Начало 2022 года в Башкирии ознаменовалась забастовкой медиков скорой помощи в Ишимбае, к которой захотели присоединиться их коллеги в других районах. Начальство уволило непослушных, но те продолжали настаивать на своем: «Поднимете зарплату или снизьте переработки». В конечном итоге этот конфликт разрешил суд. Сегодня, 27 апреля, вспоминаем, как разгорался скандал, и выясняем вместе с его героями, довольны ли они результатом.
Как начался конфликт?
Стоит отметить, что забастовку медиков в Ишимбае предваряла серия конфликтов из-за невыдачи ковидных доплат и смена на этом фоне профсоюза. Часть медиков перешли в организацию «Действие», которую власти критикуют за излишне агрессивную политику. Тем не менее именно этот профсоюз помог медикам получить положенные деньги. Однако оставались проблемы — фельдшеры жаловались на недокомплект бригад, нехватку оборудования, переработки и не соответствующую им оплату.
В январе 2022 года их терпение лопнуло. Во главе с и. о. заведующего станцией Рамилем Разяповым они объявили «итальянскую забастовку». Они подчеркивали, что не намерены отказывать в помощи пациентам, но больше не станут соглашаться на дежурство в неукомплектованных бригадах и работу сверх смены. Республиканское Министерство здравоохранения направило на станцию студентов-медиков, казалось, но конфликт с руководством больницы достиг точки невозврата. К тому же ряд медиков в других районах заявили, что испытывают те же проблемы и намерены поддержать «итальянцев».
В начале февраля главврач Валерий Шапочкин уволил Разяпова, а также двух других медиков — как впоследствии признала Гострудинспекция, незаконно. Однако Шапочкин не спешил восстанавливать непокорных, а вслед за теми уволились и другие работники станции. На фоне этого готовился процесс реорганизации — ишимбайская скорая должна была перейти под управление соседней станции в Стерлитамаке.
Чем закончился?
Помимо Гострудинспекции на сторону уволенных встала прокуратура. В апреле прошел суд, который вынес вердикт в их пользу и обязал больницу восстановить всех троих, а также выплатить компенсацию, в том числе за моральный ущерб. При этом все трое от восстановления в больнице отказались, поскольку формально их станция уже находится не под ведомством больницы, а Стерлитамакской скорой, где они и сами хотят работать.
Кроме того, после обострения конфликта первичный профсоюз медработников Башкирии наконец протолкнул план по повышению зарплат, о который заявлял задолго до конфликта. Рамиль Разяпов заявил, что полностью удовлетворен исходом. При этом медик отметил, что для него до сих пор непонятным осталось, ради чего главврач больницы довел до такого.
— С самого начала же всем было очевидно, что увольнение проводится не просто с грубейшими ошибками, а попросту незаконно. Как главврач этого не понимал? — удивляется фельдшер в разговоре с UFA1.RU.
С февраля по апрель медик простаивал без работы. Впрочем, уже в начале месяца его взяли в Стерлитамакскую станцию скорой помощи. Разяпов заявляет, что уже ощутил все прелести реорганизации.
— Здесь руководят люди, которые понимают, как работает скорая и как можно помочь сотрудникам, — поясняет он.
Напомним, вместе с ним были уволены Вера Высогорец и Альбина Абдрахманова. Судебное решение в их отношении было принято накануне, 27 апреля. Как и Разяпов, девушки должны получить компенсацию и восстановиться на службе. От второго «должны» они тоже отказались, рассчитывая, что их возьмут в СМ Стерлитамака. Поясним, эта необходимость связана лишь с реорганизацией — все трое, как и прежде, останутся на станции Ишимбае, в которой работали всё это время.
— Инцидент с увольнением, конечно, был неприятным и болезненным, но я рада, что в судебном порядке было доказано мое чистое имя, — рассказывает UFA1.RU Альбина. — Опыт, считаю, большой получили. Теперь я настороженно отношусь ко всему. Для коллектива добились многого — это повышение доплаты за работу в ночное время. Раньше было 60% — сейчас 100. Это доплата за выезд в неукомплектованной бригаде в размере 25% от оклада.
Вера Высогорец подтверждает, что результат стоил того, чтобы пойти на конфронтацию с начальством.
— Вся эта история показала, кто друг и враг — с кем можно хоть в окопы, а на кого лучше не рассчитывать, — заключает медик. — Когда всё начиналось, казалось, что нас никто не слышит. Но потом нас поддержали и другие медики, и Гострудинспекция, и прокуратуры, и суд.
Мы также обратились в пресс-службу Минздрава Башкирии за комментарием по итогу судебного разбирательства в Ишимбае. На момент публикации ответа не поступило. Как считают сами медики, случившееся должно натолкнуть руководство системы здравоохранения и больниц на определенные выводы.
— Надо выходить на диалог с работниками, создавать комфортные условия труда и достойную заработную плату. Это, конечно, сказано примитивно, но считаю, что именно от этого зависит и работоспособность работника, и здоровье населения, — говорит Альбина Абдрахманова. — Довольный врач, который не думает о зарплате и что ему нужно купить халат, чтобы идти на работу, будет с большим удовольствием и качеством лечить больных, чем тот, который думает, куда что написать и пожаловаться, чтобы дали тот же халат, так как работодатель дает всякие отписки по этому поводу.
Что говорят в профсоюзах?
Пресс-служба республиканского профсоюза в ответ на вопрос о выводах после ишимбайского скандала предоставила статью об условиях работы в Стерлитамакской станции медицинской помощи. Отметим, еще когда конфликт разгорался, медики признавали, что организация скорой в Стерлитамаке гораздо лучше, чем во многих других подобных учреждения республики.
В самой СМП поясняли, что у них тоже не обходится без проблем — однако местное начальство имеет специализацию именно в работе на скорой, на себе знает с какими трудностями сталкиваются фельдшеры и как им помочь. Напомним, приказом Минздрава под их управление перешли, помимо Ишимбайской СМП, станции в Салавате, а также в Альшеевском, Аургазинском, Гафурийском, Миякинском и Стерлибашевском районах.
В профсоюзе «Действие» заявили, что ситуация показала, что медицинское руководство не готово к решению проблем за столом переговоров. По словам координатора республиканского отделения Антона Орлова, медики вынуждены были пойти на открытые заявления о недостатках системы здравоохранения, чтобы привлечь к ним внимание и решить. Ранее глава первичного профсоюза настаивал, что только переговорами можно добиться конструктивного результата — но не баррикадах.
— Конечно, нами не были достигнуты все заявленные требования, — сказал UFA1.RU общественник. — Но мы наглядно показали, что руководство всех уровней как огня боится собственных работников, когда они выступают единой силой, единым фронтом, и что только активные коллективные действия самих работников будут приносить ощутимый для самих трудящихся результат и за разглагольствованиями о социальном партнерстве скрывается готовность руководителей различных уровней применять фактически открытые репрессии в отношении вчерашних героев-победителей ковида.
Самому ему после объявленной забастовки предъявили обвинение в мошенничестве. Орлов тогда отверг обвинения и рассказал, что ранее он проходил по делу лишь как свидетель. Тем не менее ишимбайские медики признают, что добились своего именно благодаря «Действию».
— Сейчас [республиканский] первичный профсоюз рассказывает, что добились улучшения условий для медиков, но это мы сначала проявили активность, и дело сдвинулось с мертвой точки, — поясняет Вера Высогорец.
Подробнее о ситуации на Ишимбайской станции скорой помощи читайте в репортаже UFA1.RU. Там уже вы узнаете откровения бывшего заведующего учреждением, который подробно рассказывает, как долгие годы старался балансировать между нуждами фельдшеров и требованиями начальства, но в итоге сдался, потому что больше уже терпеть не мог. Также вы можете больше узнать о главвраче, под руководством которого разгорелся скандал.