Каждая улица Уфы имеет свою историю или характерное отличие: например, Зорге когда-то была аэродромом, а сейчас там автовокзал, Свердлова считается студенческой улицей, а на Сочинской шли бои между мятежниками Емельяна Пугачева и войсками Российской империи. А есть улица Большая Гражданская, о которой мы не нашли никаких упоминаний в известных нам источниках, а в тех, где нашли, они были вскользь, без подробного описания. Это корреспондента UFA1.RU заинтересовало еще больше — и он прогулялся по, пожалуй, одной из самых странных улиц Уфы.
Большая Гражданская связывает улицы Зорге, которая ведет на выезд из города, и 50 лет Октября — магистраль, перетекающую в проспект Октября и проходящую через множество районов Уфы. Вероятно, что Большая Гражданская являлась частью Восточной Слободы — исторической области, простиравшейся от современного Аграрного университета до Южного автовокзала.
Больше 10 лет назад улица выглядела совсем по-другому — это была огромная промзона с одной стороны и множество заборов с другой. Оно и сейчас так, только тогда со стороны заборов было много предприятий, которые ныне прекратили существование. Еще летом прошлого года там стояло последнее здание, но и его снесли. Сейчас на месте тех строений пустота. Но пойдем по порядку.
В ряде источников указано, что протяженность улицы — 750 метров, на деле это не так, потому что улица имеет еще два отдельных участка. Начало улица берет от 8-й пожарной части, где был обнаружен первый парадокс — невидимая остановка. Примерно возле этой лестницы на фото тормозит троллейбус № 22, который из центра едет на Колхозный рынок в Черниковку. Знаков остановки общественного транспорта, разметки или павильонов здесь нет, но остановка по факту есть. Судя по панорамам онлайн-карт, так было всегда (последние 13 лет — точно). Кстати, а пешеходных дорог здесь не предусмотрено. Нужно идти либо вдоль дороги, либо через пожарную часть (а там и не против).
После перехода идти предстоит вдоль бетонного забора завода «Гидравлика» (о нем вы можете почитать здесь). Здесь хотя есть асфальт, после сильного дождя или снегопада иначе не пройти. По другой стороне улицы — никак. Выглядит всё это странно: почти полкилометра идешь вдоль колючей проволоки, которая, судя по всему, еще и с электрическим током.
Но есть один плюс — вид на шикарные закаты.
Второй парадокс нас ждет после забора: еще одна невидимая троллейбусная остановка. Люди действительно здесь толпой могут стоять и ждать транспорт. И он остановится.
Еще одна интересная деталь — это невидимый пешеходный переход. На самом деле его тут никогда не было, но пешеходам он явно нужен, потому что они то и дело пытаются перебежать дорогу именно в этом месте. Просто тут проем между заборов как будто говорит: «Не тащись до бульвара, переходи здесь». Однажды (как минимум однажды) это закончилось тем, что человека просто сшибли.
А ближайший переход и правда только у бульвара. То есть на протяжении всей улицы есть только одна возможность попасть на другую сторону, где расположены трамвайные пути. Здание на фоне — бывший корпус завода УЗЭМИК, который разобрали по кусочкам. Раньше это была типичная советская постройка, но в 2017 году там начались какие-то движения по созданию некоего бизнес-центра: здесь до сих пор продают офисы, но никак не получается. Здание сейчас выглядит намного лучше, чем раньше, но мест для офисов в городе и так достаточно, тем более что рядом стоит еще один бывший корпус УЗЭМИК — МФК «Яй», который и торговля, и офис.
Еще один переход, и забор меняется на растения, среди которых нашлась даже дикая яблоня. В декабре 2022 года, когда Уфу закидало снегом, это место выглядело как огромная снежная пустыня, всё было белым-белым, и это в промышленном квартале.
Через Большую Гражданскую проходит уникальная трамвайная линия, которая идет в обход Сквера 50-летия Победы. Ее используют в тех случаях, когда трамвай едет в депо (или выезжает из него на линию) на улице Хадии Давлетшиной. Пассажиров здесь почти не перевозят, но иногда им везет увидеть Уфу с другого ракурса.
Приятный бонус-воспоминание: эстонский фотограф Ааре Оландер в 1991 году посетил Уфу и сделал несколько фотографий нашей трамвайной системы. Это место сейчас сложно узнать.
Переход дороги в сторону Таможенной службы тоже скрывает в себе парадокс: автомобилисты очень не любят кого-то здесь пропускать. Не все из них, но кажется, что многие. Поутру они все спешат встать в затор на бульваре первыми и простоять те же пару-тройку минут на светофоре. Иногда водители просто не успевают затормозить, потому что гоняют как хотят, иногда не тормозят из принципа.
Еще одна деталь — трудности перевода улицы. В зависимости от места можно встретить разные наименования на башкирском: Оло Граждандар, Оло Граждан, Зур Граждандар и Зур Гражданская. Как правильно — видимо, никто не знает. Впрочем, «Зур» и «Оло» — синонимы.
На другой стороне Большой Гражданской — снова промышленное предприятие. Это котельный цех БашРТС, а рядом — тот самый несостоявшийся бизнес-центр.
Однако вместо бетонного забора — профнастил, обклеенный объявлениями. В основном это предложения работы либо помощи тем, кто оказался в трудной ситуации. Есть и реклама рабочего дома. Только вот не всегда за названием рабочего дома скрывается безопасный и оплачиваемый труд, поэтому стоит подумать, прежде чем звонить.
На фото можно заметить канализационный люк — из него еще в прошлом году жутко попахивало. Никому не было дела до этого люка, пока жители своими руками не залатали дыру: поставили туда дощечку и приставили огромный камень. Надежно.
Ну а дальше — очередная остановка. Вы тоже не видите знаков и разметки? Так их и нет. Но трамваи тут тормозят. Узнать об этой остановке можно только по личным наблюдениям, сарафанному радио или из онлайн-карт. Только вот трамвая здесь не всегда можно дождаться: в субботу днем по расписанию ожидались три, но приехал только один (самый последний). Следует обратить внимание, что здесь еще есть какой-никакой тротуар.
Дальше вместо тротуара начинается просто земля. В сухую погоду, в принципе, в этом нет проблемы никакой, но как только начинает лить дождь — земля смешивается с водой. Что получается? Грязь. Идти можно, но только по проезжей части, иначе рискуете промокнуть до нитки. Вся эта улица — сплошной забор. Сначала тот БЦ, потом территория ФСИН, следом идет, вероятно стоянка, принадлежащая МВД (в прошлом году вдоль этого забора стояли списанные машины полиции).
А вот и намек на развитие этого места — большая стройка домов на Пархоменко, въезд на стройплощадку происходит с Большой Гражданской. Раньше и здесь асфальта не было, но в прошлом году на въезде его уложили.
За въездом — огромный пустырь. Именно здесь еще 13 лет назад кипела жизнь: примерно по правую сторону стоял огромный магазин запчастей для тракторов, слева — еще несколько зданий. Последнее снесли в прошлом году, и с тех пор здесь ничего не происходит. Только иногда какие-то люди оставляют здесь свои машины. Можно предположить, что, когда стройка на Пархоменко закончится, девелоперы захотят получить разрешение на строительство домов — и лет через 10 тут будут стоять новые 30-этажные «свечки». Ну а пока свято место пусто, молодежь развлекается с помощью граффити.
Будущая застройка заставляет задуматься: если сейчас трамваи ездят очень шумно, то, по идее, жители будущих домов могут подать в суд и потребовать компенсаций. Кажется, что это какая-то дичь? В Ижевске жители частного сектора победили местное трамвайное предприятие, суд обязал его принять меры по снижению шума. Перевозчик не согласился, конечно, но прецедент имеется. С трамвайной системой Уфы в принципе есть много проблем — подробнее о них читайте здесь.
Пустырь зарос деревьями и кустами. Обычные люди сюда почти не заходят или стараются вообще ходить по другой стороне улицы. Этот пустырь с дырявым забором доверия не внушает.
В то же время если здесь построят дома, то на что будет вид из окна у жителей? На бесконечную промзону и неблагоустроенную улицу. Может быть, когда-нибудь этой улицей и займутся, но, признаться честно, в городе есть места и похуже, куда не дотягивалась рука мэрии.
Ну а здесь — очередная трамвайная остановка. Знаков, разметки, ничего нет, но трамваи останавливаются. И все местные это знают.
Самая странная часть улицы — остановка «Улица Кировоградская». Здесь часто под навесом собираются подозрительные граждане, которые ищут ночлег. Остановка превратилась в помойку, за ней — куча мусора, хотя рядом стоит урна, которую регулярно вычищают.
Второй участок улицы Большой Гражданской идет прямо, а улица Зорге поворачивает правее. Здесь — сплошь частные дома, которые доживают свой век.
Где-то еще сохранились наличники начала XX века, но вкупе с пластиковыми окнами смотрятся они уже не так красиво.
Пока я шел и рассматривал дома, то случайно заметил рыжего кота на окне, а над ним возвышался герб СССР. Если верить табличке, здесь живут так называемые «граждане СССР»* — представители признанного экстремистским движения, отрицающего распад Советского Союза и не признающего власти Российской Федерации. На UFA1.RU выходило расследование о башкирской ячейке этого объединения.
И это — всего в нескольких сотнях метров от Советского районного суда (где, кстати, выносили решение по делу Юрия Шевчука). В этом же здании находится Министерство ЖКХ Башкирии, глава которого получил обвинительный приговор.
Заключительный участок улицы — очередная промышленная зона. Рядом располагаются автосервисы, Горзеленхоз и новенький жилой комплекс.
В предыдущем выпуске рубрики «Непарадная Уфа» можно посмотреть, как выглядит дорога, которая ведет к главной больнице республики.