Сегодня, 26 апреля, Страстная пятница, через два дня — Пасха, и все православные верующие красят яйца, пекут куличи и готовятся к главному христианскому празднику. Осужденные обитатели уфимской колонии строгого режима № 9 — не исключение. Заключенные «девятки» не просто клеят на яйца наклейки из супермаркета, а создают настоящие картины и пекут миниатюрные куличи.
«У меня тяжелая жизнь, и мне хочется помощи от Бога»
Олег Зарипов — рецидивист. Он прибыл в «девятку» уже во второй раз, а впервые загремел в места не столь отдаленные «по малолетке» в ставших уже нарицательными 90-х. Тогда он угнал автомобиль и попал на строгий режим. В колонии понял, что идет по неверному пути, стал постепенно приобщаться к Богу.
— Я из многодетной семьи, нас было шестеро детей. Мать — чистокровная русская, отец — татарин. Но вся семья жила по православным канонам, — говорит Олег.
Крестился он гораздо позже — когда исполнилось 27, и он вышел на волю в первый раз. Олег приехал в родное село Кушнаренково и приобщился к Богу в маленьком храме. Его как раз ремонтировали, и он предложил настоятелю свою помощь в возведении колокольни. Основными работами занимались профессиональные строители за деньги, а Олег помогал по велению своего сердца, бескорыстно.
— Когда я вышел из колонии, понял, что иду по неправильному пути. Подумал, что помочь мне может только Бог, и обратился в веру, — рассказывает Олег.
Только судьба подкинула мужчине еще одно испытание — он снова попал туда, откуда вышел несколько лет назад. Только статья стала жестче — его признали виновным в неумышленном убийстве знакомого: мужчины распивали дома спиртные напитки, произошла ссора, затем драка. А на следующий день знакомый Олега скончался. Так он получил еще 6 лет 10 месяцев строгого режима.
В колонии Олег решил не отрекаться от Бога и с новой силой окунулся в веру. Мужчина хорошо рисует, причем у него нет какого-то профессионального образования, и даже на свободе он работал в сфере, мало связанной с этой отраслью — в полиграфии. Талант художника раскрылся в колонии. Его картинам могут позавидовать приверженцы современного искусства. Специально к Пасхе товарищи сделали Олегу заготовку деревянного яйца и подставку, а он расписал их — получилось почти что яйцо Фаберже. Олег украсил его мраморной крошкой и кварцевым песком. А еще в сувенире есть секрет — внутри большого яйца спрятано маленькое. И на обоих он нарисовал мини-картины.
Сейчас мастер пробует писать иконы и практически закончил лик Христа. После того, как заключенный закончит работу, ее разместят в молельной комнате. Кстати, свод этой комнаты — тоже дело рук художника. Он расписал его, когда только попал в колонию.
— У меня очень тяжелая жизнь, я много ошибался в ней. И сейчас хочу всё исправить. Мне хочется получить помощи от Бога, — говорит заключенный.
Дома Олега ждут взрослая дочь и жена. Но чаще всего мужчину навещает сестра — приезжает к нему аж из Кушнаренково. Сидеть заключенному осталось три с лишним года. Но он написал прошение о помиловании, потому что подводит здоровье — у Олега проблемы с лимфой, и любая хворь дает о себе знать. Решать судьбу мужчины будет специальная комиссия, которая взвесит все за и против.
«Все мы под Богом ходим»
В колонии строгого режима есть еще несколько художников-самоучек, которые рисуют картины на яйцах. В каждую такую картинку заключенный Денис Мазитов, приговоренный к двум годам лишения свободы за кражу, вкладывает душу.
На роспись одного такого яйца уходит около двух часов. А всего в планах у Дениса сделать еще 500 штук. Свое яйцо получит каждый заключенный колонии, всего их 1100 человек. У него два помощника, которые помогают в кропотливом деле: один рисует фон, другой наносит основные элементы, а Денис уже прорисовывает детали. Никто из них не имеет художественного образования, просто способности, которые раскрылись в колонии.
— Все мы под Богом ходим, поэтому вся эта работа для нас не в тягость, — говорит заключенный.
Сам Денис осужден на два года за кражу, но совсем скоро мужчина выйдет на волю.
Атрибуты Пасхи в колонии освятили представители духовенства
Недалеко от яичных писарей расположились пекари — они колдуют над куличами, которые отведают на Пасху заключенные.
Яйца и куличи в «строгаче» освятили представитель духовенства. Они помолились вместе с заключенными и дали каждому наставление на праведную жизнь.
Все заключенные ждут светлые религиозные праздники — как христианские, так и мусульманские. По словам представителя духовенства, с каждым годом на исповеди и причастия приходит всё больше людей. Каждый из них пытается исправить сделанные ошибки.
Автор постоянной рубрики Алина Насырова испытала два рецепта кулича из рациона правильного питания. А еще мы выяснили, в каких российских городах отмечают Пасху не по-божески.