После того как Владимир Путин объявил о частичной мобилизации, в Уфе почти сразу же начали призывать людей. Уже утром 22 сентября у четырех военкоматов города собрались мужчины. Кто-то до сих пор не верит в происходящее и не говорит семье, а кто-то рвется в бой и без повестки. О том, как в Уфе проходит мобилизация и что об этом думают те, кого призвали, читайте в репортаже UFA1.RU.
Ни в один комиссариат журналистов не пустили. В связи с частичной мобилизацией вход строго по повесткам. В одном комиссариате грозились вызвать полицию, если мы не уйдем. Фото и видео внутри также запрещены.
Военный комиссариат Орджоникидзевского и Калининского районов
Этот комиссариат находится в Черниковке на улице Горького. Мы приезжаем туда к 9 утра. Со стороны кажется, что сегодня — совершенно обычный день. Вокруг всё спокойно: нет никаких очередей или кучи сотрудников возле здания. На серьезность ситуации намекали только встревоженные лица мобилизованных мужчин и их беспокойные голоса во время разговоров по телефону.
Через время людей туда начали привозить автобусами. Они объяснили, что их сюда отправили от организаций.
Рядом с комиссариатом стоят трое мужчин, их тоже направили с работы, компания называется «Вертикаль». Сергею — 40 лет, Артуру — 39. Их коллеге 42 года, свое имя он называть не захотел. Они — простые рядовые. У каждого из них есть семья и дети.
— Молчим еще, не сказали им [о вызове в комиссариат], — говорят мужчины.
Лица у них встревоженные. Коллега Сергея и Артура видит во всей этой ситуации несправедливость.
— Если в окопе с депутатом сидеть, то за. А если за депутатов там воевать, а они здесь своих сыночков прячут — это непорядок. Если было бы всё на равных, все в окопе — и депутаты, и Басковы, и Галкины. А так простой люд отправили, а сами сели на Канарах. Справедливости нету, — говорит мужчина с досадой в голосе.
Пока мы разговариваем, в комиссариат то и дело заходят мужчины.
— Пока еще сами ничего не знаем, — отвечают они.
Из комиссариата выходит компания: трое мужчин и одна девушка. Ее зовут Алена, она не военнообязанная. Просто в этот день она пришла поддержать своего молодого человека Кирилла. Ему всего 26 лет. Он рассказал, что служил в войсках связи.
— Уже ни на что не надеемся, ничего не думаем, — делится Алена.
Рядом с ними стоят еще двое мужчин. Один из них, Константин, служил в Таджикистане, а другой, Игорь, в армию не ходил — сидел в тюрьме. Их тоже направили в военкомат.
— У нас семья, дети. Зачем нам это? Мы отвыкли от автоматов еще в 90-х, — рассказывает Игорь.
— Никуда не денешься. Ну отсидеть можно. Я не знаю, что лучше: «десяточку» или там [на спецоперации]? — улыбаясь, говорит Кирилл и вопрошающе смотрит на Игоря.
— Лучше живым остаться, — отвечает Игорь.
Компания замолчала, каждый погрузился в свои мысли.
— У меня трое детей, мне их кормить надо, — прервал тишину Константин. — Зачем мне там деньги зарабатывать, я лучше здесь заработаю.
Повестки им пока не вручили.
— Мы сидели, ждали, пока придет какой-то начальник. Никого пока нет. Будут объяснять, что да как. Потом отправят на комиссию, — говорят мужчины.
Военный комиссариат Октябрьского и Советского районов
Возле этого комиссариата народу гораздо меньше. Пока мы там находились, пачками никого не привозили. Да и на проходной мимо нас прошло мало мужчин.
Один из них служил в Москве 10 лет назад в дивизионе оперативного назначения. Он пришел в комиссариат сам, без повестки. Есть те, кто пытался получить отсрочку по состоянию здоровья.
Как нам рассказали в военкомате, сейчас уже проходят сборы.
— Да, приходят люди. Сейчас же введена уголовная ответственность. Есть и добровольцы. Прям конкретно люди некоторые приходят, у кого нет повестки. Толпа не стоит, но есть такие. Пока неизвестно, что да как. Вообще пока военные сборы, — сообщили в военкомате.
Военный комиссариат Кировского и Ленинского районов
Этот военный комиссариат находится в Зеленой роще на улице Мубарякова. Возле него мужчин было много — целыми компаниями они ходили туда-сюда.
Рядом с комиссариатом стоит мужчина. По его словам, он служил в армии 12 лет назад, получил звание младшего сержанта.
— У меня семья, нас четыре человека. Жена в истерике, детям еще не говорил. И не буду, наверное. Одному — пять, другой — восемь. Вчера мы узнали об этом, вечером нас оповестили, сегодня надо уже явиться. Как можно осознать за одну ночь? — говорит мужчина.
Рядом стоит компания из четырех мобилизованных. Они служили в армии в 10-е годы, им по 30 лет. Один служил в разведке, другой — в дальней авиации. Кто-то даже и не помнит, где проходил службу. У одного из мужчин сегодня праздник — его сыну исполнилось семь лет.
— Мы вообще на оборонном заводе работаем. Нас, по идее, не должны призывать, — сказал один из них.
Чуть позже из комиссариата выходят еще двое мобилизованных. Антон проходил службу в армии в 2009 году, а Евгений работал в органах. Они рассказали, что им сегодня выдадут мобилизационное предписание.
— Вчера думали, а что, если в подполье? А потом что? Дома не живи, никуда не девайся. На работу уже не выйдешь. Дома с женой не жить, да еще и денег нет, — смеются мужчины.
— Я знаю, что надо ехать. У меня там пацанов куча знакомых, табун, — говорит Евгений.
У Антона жена и двое детей.
— Момент истины. Когда люди сидели за телевизором, топили, что «мы молодцы!». А сегодня люди приходят и говорят: «Я воевать пойду», — говорит Антон. — Сейчас происходит стандартная процедура, про которую все забыли. У всех кредиты, машины, ипотеки.
На вопрос о том, чувствуют ли они страх, мужчины отвечают уверенно.
— Страх, наоборот, ухудшает. Надо осознанно ко всему подходить, — объясняет Евгений
— Если тебя призывают, ну ходи, готовься. Если у тебя вот мамон (Антон хлопает себя по животу), у тебя есть две недели, чтоб похудеть, блин, подкачаться и научиться стрелять. За тебя это никто не сделает. Смысл переживать? — говорит Антон.
Военный комиссариат Демского и Уфимского районов
Еще один комиссариат Уфы располагается в Дёме на улице Левитана. Глядя на это здание, можно подумать, что ничего не происходит. Вокруг — ни души. Никто из мобилизованных в здание не заходил.
Всё, что прописано о мобилизации в законе, мы собрали в один материал. Юристы считают, что повестка может прийти вообще всем. Ранее стало известно о том, что в Башкирии могут призвать и на улице. Однако некоторым категориям граждан положена отсрочка. А медицинский юрист объяснил, кого по состоянию здоровья точно не мобилизуют.