Глава Башкирии в начале недели высказался об итогах 5 лет своей работы на посту. Он заявил, что заслуги его подчиненных «обнулились», а «косяки удвоились». Тем временем у самого Радия Хабирова, по его словам, недочетов в работе «быть не может». UFA1.RU вспомнил самые громкие проблемы республики, которые решали всем правительством и, по всей видимости, не любят вспоминать.
Борьба со стройкой на Руставели
С 2020 года жители дома № 5 на улице Шота Руставели, среди которых была активистка Алла Яковлева, боролись против строительства высотки застройщика «ПСК-6». Уфимцы боялись, что грунт не выдержит нагрузки и небоскребы, которые возводились прямо у их дома, обвалятся прямо на них. Чтобы остановить работы, горожане выходили на пикеты: вставали на колени перед мэрией, ложились под экскаваторы и всячески привлекали внимание властей к проблеме. Борьба началась еще при мэре Ульфате Мустафине, разбираться в деле продолжил Сергей Греков, но его содействия оказалось мало. До стройки добрался и сам Радий Хабиров. В итоге глава региона остановил стройку, из-за чего строительная компания начала судиться с городской администрацией и жильцами и чуть было не отхватила сотни миллионов рублей. В итоге мэрии еле добилась мирового соглашения, пообещав застройщикам другую территорию. Но проблему у жильцов на Руставели на этом не кончились.
Транспортная реформа
С приходом на пост Хабиров сразу взялся за общественный транспорт в республике. Объявив так называемую транспортную реформу, руководитель региона в первую очередь начал избавляться от нелегальных перевозчиков, которые превращали дороги, как выражался глава, в «Техас». Поначалу горожане были недовольны, ведь автобусов стало меньше. Для решения проблемы власти закупают больше машин, вводят новые маршруты. Также развивают транспортную карту «Алга», которую по сей день не любят частники и отказываются принимать ее у пассажиров. Помимо этого, с дорог убрали пазики, из-за чего перевозчикам пришлось обновлять автопарк. Большой скандал был связан с частным перевозчиком Виктором Искалиным. Его маршруты, которые пользовались большим спросом, остановила мэрия. Бизнесмен начал судиться с городской администрацией, но в конечном счете он отказался от маршрутов. В целом за годы реформы власти укрепляли позиции именно госперевозчика «Башавтотранса», тем временем для частных ужесточают правила. В начале 2022 года Хабиров объявил о втором этапе реформы. Жители продолжают негодовать, что автобусов приходится ждать дольше, но чиновники рапортуют, что всё отлично, да и сам Радий Хабиров, судя по постам в соцсетях, доволен и с намеченного курса сходить не намерен.
Протесты на Куштау
Одна из самых громких акций протеста в Башкирии проходила в 2020 году. Сотни неравнодушных людей защищали живописный шихан Куштау от разработки Башкирской содовой компанией (БСК). Граждане опасались, что гора напросто исчезнет, как другой шихан — Шахтау. Причем добывать ископаемые именно на этом шихане была инициатива Хабирова: БСК хотела разрабатывать Таратау, а он предложил Куштау. Поначалу активисты пытались отстаивать гору при помощи петиций, которые были обращены президенту России, главе Башкирии, даже американскому актеру Леонардо Ди Каприо и другим лицам. Действия протестующих в разное время одобряли многие знаменитости — Ксения Собчак, Ляйсан Утяшева, Юрий Шевчук и другие.
В ответ на недовольства граждан глава Башкирии высказал жесткую позицию, объявив, что шихан будет разрабатываться, и обвинив людей в «организованных попытках» выдавить «Соду» с рынка. После этого начались акции протеста, которые пытались подавить силовики. Некоторые люди устраивали палаточный лагерь у подножия шихана, но ночью их атаковали сотрудники ЧОП и неизвестные молодые люди. В итоге Хабиров приехал к горе, призвал людей прекратить протесты и пообещал, что техника покинут шихан. Затем в ситуацию вмешался президент Владимир Путин, который заявил, что из-за потери контрольного пакета Башкирии в БСК заработанные компанией деньги уходят акционерам за границу. В дальнейшем Путин распорядился передать часть акций предприятия республике — Башкирии достались 38,3% в собственность, еще 11,7% плюс одна акция — в доверительное управление.
Справедливости ради стоит отметить, что в этом случае Хабиров откровенно признал, что был неправ.
— Я тогда должен был понять, что совершил ошибку и мои оценки были неправильны, — сказал глава в сентябре 2021 года.
Подробнее о карьере Радия Хабирова на посту главы Башкирии, в том числе о заслугах, читайте в большой статье на UFA1.RU.