Политика подробности Работал в такси и ругался с перевозчиками: что известно об уволенном со скандалом министре транспорта Башкирии

Работал в такси и ругался с перевозчиками: что известно об уволенном со скандалом министре транспорта Башкирии

Рассказываем всё о карьере и имуществе Александра Клебанова

Александр Клебанов проработал в Башкирии 2,5 года — примерно столько же, сколько в Пермском крае

Глава Минтранса Башкирии Александр Клебанов оказался втянут в коррупционный скандал. Чиновника задержали силовики, а глава республики уже издал указ об увольнении. В региональном правительстве сообщили, что Клебанов проходит по делу о получении взятки в особо крупном размере. До Башкирии опальный чиновник работал в Москве и Пермском крае, но славы там не сыскал. Каким был путь Александра Клебанова, рассказывает UFA1.RU в этом материале.

Москвич

Бывший министр транспорта Башкирии — коренной житель Москвы, там же он закончил РУДН и РАНХиГС при президенте России. Когда он только пришел на работу в республику, его представили как человека с «большим опытом работы в транспортных компаниях и органах исполнительной власти». И правда: согласно «Контур.Фокусу», Клебанов являлся учредителем и руководителем нескольких компаний в Москве. В основном они занимались пассажирскими перевозками.

Так, в 2008 году Клебанов зарегистрировал свою собственную компанию — ООО «Априори», она сдавала авто в лизинг. Просуществовала до 2016 года.

В том же году Клебанов создал фирму «ЦПК-М», которая торговала пивом и продуктами. Был ее владельцем до 2018 года, когда компанию исключили из ЕГРЮЛ. На конец 2008 года выручка была 2,3 миллиона рублей, а чистая прибыль — 12 тысяч.

С 2009 по 2021 год Клебанов имел долю в ООО «ЦПК». Аналогично — сдавало в аренду автомобили для работы в такси эконом- и премиум-класса. В 2015 году Клебанов получил разрешение на таксомоторную деятельность в Москве. Лицензия была юбилейной, поэтому ее вручал лично мэр Сергей Собянин. В 2017 году компания получила госконтракт на 11 миллионов рублей от МГТС (телекоммуникационная компания) на пассажирские перевозки. На конец 2017 года выручка составляла 257,1 миллиона рублей, а чистая прибыль — всего 15 тысяч. А в 2020 году начались проблемы: фирма стала банкротом, потому что задолжала кредиторам 23 миллиона рублей.

Похвала от мэра Москвы

В 2010 году Клебанов получил долю в компании «Арбат-А», в 2011 году стал ее гендиректором и находился в должности до 2017 года, затем вышел и из доли. Вид деятельности — аренда авто. В 2012 году «Арбат-А» оказал небольшую услугу московской областной прокуратуре в перевозке грузов на 12,3 тысячи рублей. В 2016 году компания получила лицензию на такси. В 2023 году ее исключили из ЕГРЮЛ.

С 2013 по 2018 год Клебанов имел долю в ООО «ТрансКар», оно занималось перевозками на такси. Его последняя отчетность датируется концом 2016 года: выручка — 33,2 миллиона рублей, а чистая прибыль — всего 11 тысяч рублей. Когда Клебанов ушел, компания еще существовала несколько лет, но затем закрылась.

Помимо перечисленного, Александр Клебанов пробовал себя в благотворительном фонде, азартных играх (получил несколько штрафов от МВД за нарушение правил торговли алкоголем), производстве нефтепродуктов, доставке, торговле продуктами (в учредителях значилась Клебанова Нонна Владимировна — видимо, сестра) и так далее. Почти все они уже прекратили своё существование.

Помимо бизнеса, Александр Клебанов хотел попробовать себя в политике: в 2008 году баллотировался в депутаты Московского района Перово, но не прошел.

Чиновник из Перми

В ноябре 2018 года Александр Клебанов попал в Пермский край, где получил должность замминистра транспорта.

В то время край возглавлял Максим Решетников, нынешний министр экономического развития России. В 2010 году он перешел на работу из Перми в Москву, в правительство города. В 2015 году, когда Клебанов получал лицензию на такси от мэра Собянина, Решетников был министром в правительстве Москвы и руководил экономической политикой. В октябре 2017 года Максим Решетников возглавил Пермский край по результатам выборов.

Так вот, Клебанов одновременно с новой должностью возглавил краевое транспортное обслуживание и стал курировать транспортную реформу. Как рассказывали нам коллеги из 59.RU, новый чиновник в ходе реформы распределил перевозчиков.

Автобусные маршруты отошли к краевому предприятию «Автовокзал». Появились частные перевозчики — ООО «РТ Лайн» из Москвы и ООО «Автомиг» из Московской области. Последняя компания, к слову, появилась и в Уфе. Как указывала «Фонтанка», «Автомиг» через посредников связан с сыном главы МВД России Владимира Колокольцева.

Мэрия Перми объявляла аукционы на новые маршруты, но частники каждый раз видели в них нарушения и жаловались антимонопольщикам. Однако часть заявлений в итоге отозвали сами заявители, другую часть признали необоснованными. Антимонопольная служба признала лишь частично обоснованными заявления о критериях конкурсной составляющей.

Когда два новых частника вышли на линию, их работу сразу же раскритиковал мэр Перми.

— Допустила сбой компания «РТ-Лайн», были проблемы в работе автобусных маршрутов. Не обеспечил полное выполнение графика и перевозчик «Автомиг». По итогам первого дня общее количество вывода автобусов на линию составило 92%, что гораздо меньше нормативного уровня, — писал чиновник в соцсетях.

Краевой перевозчик имел в своем распоряжении 44 автобуса, чего, конечно, не хватало для обслуживания городских маршрутов. По данным Ространснадзора, в автопарке имелось свыше 100 автобусов, принадлежащих ГК «Ранд-Транс», а именно ей и принадлежит перевозчик «Автомиг».

С транспортом у соседей тоже не задалось поначалу

Частники — на выход

В конце 2020 года Минтранс Пермского края отстранил от работы частных перевозчиков раньше, чем закончился их контракт. Те, конечно, не согласились с таким развитием событий и обратились в суд, который позволил им продолжать работу.

Минтранс сделал ответный ход и запустил от краевого «Автовокзала» несколько новых маршрутов, которые почти дублировали частные. Предприниматели полагали, что действия чиновников незаконны. В разговоре с 59.RU юрист, представлявшая интересы частников, пояснила, что маршрутов «Автовокзала» в документе планирования нет, поэтому они были запущены незаконно.

В министерстве в ответ сообщили, что все маршруты были организованы по распоряжению ведомства, схемы согласованы с местными властями. В итоге бизнесмены сдались — и через полгода кто-то отказался от части маршрутов, кто-то вообще вышел из дела и выставил автобусы на продажу.

Вези меня, такси

Во времена работы Клебанова в Перми началась реформа такси, по которой все машины хотели покрасить в желтый цвет. Минтранс официально заявлял, что так можно будет отличить нормальных перевозчиков от нелегалов.

— Для пользователя такси это будет означать, что у перевозчика есть лицензия, автомобиль прошел технический осмотр, а водитель — проверку у врача. Также такие машины легко будет выделить в потоке автомобилей, — объяснили в ведомстве.

Таксомоторные парки и общественники высказались против. Одним из аргументов были затраты на оклейку машин, другим аргументом стала бюрократия, с которой придется столкнуться водителям.

Когда Клебанов покинул краевой Минтранс, то от идеи желтых такси отказались.

Рахим итегез

Александр Клебанов в июле 2021 года написал заявление и уволился из краевого правительства по собственному желанию. В октябре того же года бывший пермский чиновник появился в Башкирии на должности замминистра транспорта.

Его уход связывали с провалом транспортной реформы и сопутствующими скандалами. По мнению уфимского предпринимателя Виктора Искалина, чиновника «выгнали из Прикамья с позором и он приехал в Башкирию разваливать транспортную систему».

И тут случилась похожая история, как в Перми: в декабре 2021 года на линию вышли автобусы «Автомига». Они заняли 233-й маршрут, хотя он был закреплен за «Уфалайном». В январе 2022 года тот же перевозчик из Подмосковья получил новый маршрут — № 167, который едет из Инорса через Черниковку по проспекту Октября в центр. Официально власти сообщили, что запустили маршрут по просьбам жителей.

В то же время наши коллеги из 76.RU писали, что «Ранд-Транс», владеющий «Автомигом», появляется в регионах в тот момент, когда власти решают отказаться от маршруток.

Противостояние с Искалиным

В ноябре 2021 года появление Клебанова дало о себе знать: маршруты частного перевозчика Виктора Искалина, который работал на дорогах Уфы с 90-х, внезапно остановили. Сам предприниматель говорил, что это произошло из-за действий властей — те не выдали транспортную карту на средний класс обслуживания.

Водители и сам предприниматель стали подавать жалобы. Позднее Искалин рассказал, что его водителям звонил лично Клебанов и требовал от них «перестать жаловаться».

— Клебанов с рабочего телефона звонит на личные мобильные телефоны трудоустроенных у меня водителей, предлагает сменить место работы на другие маршруты, перейдя к другим перевозчикам, требует прекратить жаловаться в различные инстанции. При этом приглашает водителей маршрута № 272 для беседы к себе в кабинет. Учитывая тотальные проверочные мероприятия в отношении обслуживаемых мною маршрутов за последнюю неделю, водители опасаются репрессий и запугивания уже в отношении них лично, поскольку непонятно, каким образом были установлены номера их личных мобильных телефонов, — рассказывал Искалин.

На массовые жалобы обратил внимание глава следкома России Александр Бастрыкин, который поручил их проверить. Но результата это не принесло. И вообще, в марте 2022 года маршрутные листы Искалина были аннулированы. Против него высказался лично Радий Хабиров.

Весной 2023 года Искалин жаловался на травлю со стороны республиканских властей. В разговоре с UFA1.RU тогда уже министр транспорта Александр Клебанов назвал это всё «выдумками».

— Это всё вранье. Он сам пришел и написал заявление, [что отказывается от исполнения обязательств по маршрутам]. Это право каждого перевозчика. Кто там его травит — это выдумки наверняка. Я с ним не виделся и не общался, — пояснил чиновник.

В итоге бизнесмен сдал позиции и покинул уфимские дороги. Летом 2023 года он дал большое интервью UFA1.RU, в котором рассказал о том, как начинал бизнес и почему всё-таки закончил.

Автобусы Искалина не подпадали под «средний класс»

Сменил министра

Александр Клебанов еще долгое время оставался заместителем, но, кажется, уже тогда примерял роль первого лица ведомства. Так, он представлял делегацию Минтранса в Беларуси, а потом и комментировал череду убийственных ДТП летом 2022 года. Тогда всего за несколько недель на дорогах республики погибло свыше 30 человек.

Один из инцидентов касался пассажирских перевозок — маршрутка влетела в стоящий грузовик. Погибли шесть пассажиров. Александр Клебанов тогда прокомментировал эту аварию: по его словам, водитель ехал со скоростью 90 км/ч, тогда как ограничение на том участке было 50. Вдобавок к этому он вез стоящих пассажиров — в междугородних поездках это недопустимо.

В ноябре 2022 года в Минтрансе Башкирии разгорелся скандал: заместитель министра Виктор Жульков получил обвинение в превышении должностных полномочий и освоении бюджетных денег. На этом фоне министр Александр Булушев ушел в отставку. В декабре он стал фигурантом уголовного дела за превышение полномочий.

Соответственно, на должность министра претендовали его заместители: Александр Клебанов, Руслан Гарипов и Любовь Минакова. На момент публикации данной статьи Клебанов — под следствием, Гарипов — под судом за превышение полномочий (но всё еще в должности), Минакова — временный министр транспорта.

Александр Булушев ушел со скандалом, а теперь на скамье подсудимых

Так и вышло: в декабре 2022 года Клебанов стал министром.

Зимой 2023 года москвичка обвинила министра в ДТП, в котором виновной признали ее. По словам женщины, чиновник за рулем своего Land Rover подрезал ее Toyota Camry. Из-за того, что виновником ДТП стала она, от нее требовалось оплатить ремонт авто министра.

Уже в марте на оперативке Клебанову влетело от главы Башкирии. Министр доложил о «приведении в порядок автомобильных дорог», но после его речи Хабиров нахмурился и сказал, что «не очень рад работе».

В мае 2023 года на заседании Курултая Башкирии уполномоченный по правам человека в регионе Михаил Закомалдин рассказал о районах, где почти нет автобусного сообщения между населенными пунктами и райцентром.

— Это Бурзянский и Благоварский районы. В Бижбулякском районе всего 1 маршрут, в Кушнаренковском, Давлекановском их недостаточно. Проблема усугубляется зимой, — заявил Закомалдин.

А вот министр транспорта, в свою очередь, отметился: сказал, что такой информации у него нет.

Ну как там со стройкой?

Клебанову приходилось отчитываться о некоторых стройках. Так, в сентябре на Зининском путепроводе нашли отклонения в одной из опор, из-за чего запуск магистрали отложили. Министр Клебанов говорил, что точные сроки станут известные в середине сентября. В итоге движение запустили только в декабре.

То же было с временным мостом через реку Быстрый Танып на трассе Уфа — Бирск — Янаул: его должны были открыть 1 сентября 2023 года, но этого не случилось. Статус стройки пришлось уточнять главе Башкирии на оперативном совещании в правительстве.

— Очень сильный накал идет по поводу моста через Быстрый Танып. Есть какая-то позиция у Минтранса? — задал вопрос Хабиров.

— Да, уже начали возводить временный мост, думаю, в ближайшие две-три недели закончим, — ответил Клебанов.

— «Две-три недели» — это ни о чём. Две недели или три недели? — уточняет глава республики.

— Три, — зафиксировал министр.

Но и тут тоже не вышло. В разговоре с корреспондентом UFA1.RU Александр Клебанов говорил, что «возникли проблемы с металлом», и полагал, что к концу октября стройка закончится. Через месяц мы снова позвонили министру, а тот оказался «занят» и попросил обратиться в Управление дорожного хозяйства.

В итоге мост запустили в конце декабря.

Министр отчитывается про мост через Быстрый Танып

Еще одна стройка — Восточный выезд. Началась она не при Александре Клебанове, но на его долю выпало довести ее до победного конца. Открытие для всех жителей состоялось в конце марта 2024 года. Предшествовал этому бунт рабочих, которые пожаловались на отсутствие выплат.

Один из последних отчетов Александра Клебанова был не о стройке, а о ДТП с пятью погибшими ни выезде из Уфы: ВАЗ-2115 на полном ходу влетел в КАМАЗ. Тогда министр заявил, что все находившиеся в машине молодые люди были пьяны.

6 мая в правительстве прошло оперативное совещание. Рутинная работа стала привычкой: на автомате министр зачитал сводку от ГИБДД, о задержках транспорта. Радий Хабиров уточнил у министра про пункты весового контроля — они не работают, бюджет недополучает деньги. Глава попросил заняться вплотную вопросом о пунктах после 19 мая. Клебанов говорил, что они заработают в начале июня.

Последнее появление министра на публике

Утром 7 мая появились сообщения о задержании министра. Вскоре информацию подтвердили в правительстве Башкирии, а затем в СК и ФСБ. Александру Клебанову вменяют получение взятки в 5 миллионов рублей. Указом главы Башкирии его уволили из правительства.

Доходы и имущество

Во времена работы в Пермском крае, в 2020 году, Александр Клебанов задекларировал 2,6 миллиона рублей дохода.

В этот период у чиновника в пользовании находилась квартира площадью 42 квадратных метра. В собственности у него была половина доли в квартире площадью 73,1 квадратного метра. Согласно выписке из Росреестра, Клебанов с 2006 года владел квартирой такого же метража в Москве. Находилась она в обычном 16-этажном доме 1976 года постройки. Остальная часть была записана на его жену.

В декларации 2020 года у него было двое несовершеннолетних детей: один владел квартирой в 38,7 квадрата, в пользовании была квартира 47,8 квадрата. За вторым в пользовании числилась квартира на 92 квадрата.

У Александра вместе с Нонной (упоминалась выше как соучредитель одной из компаний министра), согласно выпискам из Росреестра, был двухэтажный дом площадью 1,1 тысячи квадратных метров в Московской области.

В Башкирии Клебанов сдал декларацию только за 2021 год, когда он был заместителем министра. В 2022 году началась спецоперация, и президент разрешил чиновникам не публиковать свои доходы.

Но за 2021 год его доходы снизились и составили 1,6 миллиона рублей. В собственности у него была 1/2 доля квартиры на 73,1 квадратного метра. В пользовании — квартира на 43 квадратных метра. О наличии автомобиля не сообщалось.

Жена в декларации уже не упоминалась, только дети. Их имущество со времен пермской декларации не поменялось.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем