В Уфе продолжают приглядываться к новому ресторану, который открылся вместо «Макдоналдса». В то же время крупный мебельный холдинг IKEA объявил о распродаже, а жители активно обсуждают, смогут ли заменить компанию после ухода. Эксперт Олег Арефьев обычно высказывается для UFA1.RU о транспортных проблемах, но на этот раз мы публикуем его мнение о попытках заменить иностранные бренды.
Кто нажмет красную кнопку?
Когда я слышу утверждение типа «Мы чего, сами котлеты делать не сможем?», я понимаю, что человек вообще не понимает, о чем говорит. В частности, «Макдоналдс» — это история вообще не про котлеты. Как и IKEA — не про табуретки. В первую очередь это системы, построенные на высочайших стандартах, технологиях, и всё это завернуто в маркетинг высочайшей пробы. Вот без всего этого ничего подобного не создать.
Маркетинг? После того как новая сеть [«Вкусно и точка»], выкупившая за бесценок «Мак», рожала название дольше, чем Толстой писал «Войну и мир», а потом выдала такое, что из глаз кровь течет, я понял, что шансов у них — ноль! Просто за мысль, что такое название имеет право быть, маркетолог «Мака» летел бы с работы впереди своего визга.
Я на всю жизнь запомню, как много лет назад разговаривал с директором одного итальянского завода. У него все, кто хоть как-то был связан с технологическим процессом, были итальянцы. Он их привозил из Италии, снимал им жилье и плюс к зарплате платил хорошие командировочные. По наивности я ему задал вопрос: «А чего, наших нельзя на эту работу ставить, что ли?» Он мне объяснил очень просто.
Вот есть красная кнопка, чтобы продукт получался хорошего качества, ее нужно нажимать ровно в 12:03. Россиян можно научить нажимать кнопку, при этом так, что никто не сможет это делать более виртуозно. Но их нельзя научить нажимать ее в 12:03. Хорошие работники будут ее нажимать в 12:00 или в 12:05, плохие могут вообще забыть нажимать.
Так вот, в «Маке», IKEA и им подобных смогли за счет построения внутренних процессов эту проблему решить, там даже цирковая обезьяна, стоящая за кассой, не может положить систему. Почему так не может наш бизнес? А он даже не считает это важным. У него задача подключить административный ресурс, без которого в России не работает ни один крупный бизнес, а дальше — доказывать работникам, что за те копейки, которые им платят, на их место за забором очередь стоит, если они недовольны. И главное — самому в это верить.
Из России уходят не булки, котлеты и табуретки. Из России уходят стандарты качества, технологии и эталоны маркетинга, под которые постепенно начали подтягиваться окружающие, поставщики, логисты, маркетологи. Когда они уйдут, то их заменит пафос, и «кнопку» вообще нажимать перестанут. Самое страшное, что многие этого даже не понимают, а значит, и построить что-то даже отдаленно напоминающее их процессы нам не светит.
Другое мнение
Ранее бизнес-омбудсмен Башкирии Флюр Асадуллин также отмечал, что уход крупных иностранных компаний может негативно сказаться на стандартах качества оставшихся производителей. В то же время он считает, что это дело — поправимо.
— Плохо, что уходят компании, которые выставляли высокую и образцовую планку качества. На них ориентировался и местный бизнес. В плане общепита то, что уходят, я не переживаю. Уходят и уходят. В Италии тоже днем с огнем не найдешь «Макдоналдс» — у них своя кухня. Уверен, что скоро наши предприниматели спокойно заместят ушедших. На первых порах, может быть, не так качественно, но это будет шанс — шанс для наших предпринимателей, — заявил Флюр Асадуллин.
Полностью его мнение читайте также на UFA1.RU.
Согласны с автором?