Жители Туймазинского района попросили главу Башкирии Радия Хабирова заняться благоустройством одного из старейших православных храмов республики — Свято-Троицкого (другое название — Церковь Троицы Живоначальной). Они говорят, что уже обращались к властям, но ответы их не устроили. При этом история у храма богатая: о нём знал сам император Николай II. Рассказываем, что известно о храме.
Будет ли реставрация
К главе Башкирии обратилась жительница Туймазинского района. Она рассказала, что в селе Верхнетроицком стоит храм 1750-х годов постройки (это подтверждает историческая справка на сайте администрации района), он подлежит государственной охране, ему необходима реставрация, но за нее так никто и не взялся.
Женщина говорит, что обращалась в Минкульт Башкирии, откуда ее направили в Управление по госохране объектов культурного наследия. Там ей сообщили, что финансирования на эти цели нет.
— Подготовка вышеуказанной проектной, проведение производственных работ по сохранению объекта культурного наследия возможна к осуществлению за счет иных внебюджетных источников или по инициативе юридических лиц, граждан (правообладателей) за их счет, — говорится в официальном ответе.
Хабирова попросили взять «под личный контроль» вопрос реставрации. Эта просьба прозвучала на фоне поездки главы Башкирии в село Верхотор, где идет благоустройство в районе старого завода и церкви возле него (храм 1780-х годов).
В администрации Туймазинского района ответили, что молельное заведение действительно представляет историческую ценность для республики. С 1992 года прихожане помогают с ремонтом внутренних помещений, чтобы могли проводиться богослужения, но на полноценную реставрацию нужны «значительные финансовые вложения».
Администрация пишет, что в 2016 году обращалась в Минкульт Башкирии с просьбой посодействовать в ремонте.
— Однако существенным препятствием для включения объекта в плановый ремонт является отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок. По состоянию на 4 июля правоустанавливающие документы получены. Объект находится на балансе Нефтекамской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), — сообщили в муниципалитете.
Там также добавили, что запросили информацию (видимо, в Минкульте) и ждут ответа.
Заводы, Пугачев и Николай II
Храм находится в селе Верхнетроицком, в 30–40 километрах от Туймазов и Октябрьского. Стоит он на берегу пруда реки Кидаш (приток Ика).
Как сообщается на сайте администрации района, строительство храма началось в 1753 году — в то же время стали строить и медеплавильный завод. Возведение молельного заведения закончилось через шесть лет.
— Большинство архитекторов сходятся во мнении, что проект храма по духу ближе не к XVIII веку, а к эпохе первых Романовых [XVII век]. Построен он в стиле казанского барокко, имеет высокую колокольню и частично сохранившийся лепной декор. Толщина его стен местами достигает 1,2 метра. В нескольких оконных проемах сохранились кованые решетки волнисто-ромбического рисунка, в окнах притворов — копьевидные вертикали, объединенные горизонтальными и крестообразными связями, — описывает его источник.
Говорят, что в строительстве использовали раствор из яиц, которые собирали «со всей округи».
Как пишет Межпоселенческая центральная библиотека Туймазинского района, храм освятили в 1759 году в честь Живоначальной Троицы. Поэтому одно из названий церкви связанно с этим.
Также, по данным библиотеки, основателем храма является Иван Осокин — владелец как минимум десяти заводов: на территориях современных Башкирии, Пермского края, Свердловской области, Удмуртии и Татарстана. Со смертью Осокина, к слову, заводом овладел создатель Сормовского завода Дмитрий Бенардаки.
В конце XVIII века медеплавильный завод в Верхнетроицком разрушили войска восставших крестьян под предводительством Емельяна Пугачева (чьим сподвижником был Салават Юлаев). Церковь была крепостью, уничтожить ее не получилось.
Упомянутый Бенардаки часто жертвовал деньги на какие-то благотворительные цели, например на строительство приходского училища в Белебее. Церковью в Верхнетроицком он тоже занялся.
— В 1860-х годах тогдашним владельцем завода была проведена ее первая реконструкция: пристроены северный придел, притворы, заново оштукатурены все фасады и интерьер, в результате чего строение приобрело симметричный вид. Один из приделов имеет освящение во имя святого мученика Леонида, второй — святого Иоанна Предтечи (по другим источникам — Рождества Христова), — пишет Межпоселенческая библиотека.
В 1915 году император Николай II отдал на ремонт храма 1 тысячу рублей (например, один рабочий на то время получал 20–30 рублей в месяц зарплаты, так что сумма вложений была приличной).
В начале XX века власть в России поменялась: пришли большевики, которые то тут, то там закрывали и (или) разрушали храмы и мечети. Как раз на днях UFA1.RU писал про Хакимовскую мечеть в центре Уфы: ее закрыли в 1930 году.
В 1920-х годах с церкви сняли колокола. Здание частично разрушили, а остатки использовались как склад.
— В тридцатые годы служившего здесь священника расстреляли, а колокольню попытались свалить с помощью трактора и веревок. Не сумев добиться желаемого, пробовали сбить с 40-метровой высоты крест, открыв по нему огонь из разнокалиберного ручного оружия. Но и эти попытки не увенчались успехом, — приводят справку в администрации Туймазинского района.
В Уфе в конце 1920-х тоже прибегали к арестам священнослужителей. А следы от пуль на куполе в Верхнетроицком, говорят, видны по сей день.
После распада СССР религия вновь пришла в жизнь общества, разрушенные храмы и мечети стали восстанавливать. Свято-Троицкая церковь, как уже было сказано выше, с 1992 года содержалась на средства прихожан: в ней установили окна и двери, отопление, новые полы, оштукатурены стены.
Но полноценная реконструкция всё еще под вопросом.