить нервы и сэкономить на возможном ремонте автомобиля.
Кто на ваш взгляд в большей степени виноват в этом ДТП?
Фото: Олег Каргаполов