29 июля конкурсный управляющий МУЭТ Данил Рыбалко выпустил приказ о том, что в первую неделю августа уфимские трамваи и троллейбусы перестанут ходить. Проблем с этим транспортом оказалось много: вагоны не отремонтированы, денег на зарплату сотрудникам нет. Однако позже чиновники заявили, что движение электротранспорта прекращено не будет, а все сотрудники будут переведены в другую организацию.
Чтобы узнать, как сами работники депо относятся к происходящему в МУЭТ — UFA1.RU пообщался с кондукторами, диспетчерами и водителями. О работе уфимских трамваев «изнутри» — в материале UFA1.RU.
«Платят столько же
—
в этом-то и дело!»
Ждали мы трамвай недолго — всего пять минут. Его было слышно издалека: кряхтя и гремя, он медленно ехал по рельсам, а потом остановился. Мы перебежали дорогу, так как специального места, чтобы ждать транспорт, на остановке «Пермская» нет, и вошли в открытые двери.
Кондуктором этого трамвая была Жанна (имя изменено. — Прим. ред.). Она рассказала, что работает в МУЭТ уже три года.
— А правда ли, что вас закрывают? — спросили мы.
— Это вчера так говорили, — ответила Жанна, — а сегодня сказали, что отменили это распоряжение. Мы будем работать. Там неполадки какие-то были. Нас же отдали в другую организацию. Мы принадлежали МУЭТ, а потом это предприятие закрыли и передали нас в УИТ. А там документация оказалась не в порядке.
Рассказала кондуктор и про то, как долго ей не платили на работе. Всего месяц — не перечислили на карту аванс, но начальство обещало, что больше такое не повторится. Как мы выяснили у других сотрудников депо, речь идет о небольшой сумме — 4–5 тысяч рублей. Прежде зарплату всегда выдавали вовремя. Но это не значит, что условия всех устраивают.
— Платят столько же — в том-то и дело! За три года [зарплату] не повысили, — рассказала Жанна.
Кондуктор пожаловалась, что на жизнь одной ее зарплаты недостаточно, но сменить профессию она не может из-за инвалидности. До этого Жанна работала поваром, а когда начались проблемы со здоровьем, перешла в МУЭТ — «еле устроилась».
Сколько же зарабатывают сотрудники трамваев, ответила другая наша собеседница — диспетчер из депо Наталья (имя изменено. — Прим. ред.). По ее словам, водители получают деньги за накатанные часы. Если отработают в месяц 170 часов, зарабатывают около 30 тысяч рублей. Накатывают меньше — 20–25 тысяч. Но за 35–40 тысяч надо работать без выходных. Диспетчеры получают еще меньше водителей, а зарплата кондукторов зависит от того, сколько они привезут денег.
«
У нас вечно людей не хватает
»
У кондукторов есть короткие и длинные смены, рассказывает кондуктор Ирина (имя изменено. — Прим. ред.). Первые — с 05:00 до 15:00, по дням график пять через два. На «длинные» выходишь позже, но длятся они 12 часов, освобождаешься поздно вечером. Два дня работаешь, два отдыхаешь.
— Работа не то чтобы сложная. Просто люди разные бывают. Кто адекватный, кто не очень. Пьяные часто садятся. Самим приходится это как-то решать. Полицию ведь ждать не будешь, мы же едем, — рассказала кондуктор.
Однако Наталья считает, что пьяными пассажирами проблемы не ограничиваются. Она работает диспетчером последние четыре года, до этого 18 лет она сама водила трамваи и знает, с какими последствиями сталкиваются водители. В молодости ей нравилось ездить, тогда для нее это было «по приколу», а потом уже появились муж, семья, дети и больная поясница. Пришлось уйти в диспетчеры. Многие в трамвайном депо после 45 лет резко начинают испытывать проблемы со здоровьем. В основном болеют остеохондрозом, у женщин возникают проблемы по гинекологии. Влияют на здоровье и постоянная вибрация, и электричество, и то, что, по словам Натальи, нужно быть очень внимательным.
— Работа тяжелая. У нас вечно людей не хватает. Кто-то приходит, молодые учатся, но не все могут работать. Ведь трамвай по линии едет — не свернешь в сторону. Один раз стукнется, второй — и увольняются, — заметила Наталья.
Одна из водителей так и вовсе сказала нам, что остается на должности только из-за пенсии. Женщины, которые отработали в депо 15 лет, могут уйти на пенсию в 50, а мужчины со стажем в 20 лет — в 55.
«Просто город не хочет нам помочь»
Говорила Наталья и о кризисе в МУЭТ. По ее мнению, все вагоны в Уфе настолько старые, что их пора списывать, а половина из них так вообще стоит в депо для ремонта. Но даже с пятью новыми трамваями, отметила диспетчер, возникают сложности. Вагоны плохо проходят по рельсам и сетям — дороги и всю систему давно пора менять, считает она.
— Тряска, и вагон дребезжит — от всего этого, — пояснила Наталья. — В Москве едешь на трамвае как по асфальту в машине. Стыков рельсов даже не видно. А я, между прочим, на старых трамваях там работала.
Наталья видит только одну причину происходящего.
— Мое мнение: просто город не хочет нам помочь, — заявила диспетчер МУЭТ. — По идее мы же муниципальная организация. [Мэр Москвы Сергей] Собянин вон — всё для города делает, все старые трамваи выкинул, «Витязи» купил. А почему наш глава строит мечети? Лучше бы показал людям и туристам новые трамваи, сделал бы нормальные дороги.
Особых переживаний у сотрудников депо из-за кризиса трамваев мы не заметили. Одна из кондукторов, Ирина, вовсе заявила, что и увольнение ее не страшит.
— А что пугаться? Даже если нас закроют, ну пусть и закроют. Тогда будут сокращения. Это как минимум три месяца [после увольнения будут выплачивать среднемесячный заработок]. За это время всё равно найдешь что-нибудь, — заявила она. — Я всегда говорю: «Зачем бояться того, чего поменять всё равно не можешь?»
«Старое, новое. Лишь бы доехал»
На обратном пути в редакцию мы порасспрашивали и пассажиров о том, что они думают о трамваях.
— Я люблю в нем ездить — спокойно, свободно, — рассказала одна женщина. — Никто об тебя не трется. И остановки объявляют. Трамвай очень нужен. В прошлый раз я троллейбус почти два часа ждала, а трамвай всегда ходит по расписанию. И я точно знаю, что он приедет.
Еще одна объяснила, что трамвай № 10 — единственный транспорт, который едет с улицы Зорге до ее дома, а качество вагона ее не заботит.
— Старое, новое. Лишь бы доехал, — сказала она.
В этот момент трамвай остановился, и пассажирка пошла к выходу.
— Дверь опять застряла! — закричала водитель.
Кондуктор подбежала к двери, ударила — та открылась. Только тогда люди смогли выйти. Транспорт начали заполнять другие пассажиры. Старушка еле затащила свои вещи наверх и проворчала, какой вагон все-таки старый. В трамвай заскочил парень и спросил, почему так долго не идет маршрут № 5. Кондуктор объяснила, что вагоны сейчас на ремонте, а на «десятке» ему не по пути.
Мы подсели к одной из пассажирок. Она рассказала, что ездит в трамваях редко — «по необходимости».
— По центральным улицам они не ходят, мешают, — объяснила она. — Но мне сейчас нужно доехать до автовокзала. А с проспекта [Октября] на другом общественном транспорте до него невозможно добраться.
В разговор включился сидевший рядом пожилой мужчина.
— Вы настаиваете, значит, на том, чтобы вернули трамваи по проспекту? — спросил он. — Их убрали якобы потому, что они мешали остальному транспорту. Но они никому не мешают.
— Нет, — возразила женщина. — Сейчас машин стало очень много. И трамваи на проспекте уже всё, не актуально. Сейчас там на транспорте хоть на каком-то можно доехать. А нормальное движение трамваи только тормозить будут.
Но пожилой мужчина нашел решение этой проблемы:
— Уравнять их, — заявил он. — Если сейчас рельсы у транспорта имеют преимущество, нужно уравнять, да и всё.
Чем закончился этот спор, UFA1.RU не знает. Трамвай остановился, и мы вышли на улицу. За несколько часов мы сделали круг и снова оказались у крыльца редакции. Трамвай поехал дальше.