История уфимской гостиницы «Башкортостан», расположенной на улице Ленина, тянется уже почти 90 лет. Недавно у нее сменился собственник — бизнес достался структурам влиятельного бизнесмена Дамира Мугинова.
В этом материале мы рассказываем о том, как появилась эта гостиница, какие знаменитые постояльцы в ней побывали, а также о том, в каком положении она находится сегодня.
Открылась аккурат перед войной
Решение о строительстве гостиницы «Башкирия» было принято в декабре 1935 года, в период начала многих больших строек в Уфе. Тогда власти утвердили проект архитектора В. Максимова, сказано на портале «Культурные коды нашего города». К сожалению, за многие годы, прошедшие с тех лет, выяснить личность Максимова и даже его имя так и не удалось.
Отмечается, впрочем, что еще в начале 1880-х годов участок на углу улиц Кузнецкой и Лазаретной (Чернышевского и Ленина), где потом появится гостиница, принадлежал некоему Василию Максимову. Как бы то ни было, ради строительства «Башкирии» в начале XX века несколько домов, стоявших на этих улицах (к тому моменту они назывались Уфимской и Центральной), были снесены. Принадлежали они мещанам Шляпину, Тимохову и Ильину.
Проект гостиницы наследовал элементы советской постконструктивистской архитектуры: фасады, лоджии, портик, распределение объемов напоминали о других знаковых проектах тех лет. Шестиэтажное здание начали эксплуатировать в 1941 году. Первых гостей тут приняли буквально накануне начала Великой Отечественной войны.
Правда, вскоре назначение здания поменялось — в него был эвакуирован исполком Коминтерна, представители которого работали здесь с октября 1941 по май 1943 года. Долгие годы над зданием возвышалась антенна одной из радиостанций Коминтерна.
Здесь жили такие легендарные личности, как лидер итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти, генсек компартии Испании Долорес Ибаррури, французский коммунист Морис Терез. В книге «Глубокий тыл» краевед Сергей Синенко приводил воспоминания членов Коминтерна, живших в ту пору в Уфе. Больше всего неудобств у них вызывало отсутствие комфорта и привычной еды.
Так, к примеру, сразу по приезде нескольких иностранцев поселили в один длинный номер с большим окном на двор, куда каждый день приходили военные и, как рассказывал Синенко, пили водку из горла. В номере поначалу не было ни кроватей, ни матрацев — спали прямо на полу. Со временем, впрочем, многие неудобства устранили, иностранцев обеспечили продуктами и кроватями.
В 1945 году радиолюбители под эгидой ДОСААФ использовали оставшуюся от радиостанции технику, чтобы устроить уже телевизионную студию: именно отсюда велись первые уфимские телепередачи.
Гостиница исполняла и свою прямую функцию: уже после войны здесь в разное время останавливались украинские писатель Натан Рыбак, поэты Александр Вертинский и Максим Рыльский, поэтесса из Литвы Саломея Нерис и другие. Вертинский в письме, написанном в одном из номеров «Башкирии» весной 1952 года, рассказывал, что в местном гастрономе можно купить только коньяк и консервы.
В 1954 году в здании гостиницы появилась будка по ремонту обуви ассирийки из Ирана Шушаны Мирзаевой. Как писало издание «Аргументы и Факты», она эмигрировала в Россию из-за начавшегося на родине геноцида христиан, и в Уфе стала почти легендарной личностью, получив прозвище «тетя Шура».
У этой крупной и властной женщины с золотыми зубами не было отбоя от клиентов, вспоминали старожилы. Бытовало мнение, что она могла быть нештатным работником советских спецслужб — мол, подвыпившие постояльцы гостиницы рассказывали много интересного. Не исключено, что эти слухи возникли из-за того, что тетя Шура чинила обувь аккурат между зданиями МВД и КГБ.
Как бы то ни было, гостиница продолжала работать, оставаясь в том числе и местом жительства для зарубежных коммунистов. В 1987 году Совет министров Башкирской АССР выпустил распоряжение, в котором утвердил памятники архитектуры по всей республике — среди них оказалась и «Башкирия».
Пережила распад СССР
В 1997 году здание решили реконструировать — за десятилетия с даты постройки оно пришло в неудовлетворительное состояние. Как указано на официальном сайте гостиницы, была поставлена задача выйти на уровень трехзвездочного отеля, однако в процессе работы статус гостиницы подняли до четырех звезд. В ходе реконструкции к зданию пристроили со стороны двора атриум, дополнивший просторный вестибюль.
После завершения реконструкции гостиница получила новое название — «Башкортостан». Она состояла из одноместных и двухместных номеров, рассчитанных на одновременное размещение 214 гостей. В том же 1997 году гостиницу акционировали.
В справочнике сведений по фондам архивов России Alertino содержится несколько записей, связанных с гостиницей «Башкирия». Так, в одном из них упоминается о том, что еще в 1948 году при ней открылся одноименный ресторан, а впоследствии — несколько столовых. В 1991 ресторан стал арендным, в 1993 году из него сделали муниципальное предприятие, а в 1997 году он обанкротился и был ликвидирован.
Другая интересная информация, содержащаяся в фондах архивов, связана с изменениями собственников гостиницы. Как указано в одном из материалов, с 1941 по 1971 годы гостиница «Башкирия» относилась к жилуправлению ОКХ Уфимского горисполкома, потом, до 1988 года, к управлению коммунального хозяйства Уфимского горисполкома.
В 1989–1992 годах гостиница входила в состав Уфимского производственного объединения гостиничного хозяйства, потом до 1995 года подчинялась управлению коммунального хозяйства Уфы. В 1997 году муниципальное предприятие «Гостиница «Башкирия» было ликвидировано.
В нулевых-десятых годах нового века она досталась башкирскому нефтяному гиганту — компании «Башнефть». Обстоятельства, при которых компания решила инвестировать в непрофильный актив, неизвестны, однако издание «Коммерсантъ» указывает на то, что гостиница досталась ей при покупке инвестгруппой «Система» башкирских топливно-энергетических активов.
В 2014 году в гостинице началась очередная реконструкция, приуроченная к саммитам ШОС и БРИКС. Примечательно, что после нее учреждению снова вернули название «Башкирия». После саммитов «Башнефть» планировала передать гостиницу под бренд DoubleTree by Hilton. До этого в прессе писали о планах нефтяной компании продать ее «Системе», но этого так и не случилось.
Как бы то ни было, в 2023 году «Башнефть» выставила гостиницу на продажу сначала за 1,4 миллиарда рублей, а потом и за 1,6 миллиарда. Летом 2024 года стало известно, что у ГК «Башкортостан», управляющей гостиницей, сменился собственник — им стал предприниматель Рим Хакимов, связанный с олигархом Дамиром Мугиновым.
Дамир Мугинов — выходец из структур «Газпрома», бывший партнер совладельца нефтехимической группы «Тау» (в нее входили Стерлитамакский нефтехимический завод, завод «Синтез-каучук» и другие) и ряда активов в Стерлитамаке Иосифа Рутмана (недавно стало известно о том, что он насмерть разбился на вертолете в Канаде). В прошлом Мугинов был депутатом Курултая Башкирии.
Впоследствии учредителем ГК стала компания «Аврора», 0,2% в которой принадлежит дочери Мугинова Зарине. Сам бизнесмен в отельном бизнесе не новичок — через УК «Аркада» он управляет уфимским «Президент Отелем», значительной частью Гостиного двора, гостиницей «Тан», торговым комплексом «Спорт-сити» и другими объектами.
Детали сделки по продаже гостиницы «Башкирия», включая ее стоимость и условия соглашений, не раскрывались. Сейчас, по данным с официального сайта, гостиница предлагает гостям 211 номеров, в том числе полулюксы, люксы и апартаменты. Впрочем, в последнее время бизнес был убыточным — по данным сервиса «Контур.Фокус», в 2017–2020 годах уходил в минус на 63–93 миллиона рублей в год (кроме 2019 года, когда убыток составил 15,4 миллиона), лишь по итогам 2021 года гостиница получила небольшую прибыль в размере 1,62 миллиона рублей.