Криминал Байки силовиков интервью «От "крокодила" просто гнили»: интервью с полицейским, который задерживал авторитета из уфимского «А-кафе»

«От "крокодила" просто гнили»: интервью с полицейским, который задерживал авторитета из уфимского «А-кафе»

Он более 10 лет борется с наркобандами и в 2014-м накрыл схрон легендарного бизнесмена Глухова

Криминальные истории от опытного силовика из Уфы ко Дню сотрудника органов внутренних дел

Наркотики давно стали проблемой общества и источником опасности, наркодилеры обирают молодежь до нитки и подсаживают их «на иглу». Некоторые идут в наркобизнес, чтобы быстро заработать, но зачастую они не осознают последствий, а это в ряде случаев как минимум большой срок заключения. В Уфе только за 2023 год изъяли более 40 килограммов наркотиков, ежедневно оперативники отдела по борьбе с наркопреступностью задерживают людей, которые связаны с распространением веществ. В башкирской столице руководит этой работой подполковник полиции Сергей Сипайло — он работает в структурах наркоконтроля больше десяти лет. Он рассказал UFA1.RU о своей службе, крупных наркобандах, действовавших в Уфе, и многом другом. Сегодня, 10 ноября, UFA1.RU публикует интервью с ним по случаю Дня сотрудника органов внутренних дел.

Арсенал в кафе

Сергей Сипайло говорит, что работа ему нравится в том числе и потому, что иногда раскрываются совершенно необычные вещи. В те годы, когда он работал в региональном управлении Федеральной службы наркоконтроля, их подразделение вышло на крупного бизнесмена, который был причастен к незаконному обороту наркотиков. Сначала полицейские задержали управляющего заведением, который вез ему крупную партию наркотиков из города Санкт-Петербурга, а затем наведались и к самому ресторатору.

— При задержании у него в доме были изъяты не только наркотики, но и огромное количество оружия, оно было практически в каждой комнате — даже автоматы и тротил, будто собирался этим арсеналом целую армию оснастить, — рассказал полицейский.

Что нашли у Глухова?

Операцию по задержанию Глухова проводило существовавшая тогда еще ФСКН. Согласно пресс-релизам тех лет, сотрудники нашли в его тайнике ручной противотанковый гранатомет (РПГ-26 Аглень), ручной пулемет Дегтярева, самозарядную винтовку Токарева с оптическим прицелом, два автомата Калашникова, два пистолета «Браунинг», пистолет Макарова с глушителем, пистолет «Браунинг», замаскированный под внешний жесткий диск в кожаном чехле, две ручные гранаты Ф-1, тротиловую шашку весом 400 граммов, электродетонаторы, взрыватели мгновенного действия, запалы мгновенного действия, взрывчатку.


Всего было изъято 12 единиц огнестрельного оружия и более 2000 боеприпасов. В особняке нашлось более 30 единиц огнестрельного оружия, среди которых были гранатомет, ручной пулемет, автоматы Калашникова, снайперская винтовка, ручные гранаты, взрывчатые вещества, детонирующие устройства, более 10 единиц короткоствольного оружия, свыше 3000 боеприпасов.

Также в ходе обысков нашли несколько интересных вещей.

— У него за шкафом была потайная комната, в которой хранились продукты питания, мебель, и рассчитана на проживание на несколько дней. Также в ходе обыска на его участке сработал металлоискатель. Сотрудники раскопали место и нашли чемодан с автоматами, которые были завернуты в пакет. Но это оружие уже оказалось игрушечным, видимо, дети его там спрятали, — рассказал Сергей Сипайло.

Банда из Стерлитамака

За период службы в 2014–2015 годах в управлении наркоконтроля по РБ Сергею Сипайло совместно с коллегами удалось накрыть самое большое преступное сообщество России. В него входило более 60 человек — это те, кого удалось задержать. Свою преступную деятельности они осуществляли более чем в 80 городах России. Роли и обязанности между ними были строго распределены: организатор, помощники и распространители.

— В день у каждого города был оборот от 70 до 300 тысяч рублей. Общий оборот составил примерно 8 миллионов рублей. Данное преступное сообщество наркотические средства изготавливало в подпольных лабораториях, расположенных в различных городах России, — рассказал Сипайло.

«А-кафе», которое принадлежало задержанному авторитету, давно уже снесено, а на его месте возводят жилую высотку

Организатором банды являлся уроженец города Стерлитамака. После того как его группу накрыли силовики, ему удалось сбежать за границу. Первое время жил в странах СНГ, потом перебрался в Южную Америку, где с 1980-х годов идет вооруженная борьба с наркокартелями.

Тогда сотрудники наркоконтроля изъяли почти 150 килограммов наркотиков — такое количество сейчас изымают ежегодно, а тут только у одной банды столько нашлось.

— Мы нашли у них лабораторию по производству веществ. Там было всё как в сериале «Во все тяжкие»: стоял большой реактор, в нем всё готовилось, потом обрабатывалось. Те, кто этим занимался, работали в противогазах и специальных костюмах. В последующем из готовой продукции делались закладки по 5–6 килограммов, тогда как обычно делают по полграмма, — вспоминает Сергей Сипайло.

«От "крокодила" просто гнили»

Сергей Сипайло вспоминает: когда он пришел работать в органы в 2011 году, в то время главной страшилкой для всех был героин. Его было много, как и «крокодила».

— И тот, и другой считаются «медленными наркотиками», которые замедляют реакцию человека. То есть кто их употребляет, просто «виснут», а от «крокодила» просто гнили, — рассказал полицейский.

«Крокодилом» называют вещество дезоморфин. На сленге наркоманов такое наименование оно приобрело из-за воздействия на кожу, которая начинает гноиться и покрываться коркой, как у аллигатора. Наркотик очень сильно воздействует на организм: по некоторым данным, его потребители живут в среднем до двух лет. Умирают они от инфекций, поражения костей, повреждения головного мозга или почек.

Спрос на «крокодил» пропал после того, как в России запретили к продаже компоненты, из которых изготавливали этот наркотик. В итоге продавать дезоморфин перестали, но на его место пришло другое вещество — «спайс». По словам полицейского, сейчас у молодежи в ходу «скоростные» наркотики.

— После него появился амфетамин, мефедрон, PVP, спайсы всякие, — рассказал Сергей Сипайло.

«Соли» стали доступными из-за низкой цены, а некоторые вещества употребляют только те, у кого есть много денег.

— Кокаин — самый дорогой наркотик, он более мажорский, его употребляют богатые люди, для молодежи он почти недоступен. Там один грамм стоит до 15 тысяч рублей, — сказал полицейский.

По словам Сипайло, он мечтал о форме с самого дестства

Сергей Сипайло добавляет, что наркотики опасны прежде всего зависимостью. То есть, попробовав один раз, в ряде случаев человеку уже будет сложно остановиться.

— Зависимость от героина возникает практически с первого раза. Она проявлялась в физическом состоянии — у человека ломка начиналась, а сейчас, когда пошли синтетические наркотики, то стали проявляться депрессия, стресс, потом кто-то может жизнь самоубийством покончить от этого. Человек не представляет свою жизнь без веществ. Если денег нет, он может начать воровать, чтобы добыть дозу. Наркомания часто ведет к более тяжким преступлениям, вплоть до убийства, — говорит полицейский.

Одна из таких историй произошла относительно недавно — уфимские наркополицейские накрыли в Ишимбае банду, которая изготавливала вещества и оставляла закладки с ними. Также было установлено, что двое участников группы причастны к совершению другого тяжкого преступления.

Организаторами торговли оказались два брата, у которых нашли 5,5 килограмма запрещенных веществ. Во время обысков в доме изъяли больше тысячи патронов и оружие.

Молодежь под веществами

Обстановка с наркотиками, по словам Сергея Сипайло, и сейчас остается напряженной, потому что спрос на наркотики по-прежнему очень большой.

— Много молодежи сейчас не алкоголь употребляет, а вещества. Бороться с этим нужно всеми силами: это и привлечение средств массовой информации, пропаганда вреда наркотиков, — считает полицейский.

Борьба в том числе идет при помощи блокировки сайтов, которые рекламируются на жилых домах.

— Сотрудничаем с администрацией города, направляем письма в ЖЭУ, чтобы это всё было закрашено, школьников привлекаем, проводим акции, где они тоже закрашивают эти надписи, чтобы понимали: употребление наркотиков — это плохо. Ходим в школы, проводим профилактические беседы, — сказал Сергей Сипайло.

Посмотрите исповедь уфимца, которой подсел на наркотики и подвел всех, кто его любил

Побороть это зло, считает Сергей Сипайло, возможно. Одной из мер на пути к этому может стать уголовная ответственность за употребление наркотиков. Сейчас наркоманов привлекают только к административной ответственности, за это полагается штраф 4–5 тысяч рублей или арест до 15 суток.

Приведем несколько примеров из практики судебного участка № 1 по Советскому району Уфы: мужчина два раза употребил наркотики — получил штраф 4 тысячи рублей; дама употребила PVP — получила штраф 5 тысяч рублей; мужчина употребил 0,168 грамма PVP — штраф 5 тысяч рублей; другой был под веществами, его остановили полицейские в центре Уфы — суд арестовал мужчину на 1 сутки; еще один накурился спайсов у себя дома — арест 1 сутки, следующему повезло меньше — у него нашли 15 граммов мефедрона, возбудили уголовное дело, а за употребление дали штраф 4 тысячи рублей.

Это лишь малая часть тех людей, которых ловят на потреблении наркотиков. По словам Сергея Сипайло, задержания происходят каждый день. В этом принимают участие сотрудники патрульно-постовой службы и инспекторы дорожного движения. По словам Сергея Сипайло, в Уфе сейчас стоит на учете более 2 тысяч наркоманов. Однако число зависимых и просто употребляющих больше.

Это рисковый бизнес

— Зачастую тайники-закладки оборудуют в лесных массивах, во дворах и подъездах жилых домов, — говорит Сергей Сипайло.

Как правило, гражданин, который причастен к сбыту наркотиков, при виде полицейских начинает нервничать или ведет себя неадекватно. Например, при задержании подозреваемые часто пытаются скинуть, порвать пакетики с наркотиками. Некоторые рассыпают наркотики прямо в машине — думают, что так у них получится избежать ответственности. Однако не стоит забывать об экспертах-криминалистах, которые могут на основе анализа выявить злоумышленника.

Сергей Сипайло считает, что люди берутся за наркотики, потому что это быстрый заработок.

— Человек, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, начинает искать заработок. Однако есть в такой работе большой нюанс: когда закладчики идут устраиваться на «работу», им обычно не говорят, что их могут запросто поймать. Даже если на первый раз повезет остаться незамеченным, то в следующий раз не получится избежать встречи с полицией. Рано или поздно закладчиков и их покупателей всё равно находят, а сроки за распространение в России большие — можно получить до 20 лет лишении свободы. Человеку, особенно студенту, стоит задуматься, что ему важнее: отсидеть в тюрьме несколько лет или найти законную работу — рассказал полицейский.

По словам Сергея Сипайло, раньше закладками часто занимались молодые люди, но в последние годы возраст задержанных сильно прибавился.

— Студенты и раньше попадались, но сейчас бывает, что и люди в возрасте этим занимаются. Но молодых попадается больше, потому что многие приехали из других городов, им тут заняться нечем, денег не хватает, они начинают сбывать наркотики. В случае с пожилыми бывало такое, что бабушка фасовала для внука, но даже не понимала, чем именно занималась, — рассказал полицейский.

Рынок поменялся

Отдел по контролю за оборотом наркотиков, которым руководит герой нашего материала, занимается выявлением сбытчиков, потребителей, организаторов наркопритонов, а также контролем за легальными веществами вроде прекурсоров или лекарств, которые продаются строго по рецепту.

Вспоминая, что его привело в полицию, Сергей Сипайло признаётся, что уже в детстве мечтал о форме: представлял мальчишкой, как будет ездить на машине с мигалками и преследовать преступников. Позднее он поступил на юридическую специальность в университет, закончил его и планировал пойти в милицию, однако тогда в структуре МВД шли реформы, и новых сотрудников пока не набирали.

— В тот период я сначала устроился в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков. Когда в 2016 году ее закрыли, я пришел работать в МВД. Сначала был заместителем начальника уголовного розыска. Потом я решил, что работа в наркоконтроле мне ближе, потому что тут работа идет с организованными группами, изучаются новые способы сбыта. Сейчас рынок поменялся: раньше из рук в руки передавали, то теперь сообщают о тайниках в мессенджерах, а также стали создавать сайты, — рассказал Сергей Сипайло.

— Для каждого задержания идут разработки, проводится анализ, устанавливаются преступные связи. Мы работаем как оперативники и уголовного розыска, и экономической безопасности, и наркоконтроля одновременно. Мы выявляем преступление, устанавливаем, кто продает вещества, документируем это всё и задерживаем, — рассказывает Сергей Сипайло.

Преступники, признаётся он, тоже стали изощреннее: сейчас это не какие-нибудь наркоманы, зачастую попадают совершенно обычные люди. Напомним, ранее UFA1.RU рассказывал про подразделение, которое занимается автомобильными угонами: начальник отдела рассказал, как он с коллегами отслеживал серийные кражи машин и выявлял преступников. Также он поведал о самых угоняемых марках авто. Его интервью можно прочитать здесь.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем