Судьба транспортного налога по-прежнему остается под вопросом. С одной стороны, всем давно уже понятно, что налог в чистом виде давно пора отменить: платить больше должен тот, кто больше ездит. Однако споры по этому вопросу в коридорах власти все не прекращаются. Последнее известие с транспортно-налогового фронта – на совещании в Совете Федерации чиновники, кажется, пришли к компромиссу. Другое дело, что он вряд ли кому-либо придется по нраву.
Совет Федерации решил не ограничиваться одним источников средств для финансирования дорожного хозяйства. Поэтому было решено все же остановиться на сохранении транспортного налога и в то же время постепенно увеличить акцизы на топливо. До 2013 года акцизы подорожают на три рубля, прибавляя по рублю ежегодно. Соответственно, подорожает и сам бензин, не говоря уже о том, что у нефтяных компаний помимо акцизной нагрузки есть масса причин повышать цены. В итоге автомобилистам будет предложено дважды оплатить наши многострадальные дороги: налогом и заправкой. Остается припомнить законопроекты о платных автотрассах, и тогда получится, что водители со всех сторон будут оплачивать ремонт и строительство дорожной инфраструктуры. Которая, между прочим, год от года вовсе не становится лучше.
Выгоду смогут почувствовать лишь владельцы автомобилей с двигателями мощностью до 150 «лошадей» – этих счастливчиков депутаты планируют освободить от уплаты транспортного налога. Остальных парламентарии, судя по всему, считают достаточно богатыми, следовательно, – способными оплачивать избыточную мощность. О миллионах владельцев подержанных японских авто в Госдуме явно забыли.
«Огромная масса автовладельцев, относящаяся к среднему классу и имеющая мощные и недорогие машины, будут обложены и налогом, и повышением стоимости топлива, – возмущается председатель координационного совета общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков в своем блоге. – Не учтено то, что Дальний Восток, Сибирь, Урал имеют огромное количество мощных праворульных японок, стоимость которых отнюдь не большая. Если мы оставим транспортный налог, а к нему сразу поднимем цену на топливо на два рубля – неизбежна социальная дестабилизация».
За полную отмену транспортного налога и постепенное повышение акцизных ставок не так давно высказывались вице-премьер Сергей Иванов и представители Министерства транспорта. Судя по всему, водителям все же придется платить двойную цену.
«Этот конкретный случай подтверждает, что наше правительство гнет свою линию, – считает депутат Госдумы, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Еще в 2008 году Путин сказал, что они намерены удерживать высокие цены на бензин, поскольку от этого зависит благополучие наших нефтяных компаний, питающих бюджет страны. Этой политики правительство и придерживается. Причем автомобилисты сталкиваются с очередным обманом: сначала Иванов обещает, что отменят транспортный налог и компенсируют это ценами на топливо, сейчас его заявление обнуляется. Остается и налог, и акцизы повышаются. Я считаю, что никаких льготных групп не будет, потому что региональные бюджеты и так истощены. В общем, это типичная ситуация для нынешнего руководства страны».
Точку в этом вопросе правительство должно поставить через неделю, на очередном заседании президиума. Парламентариям также предстоит разработать механизмы, благодаря которым собранные деньги будут попадать по назначению, а не расходиться по другим отраслям.