Жители улиц Кольцевой и Коммунаров в уфимской Черниковке бьют тревогу: их лишают единственных квартир, предлагая взамен самим найти себе новый вариант. Проблема в том, что сумма компенсаций за каждый квадратный метр не позволяет горожанам рассчитывать хотя бы на что-то комфортное. Но самое интересное, что домовладельцы не просили их переселять — наоборот, они всеми силами старались сохранить свое родное гнездышко. Корреспондент UFA1.RU пообщался с пострадавшими и узнал, что происходит на самом деле.
Одним из первых тревогу забили жители дома №148 на улице Кольцевой. Со слов местного домовладельца Сергея Перескокова, история с расселением 65-летнего дома берет свое начало с первой половины 2010-х, когда мэрия выпустила программу по сносу ветхого жилья. В 2014 году право на застройку территории получила компания ООО МТПК «Маштехресурсы», которая вскоре обанкротилась, оставив не только строительный бизнес, но и десятки обманутых дольщиков.
ООО МТПК «Маштехресурсы», согласно данным сервиса «Контур.Фокус», была основана 10 октября 1996 года. До 2021 года в числе учредителей организации числились Екатерина Попова (ныне директор ООО ЛПК «Звездный») и Гузель Гареева (ныне соучредитель ООО «БАШСТРОЙМЕХАНИЗАЦИЯ»). С 2021 года руководителем компании является Геннадий Рубашкин. В мае прошлого года «Маштехресурсы» вошли в процедуру банкротства, имея один незаконченный актив — тот самый дом на Черниковской, 20. Среди законченных объектов числятся ЖК «Звездный», республиканская детско-юношеская спортивная школа по греко-римской борьбе и 18-этажный жилой дом по проспекту Октября, 78/3.
Соседка Сергея, Елена Кирякова, рассказала UFA1.RU, что после ухода компании с рынка их снова включили в программу по расселению. Всё это время дом № 148 не признавали аварийным, так как его процентный износ был в пределах нормы. В 2018 году права на застройку перешли к ПСК-6 — организации, известной по скандалу с возведением жилого комплекса на Шота Руставели.
Группой компаний «ПСК-6» руководит бывший депутат горсовета Уфы Андрей Носков. Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», он числился владельцем фирмы вместе с депутатом Курултая республики Олегом Филипповым, но в 2018 году доля Носкова перешла к Виктории Тарасовой (по данным «Коммерсанта», дочь Носкова). ГК зарегистрирована в 2017 году в Уфе. За 2021 год выручка компании составила 439,9 миллиона рублей, а чистая прибыль — 346,3 миллиона рублей.
Согласно заключенному между мэрией и компанией договору, ПСК-6 обязуется компенсировать жителям расположенным на территории домов стоимость их квартир, проще говоря, выкупить. При этом застройщик расселять горожан не обязан, из-за чего возникла закономерная ситуация.
— Изначально нам предложили выкупную цену в 50 тысяч квадратных метров. Сейчас она, конечно, повыше, но даже так аналогичную квартиру даже в самой убитой хрущевке сложно купить. При этом ПСК-6 продает квартиры по 92 тысячи за квадратный метр. Я считаю, что каждый житель имеет право претендовать на это жилье, — рассказала Елена.
Местные жители приняли застройщика в штыки, начав ставить ему ультиматумы. Ответа долго ждать не пришлось — в конце октября прошлого года дома признали аварийными, с чем владельцы совсем не согласны.
— Мы сами делали капремонт за свой счет, — уточнила собеседница. — Ежегодно латали что-то, не могли наш дом признать изношенным на 73%. Мы даже не слышали о каких-либо проверках: подъезды у нас почти всегда закрыты на ключ, а на крышу и вовсе нельзя попасть без разрешения старшего по дому. Как они обследовали дом, непонятно.
После этого жители начали жаловаться в прокуратуру, со слов Елены Киряковой, требуя перепроверки состояния дома. 26 мая их пригласили в суд. Владельцы аварийного жилья думали, что как раз по этому вопросу, однако правда для большинства выяснилась во время заседания: согласно контракту, ПСК-6 обязана расселить горожан до конца 2026 года, но прокуратуру это не устроило, правоохранители обратились в высшую инстанцию для снижения этого срока до конца 2024-го.
— Мы думаем, что признали нас аварийными по воле застройщика, из-за чего мы лишились прав и возможностей по приватизации придомовой территории. Даже если так и нас действительно нужно переселять, то почему нас оставили без права на получение нового жилья? Почему такая низкая выкупная цена? — вопрошает Елена.
Со слов Сергея Перескокова, предложенная ПСК-6 выкупная цена не позволяет им выбрать что-то подходящее. За аналогичную стоимость, судя по информации с сайтов интернет-объявлений, жители смогут позволить себе квартиру либо на окраине, либо в таком же аварийном бараке, который не факт, что также не будет расселен через 2–3 года.
— Мы попали в бесконечный круг: купим жилье в таком же доме — нас могут снова отправить на улицу. У многих это единственное жилье, поэтому выбирать не приходится, — рассказал Сергей.
Со слов жителей, многие из тех, кто сразу согласился на сумму, озвученную застройщиком, собираются судиться, ведь они считают себя обманутыми — уж слишком мало им дали.
— Всё это делается не в наших интересах. В нашем доме № 148 уже 11 из 20 квартир съехало, но остальные не могут себе это позволить. ПСК-6 нам навстречу не идет. Мы удивлены, какое отношение к людям. Нам по телевизору показывают одно, а на деле всё совершенно другое, — пожаловалась Елена.
Как утверждают наши собеседники, они готовы расстаться с жильем, если им предложат достаточную компенсацию. Если же такого не случится, то они будут бороться до последнего, рассчитывая на помощь правоохранителей и благосклонность застройщика.
— Мы сейчас проходим по всем кругам ада. Нас три человека в одной квартире, а нам предлагают такую сумму, что хватит лишь на однушку. Нас натурально кошмарят, предлагают непонятно что. Хочется разойтись мирно, но пока не получается — застройщик не хочет выходить на контакт, — закончила женщина.
Целым и опрятным дом сложно назвать: облупившиеся стены, покосившиеся окна и упавшая частями внешняя шпаклевка. Но даже так это не идет в сравнение с двухэтажками на соседней улице Черниковской, жители которой годами добиваются признания своих жилищ аварийными, а также переселения.
Мы обратились за комментарием в пресс-службу прокуратуры Уфы. Руководство ПСК-6 в лице Андрея Носкова отказалось выйти на контакт, сославшись на занятость. Если все-таки получим ответ, опубликуем на сайте.
Напомним, ранее мы рассказывали, как живут владельцы квартир бараков в Черниковке. Один из самых примечательных домов находится на улице Богдана Хмельницкого и разваливается прямо на глазах. Местные жители уже давно требуют расселения, однако этого не происходит.
По словам жителей, размера компенсации хватает на переезд только в такой же аварийный дом. Кто должен решить эту проблему?