Продолжаем обсуждать идею создания Уфимского метро. В прошлый раз журналист Идель Гумеров представил свою «фантазийную схему» на оценку читателей UFA1.RU. В этой части он отвечает на вопросы и продолжает объяснять свою идею.
Напомним, для простоты изложения мы называем это «схемой метро» (в кавычках), но представленное не стоит оценивать как «перспективную схему развития метрополитена», поскольку многие важные факторы для реализации такого масштабного проекта — к примеру объем, финансирование — Идель пока оставляет за скобками. Это лишь фантазия, любопытный фан-арт — говорят ведь, что мечтать не вредно, вот мы и мечтам.
«Через 100 лет на дронах придется летать»
Начнем с ответов Иделя на вопросы и комментарии читателей к предыдущей публикации UFA1.RU.
— Пока метро нет. Сейчас надо досконально изучить пассажиропоток везде. Есть смысл сдвинуть время начала работы, это критично, ровно в 09:00 сесть за комп? Или можно в 10:00, 11:00, даже в 14:00 это сделать? Развести по времени начало работы и учебы — уже станет легче. Набрать дворников, чтобы чистить небольшие проезды и дворы, иначе к вам же не успеет скорая либо пожарная. Это дешевле, чем строить метро, просто надо подумать и народ спросить, — написал один из посетителей UFA1.RU.
— Я с этим, безусловно, согласен. Прежде чем всерьез браться за реформирование транспортной системы, в том числе перед тем, как браться за инженерные изыскания — надо изучить то, что имеем. Возможно, по итогам изучения пассажиропотока мы придем к выводу, что нынешние маршрутки и автобусы — лучшее, что можно придумать для Уфы.
— Одна из станций обязательно должна быть около ж/д вокзала.
— Абсолютно верно. И нашей «схемой» это предусмотрено. Важно, чтобы до ж/д вокзала можно было добраться с сухими ногами из любой точки города.
— Начинать надо всё равно с той линии, которая изначально планировалась, а потом уже другие. Ну и названия станций некоторые можно изменить. Метро Уфе необходимо.
— Это покажут исследования пассажиропотока.
— За эти деньги можно трамвай везде проложить. Намного эффективнее будет.
— Трамвай будет намного дешевле, но будет ли он эффективнее — надо изучать. Доберется ли трамвай до микрорайонов города вне оси «Север-Юг» и центра Уфы? В генплане города мы видим, что трамвай должен появиться и по всей длине Менделеева, и в Глумилино, и в Инорсе, и в Кузнецовском затоне.
— Ну какое метро? На Проспекте простой подземный переход рыли три года, а про тоннель Восточного выезда я вообще писать не хочу. Ну достройте уж мечеть на въезде, позорище. В Уфе нет ни одной крупной стройки, которую завершили в установленные сроки. Мост через Белую — это отдельная тема. Поэтому не выставляйте свои глупые фантазии на показ.
— Резонное замечание, подчеркивающее эффективность менеджмента при реализации крупных проектов. Поэтому важно иметь в виду, что завалить деньгами и надеяться на город-сад не получится без нормальной команды, руководителей, специалистов, подрядчиков. Учитывая опыт Пугачева, Высотной и других проектов, приходится сомневаться, способны ли мы потянуть функционально такой проект.
— Какая-то странная схема, если честно, в некоторых местах станции расположены буквально рядом. Например, «Футбольная» и «Нефтяной университет». А где-то невероятно длинные перегоны, например «Вологодская» и «Тимашевская». Это, по-моему, просто нерационально.
— На схеме расположение станций — примерное, так как приложение по рисованию метро-схем позволяет расставлять их строго по клеткам, поэтому расстояния между ними могут отличаться от реальных. Что касается длины перегонов: извините, но между Тимашево и Автовазом — лес.
— Судя по вашей схеме, можно будет пять раз переродиться. Я не говорю, что это плохо, но это очень долго. Предлагаю поставить конечные важные остановки, которые надо будет соединить и пустить через 10 лет метро. А потом достраивать и соединять. Иначе через 100 лет на дронах придется летать, чтобы добираться от дома до работы. Возьмем основные конечные остановки:
Правды — ЖК «Яркий» — Спортивная — Бульвар Славы — Восьмиэтажка (остановка «ВАЗ»);
Телецентр — Нижегородка — 21-я Больница — Сипайлова — Инорс — Шакша (Гвардейская, 57);
Летчиков, 20 — Ахметова, 300 — Автовокзал — Менделеева — Школа МВД.
Остальные остановки добавить, как посчитаете нужным, по рентабельности. Сначала маршруты метро надо пускать от района до района, где, в свою очередь, по району будут курсировать мини-маршрутки. Все маршруты должны пересекаться, поэтому оплату лучше сделать в два раза меньше. Да и вообще, к этому времени цены могут быть совсем уже другие. Метро нам нужно, чтобы разгрузить основные артерии города, а не заменить все автобусы!
— Будет ли такое малое количество станций на линию достаточным? Не приведет ли это к их перегрузу? Что касается оплаты — конечно, важна единая система. Стоимость проезда будет высчитываться исходя из реальных показателей социально-экономического развития, рентабельности метро (если будет поставлена цель его окупить) и других факторов.
Как сделать так, чтобы в Уфе был хороший транспорт?
Теперь перейдем к схеме метро. Представим себе, что власти решительно отказались развивать автобусный транспорт и собрались провести метрополитен едва ли не в каждый микрорайон Уфимского полуострова. Итак, перед нами аж восемь линий метрополитена!
Первая — экспериментальная — объединит с городом Шакшу. В качестве расплаты за все страдания шакшинцы теперь смогут добраться до Уфы в комфортном вагоне метро до ДОКа, УМПО, пивзавода, второй площадки УМПО и бульвара Славы. От этих станций шакшинцам можно будет доехать почти что до любой точки Уфы… на автобусе? Нет, всё на том же метрополитене, даже не поднимаясь наружу.
Шакшинская линия должна навсегда избавить от пробок Перспективную улицу и Шакшинский мост, а заводы в Инорсе и Черниковке — от опаздывающих и обозленных работников. В то же время не стоит недооценивать нагрузку на линию, ведь две станции метро в Шакше будут обслуживать не только жителей микрорайона в километровом радиусе, в перспективе — еще и пассажиров из Князево и Иглино. Кроме того, в обратном направлении (из Уфы — на Северо-Восток) поедут работники заводов индустриального парка «Уфимский».
Следующая линия — магистральная, осевая Черниковская. Она должна пройти от промзоны (в частности, от УНПЗ и ТЭЦ-1) через центр и запад Черниковки (стадион «Нефтяник», Парк Победы), а дальше — параллельно проспекту Октября, собирая пассажиров, живущих на проспекте и прибывающих на него из соседних кварталов.
После улицы Шафиева линия сворачивает на Южный автовокзал — так и задумано, потому что в «Уфе будущего» межмуниципальный и межрегиональный автобусный транспорт будет интегрирован с городским, а значит потоки прибывающих из районов и соседних областей людей смогут на автовокзале разъехаться по любым направлениям Уфы. Да и сами уфимцы теперь смогут быстро добраться до автовокзала, что лишит их удовольствия подниматься по сугробам на Галле или шагать по дворам до трамваев, курсирующих по Зорге.
Еще одна из главных станций — железнодорожный вокзал. Суть такая же — не должен ж/д вокзал быть отрезанным от городского общественного транспорта! После вокзалов линия метро добирается до делового центра. Таким образом, первая магистральная линия соединит нитью промышленные и жилые кварталы на севере с административным центром на юге.
Возможно, на этом можно было бы остановиться. Однако наличие фундамента в виде двух линий метро, а также опыта по привлечению финансирования, поиску подрядчиков, инженерным изысканиям и строительству, а также возможность дальнейшего развития целой системы метрополитена открывает широкие перспективы. Отсюда — Дёмская линия, которая заодно улучшит транспортную ситуацию в Нижегородке. Благодаря соединению на станции «Гостиный двор» Дёмской и Черниковской линий мы получим 25-километровую магистраль (до московских рекордсменов еще далеко).
Другая нитка, впадающая в центральный узел, — Затонская линия. Ее функционал очевиден, однако в перспективе продолжением могла бы быть очередь до Монумента Дружбы и микрорайона Кузнецовский Затон.
Следующая идея — строительство второй осевой линии «Север — Юг», которая должна соединить северо-восток и центр Черниковки с крупными спальными кварталами (Инорс, Сипайлово, Глумилино), а те, в свою очередь, с центром, что позволит значительно уменьшить автомобильную нагрузку на Интернациональную и Трамвайную улицы, Уфимское шоссе, улицы Маршала Жукова, Менделеева и 50 лет СССР и главное — сократить время в пути.
Конечной станцией линии предполагается железнодорожный вокзал (который получит роль главного транспортного узла республики). Здесь можно будет пересесть на поезда Черниковской линии, которая доведет до центра Уфы.
В обоснование остальных линий («Тимашевско-Аэропортовской», «Автовокзально-Юридической» и других) скажу только вот что: мы не знаем, какие сложности, проблемы и вызовы, а вместе с ними перспективы, надежды и успехи будут сопутствовать Уфе через десятки лет. Уверен, что город разовьется за пределы полуострова, а значит, нужно будет соединить новые микрорайоны и включать их в единый городской транспорт.
Уфа будет необратимо увеличиваться в размерах, застраиваться и расширяться. Поэтому градостроителям, инженерам, чиновникам, общественникам нужно будет решать проблему — как сделать так, чтобы в Уфе был хороший транспорт.
Остановятся на метрополитене? Почему бы и нет. И будут проектировать линии до Зауфимья и Забелья, от аграрного университета до аэропорта, от Алексеевки до ВДНХ. Благо опыт такой уже будет. Скажу больше, он уже есть. Об этом в следующей части.
Согласны с автором?