Транспортный коллапс, разрулить который врио Башкирии Радий Хабиров потребовал еще 15 октября, похоже, достиг апофеоза. После акции протеста (ее устроили перевозчики-нелегалы утром во вторник, 23 октября) их дни сочтены — снова выйти в рейс на улицы Уфы они смогут лишь после победы в конкурсе.
«Ждала, пока не дождалась»
Жалобы на «бешеные» разваливающиеся пазики, которые возят пассажиров как дрова и не беспокоятся об их безопасности, были на устах у всех, кто хоть раз воспользовался их услугами. Масла в огонь подлило и резонансное ДТП с участием детища Павловского автомобильного завода: автобус ПАЗ врезался в НЕФАЗ, который стоял на остановке «Парк имени Калинина» и высаживал пассажиров. Пострадали 12 человек, в том числе один ребенок. Но критической массы, после которой пройдена точка невозврата, материя еще не набрала.
Лед тронулся лишь после того, как Радий Хабиров самолично прокатился на ПАЗике — решение проблемы врио Башкирии потребовал «дожать».
Последствия «дожима» уфимцы почувствовали на собственной шкуре: утром во вторник, 23 октября, многие из них добирались до работы пешком.
— Живу в Сипайлово, должна была прийти на работу на улице Лесотехникума к 8, вот, только что явилась — не дождалась маршрутку, пришлось подниматься в гору пешком, — негодовала читательница Ufa1, в редакцию портала она позвонила в 9:15.
Маргарита, которая живет на проспекте Октября в районе остановки «Юрюзань», простояла в утреннем тумане 40 минут, но привычный «ПАЗик» 26 маршрута так и не приехал. Вместо него неожиданно пришел НЕФАЗ, который следовал по тому же маршруту.
В похожие передряги попали жители Шакши, Максимовки, поселка 8 Марта, микрорайонов Сосны и Южный. Горожане заговорили о забастовке маршрутчиков-нелегалов.
«Уберечь машины от эвакуатора»
Впрочем, называть эту акцию «восстанием нелегалов» было бы слишком громко. Как признался корреспонденту Ufa1 водитель одного из несанкционированных маршрутов, мера эта была вынужденная.
— Еще в понедельник вечером нас предупредили, что наши автобусы вывозят на штрафстоянки. Руководители велели пока не выходить в рейс, чтобы не лишиться всех машин, — рассказал Матвей, который водил нелегальный автобус по маршруту № 71 ТРЦ Планета — Шакша.
Впрочем, власти сориентировались быстро: уже к вечеру стачников отправили в нокаут — уговаривать их поработать не стали, а вывели на линию автобусы государственного перевозчика «Башавтотранс».
В том, что транспортное сообщение в городе восстановлено, корреспонденты Ufa1 убедились лично. К пяти часам вечера во вторник, 23 октября, подъехали к проходной УМПО на улице Сельской Богородской — в это время на заводе как раз заканчивается смена. Маршрутки подлетали к остановке быстрее, чем поезда метрополитена, некоторые автобусы уезжали даже полупустыми.
— Такая картина здесь каждый день, ничего необычного нет — заводчане едут домой, — прояснила ситуацию продавщица из остановочного киоска. — Минут через 15 вся толпа рассосется. Утром, и правда, было туго с автобусами, но сейчас идут как часы.
Предсказания киоскерши сбылись: новенький НЕФАЗ «Башавтотранса» маршрута № 226, в котором отчалили корреспонденты Ufa1, отошел от остановки всего с пятью пассажирами на борту.
Разберемся в терминах
Так кто же такие нелегалы? Информацию о том, какие документы потребуются для организации пассажирских перевозок, можно найти на бизнес-сайтах или порталах ответственных ведомств. По закону о пассажирских перевозках, добросовестный, или назовем его, легальный, водитель маршрутки должен иметь вполне определенный пакет документов:
— лицензию Госкомтранса, она дает право перевозить людей;
— маршрутную карту, где прописаны места посадки-высадки пассажиров, ее на конкурсной основе выдает администрация города.
Нелегалы — это те водители, которые возят пассажиров, не имея на руках маршрутных карт. Как гласит отчет министра МВД республики, оглашенный в начале этого года, перевозкой пассажиров в Уфе занимается около 5000 автобусов, а имеют транспортную карту только 2400. Их-то и ловили накануне инспекторы Западно-Уральского управления Госавтодорнадзора — выходили в рейды, накладывали штрафы и арестовывали транспортные средства.
Днем в среду, 23 октября, полиция накрыла индивидуальных предпринимателей, которые помогали нелегалам утрясать юридические вопросы.
— Сотрудники Управления экономической безопасности и противодействия коррупции осмотрели помещения организации, оказывающей юридические услуги некоторым индивидуальным предпринимателям в сфере пассажирских перевозок. Установлены документы, свидетельствующие о деятельности ряда предприятий с нарушением действующего законодательства. По результатам проверки будет принято решение в соответствии с законодательством, — рассказали в пресс-службе МВД по РБ.
Последний аккорд
Сегодня утром, 24 октября, стало известно, что нелегалы пришли на ковер к Радию Хабирову с поклонной головой. По словам источника Ufa1, они признались, что готовы прекратить бастовать и выйти на маршруты. Но это оказалось не так-то просто.
— Пока увеличат количество автобусов «Башавтотранса» и других легальных автоперевозчиков. В ноябре к ним могут присоединиться и другие участники рынка, которые желают работать цивилизованно, — пояснил источник Ufa1. — Для этого нужно будет выиграть в открытом и честном конкурсе. И вот тогда, пожалуйста, возите людей.