Сегодня, 28 ноября, стало известно, что министр транспорта Башкирии Александр Булушев покидает свой пост. Это решение он принял на фоне скандала: его заместителя обвиняют в превышении должностных полномочий и освоении бюджетных денег. UFA1.RU рассказывает подробную биографию чиновника, который оставляет руководство транспортными делами.
Биография
Александр Булушев родился в сентябре 1967 года в селе Кыштовка в Новосибирской области. Высшее образование политик получил во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте. Специальность — «менеджмент организации».
Работать Булушев начал в 17 лет в УГАТУ лаборантом кафедры. Тогда же, в студенческие годы, у него появилась семья. После двухгодичной службы в армии, в 1988 году, будущий министр начал трудиться в школе № 18 техническим работником. В начале 90-х Александр Булушев стал директором предприятия «Бриг». С тех пор мужчина работал только на руководящих должностях: замдиректора фирм «ЛАНС», «БитумОйл» и «Альтис», начальником отдела снабжения в промышленной компании «Глобус», директором «Винкоминвест» и «Промгеосырье».
Бизнес
«БитумОйл» Александр Булушев основал в 2009 году с бизнесменом Яковом Василевицким. Половина доли принадлежала ему вплоть до назначения министром транспорта. Компания производила и поставляла нефтепродукты регионам России и странам СНГ. Кроме того, предприятие торговало битумом, гудроном и мазутом. С помощью этих материалов строят дороги. Согласно «Контур.Фокусу», компания участвовала в госзакупках: поставляла битум в Стерлитамак, рабочий поселок Варгаши Курганской области и Набережные Челны. Заводы у «БитумОйл» есть в Уфе, Сибае и Ишимбае. Компания в прошлом году заработала 1,7 миллиарда рублей, чистая прибыль — почти миллион.
Также Булушеву принадлежала доля в нефтяной компании «Рэмойл». В 2021 году выручка составила 1,7 миллиарда рублей, как у «БитумОйл», а вот чистая прибыль — 59 миллионов.
В 2019 году Булушев стал индивидуальным предпринимателем. Виды деятельности — обеспечение работы организации и консультирование по вопросам коммерческой деятельности. ИП ликвидировано в 2021 году. Тогда же Булушев стал министром транспорта Башкирии. Кресло освободил Алан Марзаев, который в должности продержался всего полгода и постоянно подвергался критике главы Башкирии за высокую смертность на дорогах. Ныне Марзаев возглавляет МинЖКХ.
Министерство транспорта
Булушев же пробыл министром транспорта почти 1,5 года. За время его руководства в Уфе появились сотни новых автобусов, их в частности взяли у фирм из Подмосковья. Потратили на это более двух миллиардов рублей.
Проблема, с которыми столкнулся Алан Марзаев, не обошла и Булушева: Хабиров отчитывал его за рост числа погибших в автоавариях.
— Вы, как ключевой министр, борьбу с ДТП проиграли. Парадоксальная, конечно, вещь. Количество ДТП уменьшилось, количество пострадавших в ДТП уменьшилось, количество погибших увеличилось, что говорит только об одном — скорости, — сказал глава республики на оперативном совещании.
Тем не менее при Булушеве эта проблема обсуждалась не столь остро, несмотря на ряд громких смертельных ДТП, а в целом совместные отчеты министерства и ГИБДД даже удостоились похвалы Хабирова.
Весной на Лесном проезде обвалилась часть дороги, образовалась 50-метровая воронка. Это произошло возле стройки тоннеля Восточного выезда. Как объяснил директор Уфимского института геологии Сергей Ковалев, именно строительные работы могли стать причиной происшествия: треснуло одно из креплений балки штольни, которую ремонтировали 20 лет назад.
Восточный выезд — один из самых амбициозных проектов Башкирии. В 2017 году строительство оценили в почти 30 миллиардов рублей. На возведение дороги потратили 30 лет, хотя работы можно было завершить в 6 раз быстрее, но помешали технические и политические проблемы. Александр Булушев заявлял, что к концу этого года проект будет завершен на 58%.
Несмотря на огромные суммы, которые власти выделяют на строительство Восточного выезда, недавно прогремел денежный скандал. Как рассказал наш источник, на стройке собралась толпа недовольных рабочих из-за проблем с выплатами. По данным Гострудинспекции, 1336 строителей из Средней Азии не получили зарплату — 59,6 миллиона рублей на всех. Булушев сообщил, что «если там и были какие-то проблемы, то они уже решены». А в министерстве вообще сказали, что рабочие просто укрывались от дождя.
Личная жизнь
У Александра Булушева есть жена и несовершеннолетняя дочь. Супруга имеет собственный бизнес — онлайн-школу по психологии. Цена на курс может доходить до 28 тысяч рублей. Доход Булушевой в прошлом году составил 50 миллионов рублей.
Жена министра числится совладелицей «Ассоциации нефтяных торговых компаний», которая продает топливо. В прошлом году компания заработала 7,4 миллиарда рублей, а чистая прибыль составила 67 миллионов. Еще у Сергеевой есть земля для подсобного хозяйства площадью 3622 квадрата, дом в 279,5 квадрата и два нежилых здания в 305 и 86 квадратных метров. Всё это находится в пользовании у Булушева. Рассекает просторы Башкирии жена министра на иномарке Land Rover Range Rover Evoque. Такой б/у автомобиль можно приобрести за 2–4 миллиона рублей.
Сам же Булушев в декларации за 2021 год отчитался о доходе в 20,4 миллиона рублей. Согласно документу, ему принадлежат участок в 1,5 квадратных километра, доля в квартире в 56,7 квадрата, квартира в 203 квадрата и дом в 909 квадратов. Из выписки Росреестра следует, что это — двухэтажный особняк на берегу Белой, его возвели в 2011 году. Особняк выставлялся на продажу за 49 миллионов рублей, хотя изначально продавался за 70. Как Булушев рассказал UFA1.RU, он там не живет, 50% доли он купил в прошлом году.
Также в пользовании у чиновника находится квартира в 72 квадратных метра, которая записана на ребенка.
Зама Булушева Виктора Жулькова задержали и отправили под домашний арест. Его обвиняют в коррупции, однако чиновник всё отрицает. Напомним, в июле полиция провела в ведомстве выемку документов, а в начале осени против госслужащих из министерства возбудили уголовные дела. Как выяснили UFA1.RU, компания, которая замешана в уголовном деле, ранее была связана с Александром Булушевым.
Кто может заменить Булушева?
Клебанов родом из Москвы. Высшее образование он получил в РУДН и РАНХиГС. За 2021 год Клебанов задекларировал доход в 1,7 миллиона рублей. Ранее он занимал должность замминистра транспорта в Пермском крае, но ушел по собственному желанию на фоне конфликта с перевозчиками, ряд представителей отрасли в Башкирии тоже оказались им недовольны.
Мы обратились к Клебанову за комментариями. Он удивился вопросу о том, могут ли его назначить временно исполняющим обязанности министра.
— Почему меня должны назначить? — сказал чиновник.
Подробных комментариев о перестановках в ведомстве Клебанов не дал, сославшись на то, что у него идет совещание.
Второй замминистра Руслан Гарипов родился в Кушнаревском районе Башкирии. Высшее образование получил в БГУ. На прошлой неделе на оперативном совещании именно Гарипов отчитывался о работе Минтранса вместо Булушева. На вопрос о возможном назначении врио руководителя ведомства он также не ответил. Отметим, что за прошлый год Гарипов отчитался о доходе всего в 1,3 миллиона рублей, включая «иные доходы».
И наконец Любовь Минакова. Она родом из Анадыря, окончила петербургский политех по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит». Ее декларации за 2021 год на сайте министерства нет — возможно, на тот момент она еще не занимала пост замминистра. По данным UFA1.RU, ранее чиновница работала в администрации подмосковного Красногорска, которой до 2018 года руководил Радий Хабиров. Она тоже заявила, что у нее нет информации о кадровых решениях в верхушке министерства.