25-летний уфимец Сергей (имя изменено по его просьбе — Прим. ред.) уехал из России вскоре после объявления частичной мобилизации. Он переехал в Армению в октябре, и с тех пор проживает там. Сергей — блогер, занимается обзорами гаджетов и техники, у него почти 40 тысяч подписчиков в «Дзене» и около 6 тысяч — на YouTube. Корреспондент UFA1.RU расспросил уфимца о том, почему он уехал, как ему жизнь за границей и можно ли прожить в эмиграции на доходы с интернета.
Сборы и сложный разговор с родителями
Мысли о переезде посетили Сергея и его друзей еще весной. Изначально планировалось, что к этому будут тщательно готовиться в течение года-двух: копить деньги, оформлять документы, осваивать новую специальность. Решение переезжать Сергей принял из-за своего несогласия с действиями российской власти.
— Я всегда считал себя патриотом России. Нужно только понимать, что патриотизм — это любовь к стране, а не поддержка власти. То, что с советских времен так любят называть патриотизмом, зовется на самом деле конъюнктурностью, — считает он. — Вопросы к нынешнему правительству у меня начали возникать еще лет десять назад, а в 2014-м появилось четкое понимание: «мы явно идем не туда».
Тем не менее признается Сергей, до 24 февраля он «еще пытался найти оправдания некоторым действиям власти». После начала военной спецоперации России на Украине блогер, по собственным словам, понял, что «оправданий нет и быть не может». Поэтому объявление мобилизации не открыло ему глаза, а лишь стало драйвером для принятия окончательного решения.
— Сентябрьские события заставили ускорить как подготовку, так и выбор страны, даже несмотря на то, что я не подлежал мобилизации, — рассказал Сергей. — Фактически я присоединился к друзьям ради духа авантюризма: хотелось сменить обстановку, завести новые знакомства, да и в целом не хватало внутреннего спокойствия.
Сборы заняли чуть больше недели. Часть вещей Сергей продал, часть оставил у друзей. Самой сложной частью процесса было успокоить родителей, которые придерживаются отличных от нашего героя взглядов: они, по его словам, искренне не понимали, почему сын решил уезжать. Впрочем, гораздо чаще Сергей встречал поддержку и понимание в своем окружении.
— Договорился в автошколе, что временно уезжаю: там отнеслись с пониманием и предложили приостановить учебу. Знакомые или поддержали, или удивились, но негатива не было — все всё понимают, — рассказал он. — Уже после переезда некоторые подписчики назвали меня «предателем».
В Армении можно жить на 20 тысяч в месяц
За две недели до полета Сергей и компания купили билеты, процесс прошел без приключений: регистрация на рейс, опрос у таможни, общий досмотр, проверка билетов, посадка в самолет.
— Судя по отзывам ранее уехавших знакомых, еще весной и летом с этим было сложнее, докапывались буквально до всего, — рассказал Сергей. — Я приехал в Армению в середине октября. Сначала полет до Еревана, затем ночь в аэропорту Звартноц, а уже рано утром электричка до Гюмри. Живу с друзьями на окраине города в доме, почти полностью заселенном иммигрантами: можно сказать, Брайтон-Бич в одном здании.
Образ жизни Сергея практически не изменился после переезда, но работы стало меньше, поскольку получить гаджеты на обзор в Армении оказалось сложнее, чем на родине.
— Продажа техники и работа доставки здесь, можно сказать, в зачаточном состоянии — как в России лет десять тому назад, — рассказал он. — Местные иммигранты даже создали отдельный сайт, где расписаны все нюансы доставки из-за рубежа. Но есть и свои плюсы: работает прямая доставка из Европы, а для покупок в США можно воспользоваться местными сервисами. С покупками в Китае тоже есть сложности: доставка большинства товаров на AliExpress платная, но даже если заплатишь, ждать придется долго — порой до двух месяцев!
Сергей рассказывает: из четырех лет, что он ведет блог, полтора года он практически не приносил дохода. Молодой человек работал на энтузиазме, потому что нравилось писать и снимать, а особенно про технику, которой он увлекается с детства. Блог удалось монетизировать в период пандемии, когда во время самоизоляции Сергей полностью посвятил производству статей и видео всё свое свободное время.
— До 2022 года получалось хорошо зарабатывать: от 30 тысяч рублей в слабые месяцы до 100 в хорошие. После февральских событий заработок упал до 20 тысяч в месяц, — признался он. — Но в Армении для покрытия базовых потребностей этого вполне хватает. Воспринимаю такие вещи как временный кризис, который рано или поздно закончится. Параллельно учусь новым вещам, чтобы в случае чего всегда была работа. Бедности не стыжусь — понял, что деньги не приносят счастья.
Переезд подтолкнул Сергея искать новые форматы статей и видео из-за сложностей с приобретением гаджетов на обзоры. Блогер рассказал, что сейчас также старается развивать и саму подачу материала. Периодически он заказывает технику из-за рубежа, чтобы всегда было на что сделать обзор.
О плюсах и минусах страны
— Если говорить об Армении в целом, то очень подкупает экономическая и сетевая свобода: практически все сайты здесь работают без VPN, а местную валюту, драмы, можно легко обменять как минимум на четыре иностранные валюты: доллары, евро, рубли и грузинские лари, — рассказал он. — Говорят, что здесь можно даже обналичить криптовалюту!
Сергею нравятся сами армяне, их культура и кухня. Он отметил, что в основном продукты в стране дешевые, хотя молочка, яйца, полуфабрикаты и часть лекарств будут стоить дороже, чем на родине. На прилавках можно найти товары из самых разных стран: России, Ирана, Украины, Болгарии, Словении и других. На каждом шагу стоят автоматы с дешевым кофе и питьевые фонтанчики.
Сергей рассказал о том, сколько стоят в Армении некоторые основные товары. Дорого стоят не только молоко (700–1000 драм, это 110–158 рублей) и привычный нам твердый сыр (3500–4500 драм за кило, это 554–712 рублей), но и, например, десяток яиц (660 драм, или 104 рубля), сосиски (1000 драм за кило, это примерно 158 рублей), хорошие макароны (500–600 драм, или 79–94 рубля).
Зато, например, хлеб обойдется в 120–140 драм (в районе 20 рублей), лаваш из пекарни будет стоить 600 драм (примерно 94 рубля), целая курица — около 1200 драм за килограмм (чуть меньше 190 рублей), окорочка — 1500–1800 драм за кило (от 235 до примерно 286 рублей), местный рассольный сыр чанах — 2500–3000 драм за кило (около 400–474 рублей), в 200 драм (около 30 рублей) обойдется обычно туалетное мыло.
— С безопасностью здесь тоже хорошо: улицы постоянно патрулирует полиция, а местные никогда не пожелают тебе зла, — рассказал Сергей. — Спешить и суетиться здесь не принято, что, с одной стороны, хорошо, а с другой — не очень удобно. Например, оформление обычного загранпаспорта может занимать месяцы, но это уже вопросы к российскому консульству, а не к самой стране. Особенности местной доставки уже описал.
Из минусов Сергей отмечает местную инфраструктуру: плачевное состояние дорог на окраине, культуру вождения. Зато проезд недорогой: на автобусе и ереванском метро 100 драм (около 15 рублей), на такси до центра — около 700 драм (чуть больше 100 рублей).
— Если необходимо добраться из Гюмри до Еревана, то можно купить билет на электричку или поехать в местном «блаблакаре». Цена одинаковая — 1500 драм, — рассказал Сергей. — Из документов у меня сейчас только внутренний паспорт РФ. Если придется оставаться на долгое время — буду оформлять прописку, счет в банке и вид на жительство.
Сергей отметил, что русский язык здесь знают практически все, но между собой общаются на армянском. В Гюмри много вывесок на русском языке, в Ереване же чаще дублируют на английском. В случае, если текст непонятен, можно перевести его через приложения для перевода текста с фотографий. В целом, пока серьезных сложностей из-за языкового барьера у блогера не возникало.
— Но у одного из друзей был случай, когда молодая продавщица в магазине не смогла назвать стоимость лампочки, — отметил он. — В таком случае можно воспользоваться английским.
По мнению блогера, во временном переезде в другую страну нет ничего страшного: он считает, что это лучше, чем жить в неопределенности. Сергей рассказал, что планирует вернуться в Россию «сразу же, как всё закончится».
— Другой вопрос — неизвестно, когда и чем всё завершится, — отметил он.
Ранее в рамках нашей рубрики «Уфимские эмигранты» мы рассказывали историю основателя уфимского марафона Владислава Литвинчука, который переехал в Словению после начала спецоперации в Украине. 26-летний музыкант из Уфы по имени Алексей рассказал о том, как ему живется в Кыргызстане, а до этого мы писали о том, как семья айтишника Владимира мигрировала в Черногорию, пожив перед этим в Беларуси.