
Что даст пешеходам введение платных парковок в Уфе?
Введение платных парковок в Уфе, кажется, поделило город на водителей, которые против инициативы властей, и пешеходов, которые ее одобряют. Журналист UFA1.RU Антон Селиверстов на второй стороне, но и у него проект большой радости не вызывает. Что не так с платными парковками, читайте в его авторской колонке.
Водителям это не понравится
Я тоже не в восторге от введения платных парковок в центре Уфы. Но, друзья-водители, не спешите хлопать меня по плечу и звать покататься. В целом я идею одобряю, но некоторые её детали заставляют меня сомневаться. Судя по комментариям на UFA1.RU, большинство читателей против платных парковок, а потому начать я считаю правильным с неприятной части разговора — без умасливаний и попыток задобрить.

К машинам равнодушен, предпочитаю ходить пешком, при необходимости пользуюсь общественным транспортом или такси
Личный сайтЕсли вы заядлый автомобилист и считаете, что плата за парковку нарушает ваши права, я вам не понравлюсь. Не то чтобы мне плевать на ваши проблемы — скажем, они для меня не важнее проблем всех остальных и уже тем более моих собственных.
Да, вы мне мешаете. Ну, не все вы. Мне мешают машины, которыми сплошь заставлены полосы рядом с обочиной почти на каждой улице города. Они мешают проехать автобусу, на котором я еду вместе с остальными пассажирами.
Мне мешают машины, которые кучей усеивают каждый свободный пятачок вокруг пешеходных путей и даже — в совсем уж вымораживающих, но отнюдь не редких случаях — на них. Они мешают пройти мне и остальным, в том числе и тем, кто сам идет до своего авто.
Мне мешают машины, которые запарковывают те самые улицы, где вводится плата, и те, где (пока) этого не сделали. Они нарушают эстетический облик городского центра, которым я любуюсь на прогулках. Да, этого достаточно, чтобы задуматься об ограничениях на право автопарковки.

Ну, сами же у себя дорогу крадут
А где вам тогда ставить свои машины? Ну, поставьте их в том дилерском центре, где вы ее купили. Как добираться до работы, возить детей в школы и секции? Точно так же, как это делают все те, у кого своей машины нет.
Чтобы совсем уж грубым не быть, отмечу: ваше недовольство мне понятно. Вы привыкли к комфорту, которое дарует личное авто, и не готовы пересесть на общественный транспорт. Признаю без всякого злорадства: тут правда не очень. Не настолько, чтобы возненавидеть свою жизнь и окружающий мир, но один-другой денек вполне себе может испортить.
Не без причин принято хаять общественный транспорт Уфы, однако он далек от звания «ужасный». С другой стороны, на «супер» или хотя бы «хороший» наши автобусы, трамваи и троллейбусы, как по мне, тоже не тянут. Я понимаю довод «Сначала сделайте удобный общественный транспорт, а потом вынуждайте пересаживаться с авто». Понимаю — но не принимаю.
Во-первых, никогда ничего общественного не будет комфортнее, чем свое собственное, личное. Но никогда общественное само по себе не станет комфортнее, пока преобладают интересы каждой отдельной личности в короткой перспективе. Отсюда следует во-вторых: давайте сначала пересядем на общественный транспорт, а потом, уже большим числом, будем требовать повышения удобств. В конце концов, одно из условий качественного общественного транспорта — свободные дороги.

Общественный транспорт Уфы — тема для отдельного разговора
Речь о нарушении чьих-то прав мы тоже быстро сворачиваем. Я посмотрел: в Конституции ни слова о праве на парковку. На здоровье, образование и прочее подобное никто не посягает. Надо в больницу, школу или другой соцобъект — машина подъехала, высадились, машина уехала, потом обратно примерно по той же схеме.
«Парковаться не смогут только те, у кого нет лишних 40 рублей, а автовладельцы с деньгами проблемы даже не заметят». Знаете, кто еще не заметит проблемы? Те, у кого никогда и не было авто. Водители из-за них сильно волнуются? Если да, вернитесь по тексту выше, где я говорил, чем мне мешают машины, и вспомните, как вы распереживались за меня бедного.
В вопросах, связанных с финансами, наш мир работает по простым и циничным принципам. Нет денег на машину — едешь на автобусе. Нет денег на парковку — не паркуешься в платных зонах. Я не говорю, что это хорошие принципы, но именно такие работают в реальном мире. Но в этой реальности и у меня есть поводы насторожиться из-за платных парковок.
Рано радуетесь, пешеходы
Во-первых, меня смущает начальная стоимость парковки. Нас предупредили, что цены впоследствии могут поменяться (наверняка поменяются и наверняка повысятся), чтобы на их фоне проезд на общественном транспорте выглядел привлекательнее. Но проект стартует в июне, а месяцем раньше на нескольких автобусных маршрутах, которые пересекают центр Уфы, планируется подорожание билетов до 45 рублей. 45 рублей на автобусе привлекательнее, чем 40 рублей на своей машине?
45 на автобусе привлекательнее, чем 80 рублей за 2 часа стоянки? Чем 120? Ну-у-у, может быть. Все ведь в курсе, что 300 рублями за такси сейчас в Уфе мало кого удивишь? Для владельца своего авто это сопоставимо с семью часами парковки, добавь еще 20 рублей, и хватит на рабочий день.
Впрочем, это не точные расчеты. Нужно учитывать еще время на въезд и выезд, а также расходы на топливо. К тому же, цены за парковку все равно придется повышать с учетом вновь появляющихся обстоятельств. Но то, что одно такое обстоятельство будто вдруг появилось после уже большого анонса проекта, мне видится некоторая непоследовательность. Если я прав, то авторам столь действительно сложной задумки, следует внимательнее оценивать картину, вести прогноз и согласовать действия с большим кругом лиц, способных создавать «обстоятельства».
Во-вторых, что будет в рабочее время вокруг платной зоны? В кварталах по ее периметру не сильно обрадуются, если их дворы станут парковкой для самых хитрых и экономных ездоков в центр. Шлагбаумы везде поставить? Должно сработать, но с улицами что? Тоже платной зону сделаем? Окей, а что во дворах вокруг новой зоны? Шлагбаумы и… В общем, введение платы за парковку, кажется, не решает проблему засилья авто, а лишь отодвигает ее, перенося боли центра на другие районы.

«Паркуюсь где хочу»?
В-третьих, платное время — с 07:00 до 21:00. За его пределами пешеходы и пассажиры общественного транспорта резко становятся менее важными. То есть, вечером, когда горожане могут погулять вместе с туристами, забивайте машинами центр Уфы. Автобусы в это время все равно едва ходят.
Так что, не надо прикрывать идею с парковками мной одними только пешеходами — дескать, для нас улицы освобождают. Прежде владелец какого-нибудь магазина убедит меня, что занимается торговлей только ради того, чтобы держать полки пустыми. Он, конечно, хочет их освободить — ведь опустевшее место должен занять следующий товар, который принесет прибыль.
Кстати, что по денюжкам?
Всех точных сумм в мэрии не называют, а заявляемая цель — держать свободными 10-15% пространства для стоянки авто. По словам начальника транспортного управления Олега Хмарина, если проект выйдет на самоокупаемость, этого уже будет достаточно.
«Этот проект городу нужен не ради зарабатывания денег и пополнения бюджета, — пояснял чиновник. — Это чтобы освободить исторический центр Уфы от засилья авто».
А сколько потратят? Точно мы не знаем. Пока UFA1.RU нашел только две закупки, связанные с платными парковками, в общей сумме на 8,2 миллиона рублей.
Тут у меня возникает еще один повод для сомнений. Мне не нравится, что чиновники неохотно раскрывают или почти не раскрывают затраты и ожидаемый размер дохода. От этих показателей зависит оценка инициативы властей. Если в бюджет придет больше, чем ушло, или хотя бы столько же — успех. Потратили больше, чем получили, а центр все равно занят машинами — вносите коррективы или срочно откатывайтесь назад и заходите с другим планом, а в худшем случае вообще сворачивайтесь.

Курировать столь непопулярную инициативу в мэрии Уфы доверили Олегу Хмарину
К делу все-таки подключена частная компания. Никаких к ней по этому поводу претензий и упреков (во всяком случае, пока), но у любой коммерческой организации, какие идеи она не декларировала бы, по определению смысл и возможность существования — прибыль. Будет обидно, если после всех трат окажется, что этой или любой другой компании нецелесообразно вести проект, а, может быть, и наоборот — что город им переплачивает.
Полагаю, авторы и кураторы просто осторожничают, чтобы на старте не давать поводов для большей критики. Если так, это можно понять: инициатива и без того непопулярна. Лично я понимаю — но не принимаю. Как ни осторожничай, волна негодования неизбежна, но скрытность еще и подозрения вызывает.
И что в итоге?
Центр города останется парковкой — просто теперь платной. Улицы, вероятно, будут все равно заняты машинами тех, кто не пожалел денег. Не, все логично с точки зрения хотя бы, опять же, финансовой: земля, которая пользуется спросом, не может быть бесплатной, город должен брать за это деньги и, если повезет, пополнять бюджет. Уже хорошо, если на «полках магазина» будет порядок.
Ну и стоит ли разбиваться Уфе на два лагеря: пешеходы vs водители? Выгоды первых призрачны, а среди вторых есть немало таких, кто тоже считает, что парковки нужно жестче контролировать. Введение платы отвадит тех, кто утром бросает тачку где попало и уходит на весь день даже не по делам, а просто прошвырнуться. Пусть он едет на автобусе или такси и оставит место тому, кто готов кошельком подтвердить, что ему без машины никак.
Остальные условия платы за парковки — штрафы, льготы и прочее — смотрите в разборе UFA1.RU. Также читайте крик души уфимки, которая ездит на работу на автобусе и каждый день тратит на дорогу 4 часа. Советуем и интервью с начальником транспортного управления Уфы, когда он только заступил на должность — у него еще много интересных идей.
Что думаете по поводу платных парковок?