Холод, много льда на улицах, огромная дыра в земле — всё это можно сказать про Сибай, один из самых далеких от Уфы городов. Здесь идет своя жизнь, которая первое время кажется странной и непривычной после мегаполиса. Хотя в масштабах Башкирского Зауралья Сибай тоже немаленький город. А еще тут когда-то жил видный чиновник региона. Корреспондент UFA1.RU отправился в этот далекий уголок республики и рассказывает, как там живется.
Оживает вечерами
Жители соседнего Баймака, полагаем, поспорили бы, но учитывая, что Сибай больше, его можно назвать столицей Зауралья.
Он находится очень далеко от Уфы, добраться туда — та еще задача. Если рассматривать общественный транспорт, то есть два варианта: автобус или поезд. Первый едет часов 7–8, второй — 12.
Казалось бы, выбор очевиден: зачем тратить лишние часы жизни на поездку? Но дьявол кроется в мелочах: в автобусе не получится полежать, походить, размяться, остановки недолгие. В поезде же всё наоборот. Поэтому для поездки был выбран именно этот вид транспорта. Тем более что рейс ночной: лег и лежишь себе всю дорогу.
Надо сказать, что поскольку сейчас зима, то поезда хорошенько затапливают, но, кажется, всё же чрезмерно. На верхней полке плацкарта жить невозможно, поскольку сверху задувает горячий воздух. Хотя кому-то даже так холодно — укрываются одеялами. На обратном пути невозможную жару заметили и другие пассажиры, которые начали выяснять у проводника и начальника поезда, нельзя ли убавить градус.
В итоге стало прохладнее, но не сразу. Понадобилось часа три.
Первые впечатления от Сибая — слишком пусто. Улицы в городе широкие, но людей поутру на них совсем немного.
Повсюду старые дома, каких-либо новостроек в городе практически нет. Это непривычно, но в то же время радует, что хоть где-то точечная застройка 30-этажными человейниками не победила. И кажется, она сюда не придет в ближайшие годы.
Несколько лет назад в Сибае занялись благоустройством: на проспекте Горняков сделали красивую аллею, похожую на бульвар. Выглядит она лучше, чем бульвар Ибрагимова в Уфе.
Однако надо признать, что здесь не особо следят за техническим состоянием этого места. Некоторые фонари не работают, какие-то участки аллеи полностью без света. Будто дела никому нет.
Но благоустройство дошло не до всех общественных пространств города. Например, парк Маяковского вообще выглядит заброшенным: в нем просто одна посадка, даже мест посидеть или как-то еще провести время почти нет.
Вероятно, прежде тут пытались как-то развить это место, но не вышло: посреди парка стоит двухэтажная заброшка. Кто-то что-то тут строил и не доделал. В соцсетях пишут, что это «бывший ночной клуб», а земля под зданием, согласно кадастровой карте, выделена под стройку кафе. Да, оно бы тут не помешало. Глядишь, и сам парк получил бы развитие. А так, просто стоит себе на отшибе.
Удалось узнать немного деталей об этом здании: владела им дама 1990 года рождения, местная жительница. У нее было много долгов перед банком — аж 11 миллионов, выплатить их была не в состоянии, подала на банкротство. Суд отдал ее имущество — здание в парке — на реализацию за 7 миллионов рублей. Это было еще в 2019 году, а в 2024-м несостоявшееся кафе продавали за 880 тысяч рублей.
Перед входом в парк, со стороны ЗАГСа, поставили иллюминацию, но как-то неаккуратно оставили висящим удлинитель. По сути, простой хулиган может без особых усилий ее выключить. К тому же она не очень-то и работала.
И раз уж тут зашла речь о минусах Сибая, надо уделить внимание вот чему. В этом городе как будто не умеют бороться со льдом на улицах. Ходить опасно. Есть предположение, что так вышло из-за неубранного снега на крышах: когда резко потеплело, всё начало таять, с крыши полилась вода, образовались лужи. А когда наступили морозы, эта вся масса замерзла. Реагенты? Никто ими не пользуется.
Есть и хорошие примеры благоустройства. Например, экопарк «Терра Зауралье» на севере города, почти на самой окраине. Он самый большой в Сибае — площадь 0,2 квадратного километра (вдвое больше затонской «Волны»), а упомянутый выше парк Маяковского — всего 0,025 квадратного километра.
В «Терра Зауралье» завезли всё что можно: красивое освещение, скамейки, качели, горки для детей, спортивные тренажеры (которые уже сломались), поля для футбола и баскетбола. Есть небольшой водоем, который на зиму осушают.
Судя по всему, тут всё построили на месте старого парка развлечений — рядом стоит колесо обозрения, которое в холодное время года не работает. Колесо старое — местные говорят, скрипит ужасно. Жители хотят чего-то современного. Несмотря на это, вечерами в парке аттракционов очень людно.
На главной площади города, перед торговым центром «Зауралье», расставили ледяные фигуры и обустроили иллюминацию к Новому году. В разгар дня людей здесь немного, кажется, что это место вообще никому не нужно. Но оно оживает вечером, когда включаются все гирлянды, в том числе на огромной елке.
Так что Сибай — это город вечера. В 9 утра улицы пустые (во всяком случае, в новогодние праздники были такими), как будто не утро на дворе, а глубокая ночь. Пройдет день — и люди начнут выходить на прогулки и в кафе.
При этом днем в городе плотный поток машин и автобусов, а вечером, наоборот, дорогие становятся пустыми. Настолько, что даже проспект люди переходят на красный свет: машин просто нет.
Сибай примечателен тем, что это в какой-то мере родной город для премьера Башкирии Андрея Назарова.
Из его официальной биографии следует, что он родился в Баймаке, но учился в Сибае — в школе № 6. Сейчас здание 1950-х годов постройки устарело, причем настолько, что шла речь о его сносе. Дети здесь больше не учатся: летом 2023 года школа переехала в корпус другого учреждения, он в 10 минутах ходьбы от старого места.
После школы Андрей Назаров учился в горно-обогатительном техникуме, сейчас это многопрофильный профессиональный колледж, но занимается тем же. Расположен в центре города.
В 1998 году Назаров был депутатом сибайского горсовета, который расположен в здании мэрии.
А еще в Сибае почему-то очень много котов.
Такое явление можно встретить в северных районах Башкирии, на улицах много этих пушистых-хвостатых: кто-то сам по себе, кто-то домашний, но на самовыгуле. Здесь, в одном из самых холодных башкирских городов, ушастые тоже гуляют почти что толпами. Как и собаки. Обычная история, когда ты идешь по городу с бездомным псом, он просто не оставляет тебя: ему скучно, тебе скучно, а вместе весело.
Без приключений никуда
Сибай известен на всю страну своим глубоким карьером, в котором добывали медь, цинк, колчедан и много чего еще. Месторождение было богатым, но в итоге его пришлось закрыть из-за тления. Позже карьер затопили водой, что помогло остановить экологическую катастрофу.
По некоторым оценкам, глубина сибайской дыры в земле — порядка 500 метров, это примерно под сотню этажей. Она привлекала к себе многочисленных туристов и простых зевак — в интернете полно фотографий, сделанных с края этого места. Некоторые даже запускали коптеры, чтобы поснимать его сверху, кто-то покупал самолетный тур в Магнитогорске и пролетал над этой огромной дырой.
Ближе к самому карьеру, за железной дорогой, протянули колючую проволоку. Дальше лучше не лезть: место явно не для экскурсий.
Стоя примерно в 200 метрах от края, глубину карьера нельзя увидеть, но по диаметру этого объекта начинаешь понимать его масштабы.
Но и с этой позиции виды были нереальные: сюда точно нужно позвать какого-нибудь режиссера, чтобы он тут снял фильм про жизнь на Марсе. Огромные терриконы заливались на рассвете розово-красным цветом.
Кажется, сюда вполне можно было бы водить туристов: сделать платный вход, обезопасить всё вокруг, чтобы никто не упал вниз, и дело с концом. Люди получат новые впечатление и по-новому взглянут на Сибай и Башкирию в целом, ведь то, что тут добывалось, расходилось по республике. Город при этом получит небольшой приток денег в бюджет, которые затем можно пустить на благое дело, — да тот же парк Маяковского отремонтировать.
На первый взгляд кажется, что при должном подходе всё это можно организовать без особых проблем. Поменьше бы бюрократии, и всё.
Сибай, в принципе, привлекателен для туристов — ведь если даже уфимцу понравилось, то магнитогорец наверняка тоже будет доволен. А ведь Магнитка намного ближе Уфы. И обмен турпотоками тут весьма возможен.
К тому же в Сибае есть горы, хоть и совершенно небольшие. Они находятся на окраине, в поселке Аркаим. Да, назван он в честь древнего города на Южном Урале. По факту обычное село, с небольшими частными домами, парой-тройкой магазинов, школой и мечетью, в которой каждый день проходит молитва.
Аркаим находится в пяти километрах от центра Сибая. По меркам Уфы это как из Гостинки до Галле — совсем ничего, но в масштабах Сибая это целое путешествие: сначала по городу, потом по промзоне, затем выездная дорога, и только после нее будет поселок. Ездит туда один-единственный автобус. Доедет до поселка — развернется, заедет в соседнюю деревню, а потом до автовокзала. После этого едет в Аркаим. Туда-сюда — где-то час.
Горы, как уже говорилось, невысокие, легкодоступные — никакого курумника или отвесных скал, резких уклонов и прочих фишек из Белорецкого района. Этой зимой снега выпало немного, поэтому сугробов особо не было, максимум по щиколотку.
Подняться на самый верх удалось не с первого раза: повсюду были следы помета какого-то животного. Имелась версия, что это от лошадей — это же исконно башкирская земля, здесь коневодство у некоторых как образ жизни. Версия помогла не думать о медведях и других диких зверях, пока из-за одного большого камня не издался странный звук.
Можно справедливо заметить, что медведи сейчас, вообще-то, спят крепким сном. Вот только если они не наелись в свое время или рано проснулись — кранты всем, кто его встретит. Хищник злой, сонный и голодный. Обычно истощен, но не теряет силы и скорости бега — до 60 км/ч. Для сравнения: самый быстрый человек в мире бежал со скоростью 43,5 км/ч, рекорд он поставил в 2024 году. То есть желающий поесть медведь догонит и его.
Поэтому прогулка была прервана. Изучив сообщения местных жителей в соцсетях, я пришел к неутешительным выводам: одни видели на окраине поселка волков, другие встречали медведей в местностях вокруг. А что мешает медведю пойти куда-то, где он чует добычу?
Но на следующий день рискованное путешествие было продолжено. На этот раз путь был другим, но без неожиданных встреч не обошлось: мы пересеклись с дикой лисой. Увидев человека, она испугалась, отбежала подальше, понаблюдала и скрылась. Другой неожиданной встречей стали лошади, которых на вершине оказалось очень много. Стадо из 15–20 голов гуляло тут само по себе, поедало то, что росло на горе. Если это что-то было скрыто снегом, они рыли и ели.
Тут-то и стало ясно: все предыдущие следы жизнедеятельности принадлежали им. Да и к тому же вряд ли бы они тут паслись, гуляй голодный медведь рядом. Странно только, что лиса их не тронула.
Пройдя тихонько мимо лошадей, чтобы их не спугнуть, удалось дойти до самого верха. Но горы это сплошная обманка — только ты дойдешь до одной вершины, а окажется, что там дальше есть еще одна, повыше. Идешь туда — а там еще и еще. В районе Аркаима их было пять или шесть как минимум.
Сверху открывался прекрасный вид на Сибай, но город был таким далеким, что запечатлеть какие-то его объекты не получилось.
Эти горы являются частью хребта Ирендык протяженностью 135 километров.
Полетели?
В Сибае, как и в других крупных городах Башкирии, есть свой аэропорт. В советские годы перевозки по авто- и железным дорогам не были распространены так, как сейчас. Поэтому наиболее разумно на тот момент считалось перевозить людей по воздуху.
Так, самолеты летали из Уфы в Белорецк, Нефтекамск, Стерлитамак и Сибай. Но потом построили дороги, проложили рельсы, запустили автобусы, да и у населения появились машины. А топливо подорожало. Возить людей по воздуху стало недешево.
Возможно, именно эти факторы и повлияли на то, что авиаперелеты внутри Башкирии были прекращены. Сейчас различные бизнесмены могут себе позволить полететь на вертолете из одного города в другой. Даже если сейчас запустить перелеты, то сколько будет стоить билет?
Например, из Уфы до Екатеринбурга полететь можно и за 3 тысячи рублей, если покупать заранее. А если вдруг понадобилось к условной теще уже завтра? 11 тысяч. И это самолет еще забивается 70 пассажирами. А забьется ли он же на полет в Белорецк или Сибай? Будет ли там стабильный поток каждый рейс? Очень вряд ли. Поэтому и возобновления авиасообщения внутри республики, скорее всего, ждать не стоит.
Однако, как удалось узнать корреспонденту UFA1.RU, аэропорт в Сибае действующий, он не заброшен. Взлетно-посадочная полоса рассчитана на малые и средние самолеты: сможет принять как Ан-2 (он же «Кукурузник»), так и какой-нибудь Як-42 (среднемагистральный самолет на 100-120 пассажиров). Кто именно использует аэропорт сейчас, то есть чьи самолеты, выяснить не получилось. Однако нередко им пользуется санавиация.
Зайти в зал ожидания не получится: объект режимный, без пропуска всех посторонних выпроваживают. Особенно старается сторожевая собака.
Аэропорт, кстати, мог быть еще одной точкой туризма. Предложить бизнесу какие-нибудь полеты вокруг Сибая, прыжки с парашютом, всякое такое. Как в Первушино или Магнитогорске.
Примечательно, что аэропорт находится на трассе Сибай — Акъяр, которая, пожалуй, самая убитая в Башкирии. Дорог хуже, наверное, просто нет. В 2025 и 2026 годах на некоторых участках ожидается ремонт.
В целом Сибай хороший город. Скучновато, быть может, но, если найти там работу, то жить можно: городское благоустройство вполне себе, а вокруг живописные виды.
Согласны с автором?