Город мнение Метро, неубитые трамваи и адекватные водители: из-за чего уфимцы могут позавидовать жителям Екатеринбурга

Метро, неубитые трамваи и адекватные водители: из-за чего уфимцы могут позавидовать жителям Екатеринбурга

Рассказ туриста из Башкирии, который за 4 дня прошел больше 70 километров по столице Свердловской области

Закат в Южном микрорайоне Екатеринбурга

Несмотря на близость Башкирии и Свердловской области и общую уральскую идентичность, столица соседнего региона сильно отличается от нашей, словно между городами не 500 километров и дорога займет не 10 часов, а лет 5, не меньше. Корреспондент UFA1.RU почти всю прошлую неделю провел в бывшем Свердловске, попал в лютую зиму и столкнулся с тем, что боится увидеть в «родной» Уфе. Приводим его рассказ о том, как он съездил в холодный, но гостеприимный Урал (даже несмотря на то, что его называют «городом бесов»).

Шаверма на огне

Я периодически встречаю в ленте новостей сводки из Екатеринбурга и знаю, как сильно у них может отличаться погода, поэтому набрал теплых вещей и стартанул. В Уфе утром 4 ноября было солнечно и тепло, я понимал, что в столице Урала всё будет иначе, но не представлял даже близко, насколько именно. Отбросим то, что по прилете было очень холодно, я был к этому готов, как и к снегу. Полной неожиданностью стал, пожалуй, лёд. И очень, очень долгая дорога из аэропорта в город.

Летел я на самолете ATR-72 — впервые довелось оказаться на его борту

Пока мы ехали, один мужчина спросил местного, мол, а мы точно туда едем, не сбился ли автобус с маршрута. А двигался он вдоль какого-то леса и каких-то странных кварталов: это были только застраиваемые районы, там уже сделали какое-то благоустройство, аллеи, дома вот-вот должны были быть достроены. Но всё это выглядело пустым, возможно, там еще даже никто не живет, и от этого было еще более странно. Неудивительно, что мужик задался вопросом, туда ли мы едем.

Поразил меня еще один момент. Мы ехали по улице Варшавской, это небольшой жилой квартал на окраине Екатеринбурга. Я бы даже сказал, что кажется, будто там жизни нет (как и в целом за Объездной дорогой), но в каком-то виде она там пыталась существовать. Вот мы проезжаем штук пять ларьков, и все продают одно и то же — шаверму, в одном на открытом огне. Я хотел тут выйти, но пока думал, автобус уже закрыл двери и мы поехали. А жаль. Надо было выйти всё-таки.

Та самая локация на Варшавской

Автобус ехал настолько долго, что я просто устал, поэтому вышел неподалеку от станции Шарташ, на улице Мичурина или где-то там, и пошел гулять по району. Да, я не всегда сразу езжу в центр города, часто гуляю по окраинам или спальным кварталам, чтобы понять место, в котором оказался. Даже приехав впервые в Уфу, я оказался в Зеленой Роще, а не в центре (так себе впечатление, кстати).

Так вот, первая проблема, с которой я столкнулся, это лёд — он был на всех тротуарах, я потом даже в какой-то парк свернул, но лучше от этого не стало, там было еще хуже.

Говорят, незадолго до моего приезда было потепление, всё растаяло, а потом опять замерзло. Вот какая коварная и непредсказуемая погода. Никто не мог предсказать, что так выйдет, а оно возьми и выйди. Конечно, за 300 лет существования города до сих пор никто не мог представить, что в ноябре будет зима. Если всё то же самое произойдет в Уфе, будет намного хуже, потому что город у нас очень рельефный.

Это набережная возле какого-то жилого комплекса — тоже вся во льду

Это Башкирия?

Сначала я гулял бесцельно, но потом глянул на карту и нашел лесопарк Каменные Палатки — и погнал к нему. Пешком, конечно же, там недалеко было. Смотрел фото на карте, увидел, что там какие-то скалы, поэтому и захотел посмотреть, так как тема гор для меня почти как общественный транспорт — многое я об этом знаю, многим восхищаюсь.

Но прежде нужно пересечь путепровод на Малышева — Высоцкого. Это высокий мост через железную дорогу, который был полностью во власти льда. Его не было только на проезжей части. Тут я вспомнил случай в Уфе: пенсионер шел по такому же мосту и упал, потому что он не был убран от снега. Человек погиб, а наказания никто не понес. Видимо, сам виноват, что пошел там. В случае с Екатеринбургом — история похожая. На этом льду вполне можно было поскользнуться и неудачно перелететь через перила. Шансов выжить при падении почти нет.

Тот самый обледеневший путепровод

Ну а Каменные Палатки — это, собственно, камни, огромные такие камни, которые образовались в результате выветривания гранитов (об этом говорит табличка на входе). Я еще подумал: «Прям как в родной Башкирии». Напомнило Айгир, который даже после двух походов оставил много впечатлений (как мало для счастья надо, оказывается).

Каменные Палатки — раньше на этом месте делали жертвоприношения

Камни не такие высокие, легко доступны для простого обывателя, даже пенсионеры лазят сюда, но вот незадача — все подъемы были во льду, залезть можно было по снегу. Допустим, это сделано, чтобы пробраться к обратной стороне, нужно по-хорошему обойти эти камни, но это невозможно из-за льда. Тогда я пролез между камней, а обратно вернуться уже никак, потому что там тоже лед. Спуск обратно в город был попроще, потому что надо было спускаться по сугробам (основная дорога тоже заледенела). Иногда приходилось немного пробежать до ближайшего дерева, чтобы потом спуститься ниже. Напомнило, как я весной 2022-го лез на гору (скорее уж шихан по-нашему) около Майкопа — полез не с той стороны, уклон был всё больше и больше, спускаться приходилось практически врезаясь в деревья, иначе просто никак.

Большой город

Часто сталкивался тем, как туристы расхваливают Уфу, мол, всё тут прекрасно, слов нет, большой город, развивается. Ха-ха, вы еще в Екатеринбурге не были, видимо. Где уж где, так в нём развитие очень заметно: куда ни глянь, высотка. Не говорю, что это прикольно, но в Екб, кажется, они все-таки более органичные, не выглядят настолько странными, как в Уфе. Вот снесут сейчас в Уфе квартал с мелкими домами и наставят домов по 30 этажей, будет ли это красиво? Вряд ли. На мой взгляд, в столице Урала с этим дела получше обстоят.

Есть, конечно, исключения, как переулок Златоустовский в Южном. Там стоят старые деревянные дома, а рядом возведено новое жилье по 20 этажей. Да и вообще, этот квартал в переулке очень странный, но атмосферный. Вроде вот новые кварталы растут, а деревня посреди города осталась.

Дома в Златоустовском переулке
На заборе висит плакат с изображением индийского актера Митхуна Чакраборти

Забавно еще было видеть, как возле высоток сделали новые дороги, тротуары, а проходишь в переулок этот — и там нет ничего. Судя по панорамам с карт, летом там настоящие джунгли: много деревьев, много листьев, а дорог нет от слова совсем. Если уж оставили эти дома, так сделайте туда какую-нибудь простую дорогу, там у каждого своя машина, они не на лошадях ездят и не пешком ходят (что зря, кстати).

Я жил в Южном, на улице Чайковского, в 25-этажном доме. Ходя по этому кварталу, у меня не возникало диссонанса по поводу того, что вот тут дом на 9 этажей, а тут на 20, тут на 5, а там на 25. Такое обычно очень бросается в глаза, здесь этого я просто не замечал.

Дома в Южном

Смотришь вдаль и видишь, что город не то чтобы сильно и застроен теми самыми высотками. Если так посчитать на снимке ниже, то новых домов стоит около 20 штук, а старых, еще с советских времен, — как минимум вдвое больше.

Южная часть Екатеринбурга

Новое жилье на замену старому, безусловно, нужно, но надо расселять не только 5–9-этажные дома, есть куда более худшие условия для жизни. Не знаю насчет Екатеринбурга, но вот на Русском Севере очень много бараков, целые кварталы живут десятилетиями в деревянных домах, которые вспыхивают как спички. Строить на замену им 25-этажные дома тоже не решение проблемы. До Уфы я около трех лет жил в Ижевске, где в спальном квартале додумались построить дома небольшой этажности — возвели целый квартал по 5–10 этажей, и всё максимально аккуратненько. Конечно, квартир тут продастся меньше, чем в доме на 25 этажей, но думать надо не только о продажах.

Новые жилые дома в Ижевске

Но не весь город выглядит так красиво с новыми домами. Побывав на Юго-Западе, словил странные впечатления: вот только что же ты видел большие и красивые дома, а тут обычная серая жизнь. Ну вот так бывает.

Улица Академика Бардина и странная остановка

Идя по улицам и дворам, я как-то случайно встретил упоминание об убийстве 32-летнего уроженца Габона Франсуа Нджелассили, который являлся аспирантом УрФУ. Подробнее эту историю освещали наши коллеги из E1.RU.

Обвиняемый в убийстве говорит, что не хотел смерти Франсуа, но кто ему теперь поверит

Трамвай в другой город

Общественный транспорт для меня, так уж сложилось, это то, что на что я обращаю внимание в первую очередь. Так вот, Екатеринбург в плане развития общественного транспорта значительно опережает Уфу. Например, тут есть трамвай, который едет в другой город. Вот вы бы могли представить, чтобы из Уфы поехал трамвай, скажем, в Иглино? Благовещенск брать не будем, туда ведет слишком сложная дорога, даже автобусам там непросто, а Иглино рядом, вот, по прямой. Ну так вот, можем ли мы такое представить? Да нет, конечно. У нас посреди города линию обрубили, новую еще, что ли, строить? Нет, конечно, никто не будет этого делать.

Не поверите (уфимцы не поверят, екатеринбуржцы в курсе, конечно), но в Екатеринбурге запустили трамвай в соседний город — Верхнюю Пышму. Взяли и построили линию. Конечно, от идеи до реализации прошло много лет, но результат есть. Протяженность линии — около 9 километров, стоимость проезда — чуть больше 40 рублей (от конечной до конечной).

Алга, Пышма!

Если даже вы живете далеко от места старта, до туда можно доехать на метро, пройти немного — и всё, вы на трамвайной линии. Прекрасно? Прекрасно. Очень. Ездят здесь новые трамваи модели 71–911ЕМ, более известные как «Львенок». Такие себе смогли позволить даже Ижевск и Череповец (вдвое меньше Уфы по населению), а башкирская столица — нет. Не стыдно? Подробнее о состоянии уфимского трамвая можно почитать тут, а в этом материале — о том, как снова соединить север и юг трамваями.

Да и в целом, глядя на Екатеринбург, замечаешь, насколько там развита трамвайная система, иногда даже встречаются участки, которые ограждены от автомобильного потока. Это позволяет подвижному составу на максималках двигаться к следующей остановке. Пока машины стоят, вы, сидя в трамвае, мчитесь мимо них. В таких случаях хочется сказать стоящим в пробке: «Счастливо оставаться!»

Отдельная полоса для трамвая

Упомяну и метро, конечно. С геологией в Екатеринбурге получше дела обстоят. Это лучшее, что придумали в этом городе. Чего только стоят станции Ботаническая, Чкаловская или Геологическая, они просто красивые.

В народе ее называют просто — «Ботаника»

Побывав во всех метрополитенах страны, могу смело сказать, что екатеринбургский — один из лучших. При этом уральское метро еще и строит планы по развитию — сейчас есть одна линия, хотят построить еще две. Но с ними начнут работать, когда в Красноярске запустят первую линию. А сколько их откроется в других городах, прежде чем в Уфе будет нормальный трамвай?

А вот минутка негатива: оказался я как-то в Каменске-Уральском и подумал, что неплохо было бы пораньше уехать оттуда, так как следующим утром очень рано вставать и ехать в другой город. Поэтому хотел поехать на «Ласточке» из Тагила, но столкнулся с неожиданным приколом: поезд этот был с указанием мест. То есть если в вагоне 94 места, то 94 и продадут, не 95, не 100. 94 или меньше. В моем случае всё было раскуплено. С чего бы вообще поезд с указанием мест? У нас «Ласточки» в Ашу ездят и Белебей (Приютово) — и всё на общих, так сказать, основаниях продается. Я полагаю, что дело может быть в пассажиропотоке: из Тагила в Екатеринбург ездит очень много людей, поэтому, может, и решили ограничить, чтоб на других электричках тоже ездили. Иначе я просто не знаю.

Теплые воды

Выше я писал про трамвай в Верхнюю Пышму — вот на нём и поехал в этот город.

В Пышме живут 73 тысячи человек, что сравнимо с Туймазами, а площадь при этом больше. На его окраине стоят несколько крупных музеев — машины, самолеты, техника и всякое такое. Многие едут в Пышму именно за этим. Ну а я же вышел в самом городе — и в районе конечной остановки он застроен большими домами, в дальнейшем уже идет обычная этажность — до 9.

Окраины Пышмы

Интересно, что еще не так давно Пышма представляла собой какой-то барачный поселок под боком у города, но между 2016 и 2020 годами старье снесли, построили новые многоэтажные дома, теперь всё выглядит намного лучше. Однако у этого решения был и минус — все деревья вдоль улицы спилили, прямо как в Уфе.

Другой интересный город — Среднеуральск, он находится по соседству с Пышмой. Его еще называют «городом энергетиков», потому что здесь стоит Среднеуральская ГРЭС — электростанция, которая работает на природном газу.

Завод по производству облаков

В целом Среднеуральск выглядит как типичный город в России: где-то небольшие дома, где-то пятиэтажки обычные, в некоторых местах есть дома этажностью и поменьше. Дом на фото ниже до сих пор стоит, а рядом уже построили новые (их на снимке не видно, они позади здания). Почему бы не улучшить условия тем, кто живет в этом?

Вопрос, на который нет ответа

Но самое интересное в нём — это, конечно, Исетское водохранилище, которое не может не впечатлять. Рядом стоит небольшой лес, с которого можно смотреть на воду бесконечно и вглядываться в холмы на той стороне.

Вид на Исетское водохранилище
Водоем используется для нужд ГРЭС

Еще я хотел попасть в город Арамиль, что рядом с аэропортом Кольцово (запомните оба названия!), но сразу туда не поехал, потому что немного обалдел от погоды. Выдался свободный денек, посмотрел расписание электричек до Каменска-Уральского и увидел, что есть станция Арамиль, которая идет сразу после станции… Кольцово. Всё сошлось: я даже не думал, что может быть как-то иначе. И вот встречаю утреннюю электричку, полно народу, заваливаемся, едем, спим. Выхожу на станции Арамиль и понимаю, что очутился в какой-то странной местности. Ну а что я хотел от маленького города — поднялся на мост, осмотрелся, и что-то до меня начало доходить. Даже в тот момент не думал, что может быть какая-то путаница. А она случилась.

Поняв, что города вокруг не видно, открываю карту, чтобы понять, где его искать-то, и вижу подпись: «пос. Арамиль». Что? Города не существует? Существует, но в 15 километрах отсюда. Как же станция Кольцово, одноименная с аэропортом? Она находится в двух километрах от самого аэропорта. Короче, любители одинаковых топонимов перестарались.

Барак у станции Арамиль

Знаете, это как в Московской области, есть аж три станции с одним и тем же названием в одном и том же городе. Вот только если сесть не на ту электричку, можно уехать, скажем, не прямо, а налево, в другой город. Выбираться с одной станции до другой — не так-то и быстро. Да и названа станция не по городу, а по поселку на его месте. Вот такая логика.

В общем, что же делать, если ты искал город, а попал в поселок? Хорошим вариантом было пойти пешком, это далеко, конечно, но зато какая была бы история. Есть другой: я нашел попутку, но за ней надо было идти в соседнее село Косулино (где, кстати, накануне вечером отчетливо видели северное сияние). Дорога проложена посреди хвойных лесов, прямо как тайга. Очень необычные были ощущения — идти в разгар утра где-то между таежных лесов, при этом уже светило солнце и поддувал холодный ветер, хотя в городе было теплее.

Хвойные леса напоминают тайгу в Заполярье

В итоге на попутке доехал до Каменска-Уральского, который был моей следующей точкой. Я ожидал увидеть какой-то совершенно убитый город, учитывая, что там постоянно происходит: то школьницу убьют, то муж пытается убить жену, то какие-то неблагонадежные граждане избивают девчонку за цвет волос (они за это получили по 3 года колонии). Не зря его называют «филиалом ада».

Если отбросить все эти инциденты, то город очень интересен своим строением. Каменск-Уральский размерами с Нефтекамск, но такое впечатление, что он намного больше и разделен на три, если не больше, части. Например, Старый Каменск с окраиной и лесопарком — это одна часть, микрорайон Октябрьский — вторая, а третья — то, что за мостом.

Улица в старой части Каменска

Екатеринбург, кстати, довольно ровный город, почти без подъемов, а вот в Каменске они иногда встречались в самых неожиданных местах (в основном всё же в старой части города). В Каменск-Уральский я бы приехал еще раз, чтобы конкретнее посмотреть город во всех местах.

Тоже рельефный город, как Уфа
Атмосферный город

Ну а самое неожиданное, что увидел в Каменске, — это лесопарк. Сначала даже не было понятно, как в него попасть, потому что ни указателей, ни дорог. Там надо как-то пройти заправку, потом по грязи пройти в лес и вот дальше куда-то идти в поисках видов на реку Каменку.

Напомнило Бирск — там тоже безумно красиво

С другой стороны, это место нетронуто. Здесь нет дорожек, освещения, асфальта, здесь оставлено всё как есть — и это прекрасно.

Скалы в лесу

И напоследок, раз уж о парках речь зашла, упомяну случайный поход в Парк Маяковского в Екатеринбурге. Это было в день приезда, когда было холодно и очень скользко. Весь парк в тот вечер был во льду, это очень хорошо было видно на свету.

Это всё во льду

Пройти было очень сложно, но возможно, если аккуратно, хотя впереди меня молодняк прошел в кедах вообще запросто. Как они это сделали — я не знаю.

Парк Маяковского очень огромный, и там есть буквально всё: общепит, аттракционы, лес, дорожки для прогулок, которых просто бесконечное число. Я гулял в Парке Маяковского два часа. Вот вы могли бы представить, чтобы погулять в каком-нибудь Непейцевском дендропарке Уфы два часа? Вообще ни разу. Или в Парке Калинина? Тоже. Хотя там красоту навели минувшим летом, может, ситуация чуточку поменялась.

Специально ждал синего света

Одна часть Парка Маяковского была на реконструкции, не была освещена и перекрыта, но я из интереса туда прошел, а потом внезапно вышел к каким-то деревянным настилам — это была дорожка через лес в центр парка, а потом я каким-то образом нашел освещенную асфальтированную дорожку, как наше Уфимское ожерелье. Вот так и прошло два часа, пока гулял туда-сюда и находил всё новые и новые локации.

Деревянные дорожки посреди леса
С точки зрения освещения, Уфимское ожерелье сделано лучше

Парк Маяковского больше самого крупного парка Уфы вдвое и в сотни раз лучше, конечно же. За исключением льда. Застал такую интересную картину, пока гулял: идет мужчина с собакой, видит, что всё заледенело, а потом взял собаку в руки и потащил ее через лед. Я не мог не заснять это, но сделал поздновато, поэтому качество малость подкачало. Отправил снимок коллегам из E1.RU, а они его на главную новости поставили (судя по опросу, очень многим было скользко). Кстати, если я заметил правильно, то собака — хаски, а такие весят в районе 20 килограммов.

Герой!

Поезжайте, уфимцы, в Екатеринбург, смотреть, как можно сделать город хорошо. Но, конечно, это лишь субъективщина малость разочаровавшегося в Уфе понаеха. Выводы делает каждый сам для себя.

Река Исеть на ВИЗе
Милота на выходе из Парка Маяковского

P. S. Забыл отметить важную вещь — это культуру вождения. В Екатеринбурге водители за милю остановятся, чтобы пропустить пешехода на зебре, а в Уфе так мало кто делает. Водители в Башкирии предпочитают объезжать, нагло лететь на пешеходов, всячески показывая им, что их место… Явно не на дороге, в общем (бывают и обратные ситуации, справедливости ради). Что прав тут тот, кто на колесах, а если ты без колес — это твои проблемы. Хотя если обратиться к статистике сбитых пешеходов, то в Екатеринбурге их существенно больше при почти таком же числе ДТП, как в Уфе. Как говорится: «Жизнь в большом городе, здесь у моего сердца нет основы».

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем