Город истории Запрет на сказки и утраченная мозаика: история и архивные фото уфимского театра кукол

Запрет на сказки и утраченная мозаика: история и архивные фото уфимского театра кукол

Свое 91-летие театр отмечает на фоне реконструкции

Как артисты-кукольники 70-х годов ждали собственное здание, так сегодняшние сотрудники ждут завершения реконструкции

В древности игра с куклами была частью обрядов и общения с богами, а теперь кукольными спектаклями наслаждаются и малыши, и взрослые. Театру кукол в Уфе исполнился 91 год — он один из старейших в Башкирии. О его ранних годах, работе во время Великой отечественной войны и ведущейся сейчас реконструкции читайте в материале UFA1.RU.

«Она сочиняла и инсценировала, изготовляла кукол и расписывала декорации»

История театра кукол в Уфе началась в 1932 году — с постановок школьных коллективов «театра-балаганчика» под руководством Марии Елгаштиной — художницы, режиссера и настоящей «матери» театра кукол. Она впервые объединила художников в «Уфимский кружок любителей живописи»: его резидентами были Александр Тюлькин, Анатолий Лежнев, Давид Бурлюк и другие мастера. Но главным увлечением Марии были куклы.

Еще в 20-х годах XX века журналистов тревожило отсутствие детского театра в городе. Актриса и театровед Розалия Самигуллина в книге «От Петрушки к Прометею» рассказала, каким был первый опыт в постановках для широкого зрителя.

Без Марии Елгаштиной кукольный театр в Уфе не стал бы таким, каким помнят его уфимцы

— Начальник БашУЗП Туманов предложил артисту русской драмы А. Г. Давидсону возглавить Уфимский театр кукол, а Елгаштина стала его помощником. Давидсон, опираясь на свой ташкентский опыт, предложил создать театр кукол для рабочих — с выездами на фабрики и заводы. Он принес пьесу-агитку, направленную против лодырей, пьяниц, прогульщиков, — пишет она.

Однако Самигуллина отметила, что ни идея, ни материал для первой постановки Елгаштину не привлекли. Сюжет был нацелен на взрослого зрителя, но никак не на ребят, которые приходили на утренники. За дело заставил взяться только авторитет и опыт начальника. В конце пьесы про Петрушку и Марфушку звучали слова, бичующие лодырей и призывающие к труду. Премьера состоялась 5 февраля 1932 года, и зрителей постановка не впечатлила.

Мария Елгаштина привыкла к детскому оживлению и радостным возгласам, которые она слышала на утренниках. И такая реакция стала для нее показателем: театр должен быть прежде всего для детей. В вопросах репертуара выручил «балаганчик» из актеров-школьников, и уже 9 февраля зрители увидели «Негритенка Тома» в нынешнем здании оперного театра — именно эту постановку считают первой.

Такими были куклы на первом представлении театра

Три месяца в театре шли спектакли только на русском языке. Помимо Елгаштиной, которая была и режиссером, и сценаристом, и актрисой; ее интерес к куклам разделяли другие члены труппы: дочь Марии — Зинаида Елгаштина, которая вскоре станет известной балериной, художница Ольга Штейнкопф, а летом 1932 года к ним присоединилась актриса башкирского драмтеатра Гамбара Мансурова, которая создала башкирскую труппу.

Первые пять лет были для театра тяжелыми — директора менялись, актеры, переведенные из расформированной агитбригады, не задерживались и не всегда приживались, а помещения для репетиций и вовсе нередко не было. Но кукольный театр оставался единственным развлечением для ребят, и благодарные зрители поддерживали энтузиазм Марии Елгаштиной. В сентябре 1932 года она стала художественным руководителем,

— Мария Николаевна многое делала сама, что облегчало работу театра. Она сочиняла и инсценировала, изготовляла кукол по собственным эскизам и расписывала декорации (долгое время художник по штату не полагался), ставила спектакли и играла в них, — пишет театровед. — В праздники и на выездах спасали «милые пустячки», спектакли театра-балаганчика по написанным ею пьескам: «Марфушкин букварь», «Береги урожай», «Сонька деревенская».

Несмотря на все попытки Елгаштиной наполнить пьесы о повседневности необычными эффектами, театр чувствовал огромные проблемы с репертуаром: Самигуллина вспоминает о «запрете на сказки, говорящих животных, всякую фантастику». До 1934 года на сценах кукольного театра (и не только) показывали спектакли в основном со злободневной тематикой.

— Стремление показать причастность советских детей к социалистическому строительству таким наивным способом напрочь искажало смысл шефства, — пишет Розалия Самигуллина в своей книге.

Это главные герои спектакля «Каштанка»
А так выглядела Царевна Несмеяна в спектакле 1935 года

После снятия запрета репертуар театра расширился: теперь ставили русские и башкирские народные сказки, истории народов Кавказа и Прибалтики, а также необычные для зрителя того времени спектакли, основанные на произведениях из Средней Азии, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Не обходили стороной и классиков: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Маршака, Шварца, появлялись спектакли по произведениям братьев Гримм и других зарубежных авторов.

Выступления на Карельском фронте и скетчи про Гитлера

Кукольный театр развивался, а труппа пополнялась новыми актерами до 1941 года — потом свои коррективы внесла Великая Отечественная война. Тогда мужской состав труппы ушел во фронтовые бригады, а женщины, как и в самом начале, продолжали поддерживать дух жителей Уфы. Тогда число зрителей увеличилось почти вдвое.

В то же время артистов театра кукол включили в план обслуживания госпиталей и отправили на Карельский фронт. В репертуар вернулись спектакли с агитационным подтекстом. Любое изменение на линии фронта предвещало очередную пьесу по мотивам реальной жизни.

Фронтовая группа состояла из 10 человек

В архивах театра сохранились записи, что во время пребывания на Карельском фронте артисты и работали в неприспособленных помещениях, и передвигались по лесам-болотам. Ставили они сатирические скечти «Сон Гитлера» Ленча, «Хирургия» Чехова, сказки «По щучьему веленью», «Царский глашатай» и даже танцы с куклами.

Скетчи наподобие «Сна Гитлера» заставляли раненых смеяться

— «К нам приехали артисты!» С какой радостью каждый раз мы произносим эти слова и передаем их друг другу. Сегодня у нас гости необычные — куклы. Бурными аплодисментами встречают бойцы Елену Алексеевну Тюремнову — руководителя группы Башкирского кукольного театра. <…> Выступление окончено, но бойцы долго не расходятся — благодарят и дружески прощаются с любимыми гостями, — пишут в театральном архиве.

Там же нашлись распоряжения, уже от 1944 года: в тылу состав театра из 19 человек прикрепляли к столовой № 4, выделили для коллектива 6 пальто, 10 пар обуви и 15 отрезов ткани.

Новое здание и взрослые спектакли

После войны уже пожилая Мария Елгаштина руководила театром до 1955 года. К тому моменту театр успел пережить войну и завоевал доверие своей публики. А уже в 60-х годах в театр стали приходить новые артисты-кукловоды. Директором театра в те годы был Кашфельгилем Гадельшин, а главным режиссером стал Иван Кулага.

— В 1972 году в театр по приглашению директора Наджета Аюханова пришел выдающийся режиссер Владимир Штейн — ученик выдающегося театрального деятеля, народного артиста СССР, президента Международного союза кукольников УНИМА Сергея Образцова. Именно с его приходом театр кукол завоевал популярность не только в Уфе, но и далеко за ее пределами. В самолетах, следующих рейсом в Уфу, стюардессы среди достопримечательностей города называли Башкирский государственный театр кукол и его звездный репертуар, — сказано в архивных материалах о театре кукол.

Владимир Штейн приехал в Уфу и начал экспериментировать над репертуаром и эффектами

Прежде спектакли проходили на сцене Театра оперы и балета, позже труппа переехала на Ленина, 20. Но в 1976 году ситуация изменилась: у театра кукол появилось собственное здание на проспекте Октября. В то же время Штейн начал ставить в театре спектакли для взрослой аудитории. Среди них — «Божественная комедия» Штокка, «Белый пароход» Чингиза Айтматова, «Не бросай огонь, Прометей!» и «Коня диктатору» по Мустаю Кариму.

— Владимир Штейн был новатором, он поставил «Божественную комедию» Штокка. В те времена высмеивали божественное происхождение человека, это была очень смешная постановка, и в театр, без преувеличения, выстраивались очереди, — вспоминает Диана Гараева, руководительница литературно-драматургической части.

Штейн пригласил в театр выпускников Горьковского театрального училища и педагога уфимского института искусств Павла Мельниченко. Среди пьес, которые он поставил, — «Альмандар из деревни Альдермеш» Туфана Миннуллина, «Эгле — королева ужей», «Индийская легенда» Натальи Гусевой и Святослава Потабенко по древнеиндийскому эпосу «Рамаяна».

— Все постановки Мельниченко отличались глубиной режиссерского замысла, оригинальностью сценического воплощения и неизменно были наделены философским смыслом с нотками светлой грусти, — отмечено в архивных документах.

Герой спектакля «Белый пароход» — трагичной постановки по произведению Чингиза Айтматова

В 80-х годах в Уфе наконец-то появилась возможность стать профессиональным артистом театра кукол — тогда из стен Института искусств вышли первые выпускники с такой квалификацией. Позже в репертуаре появлялось всё больше пьес для детей: «Сладкий пирог» Юрия Елисеева, «Веселые игры с Букой» Михаила Супонина, «Клочки по закоулочкам» Григория Остера, «Батыр әтәс» («Храбрый петух») Наиля Гаитбая, «Сәсән йыры» («Песнь сэсэна») и другие.

А ближе к нашему времени, в 2011–2015 годах, на сцене театра кукол появилось еще больше экспериментов — среди них собственный фестиваль «Ниточка». Во время постановок стали использовать световые спецэффекты, лазерные технологии и песочную анимацию. Теперь его нельзя было назвать исключительно детским: театр привлекал и молодежь.

«Ориентируемся на современные веяния»

В наши дни театр не бросает эксперименты: по словам Дианы Гараевой, руководительницы литературно-драматургической части, Альберт Имамутдинов, который возглавляет театр сейчас, постоянно находится в творческом поиске.

— В его спектаклях артисты работают не только с куклами, но и выступают в поле драматического театра, танцуют, поют и общаются со зрителями со сцены. Он возобновил практику вечерних спектаклей, чего не было со времен Павла Мельниченко. Сегодня коллектив ориентируется на современные веяния, не забывая заботиться о сохранении традиций, — рассказывает сотрудница.

«О чём поет орнамент?» задействовал световые спецэффекты и элементы абстракции

В сентябре 2022 года труппа театра отправилась на фестиваль кукольных театров «Истоки» с постановкой «О чём поет орнамент?», премьера которого случилась еще в 2021 году.

— В спектакле, подобно орнаменту, переплетается очень много стилей. Все десять актеров на сцене на протяжении всего действия являются и рассказчиками, и операторами, которые работают с предметами, а самое главное — художниками того самого орнамента, который заложен в основу пьесы, — делится Диана Гараева.

В прошлом году здание театра кукол решили реконструировать — добавить малый зал и кафе, словом, расширить пространство. Пока в здании на проспекте Октября кипит работа, все актеры — как живые, так и игрушечные, переехали в Оперный театр: когда-то здесь был их постоянный дом.

Несмотря на то, что сотрудники волнуются и с нетерпением ждут возвращения домой, без кукольных представлений жители не остаются. Только за последние пару месяцев состоялись две премьеры — «Золушка» и «Щелкунчик». Диана Гараева поделилась фактами о подготовке этих спектаклей.

— Кукол для «Золушки» по спецзаказу изготовили на 3D-принтере в Санкт-Петербурге — в творческой мастерской наших земляков Урала и Артура Гильмановых, всего они смастерили более 30 кукол. Сами артисты будут работать на четырехметровом металлическом станке, который также изготовили по специальному заказу для театра, — вспоминает сотрудница.

Что касается «Щелкунчика», Диана рассказала, что в постановке объединились актеры разного возраста — как «старожилы» театра, так и студенты. Несмотря на то, что театр кукол зачастую воспринимается как детский, он не боится ориентироваться на взрослого зрителя.

Кукол для «Золушки» создали с помощью 3D-принтера

— Еще с 70-х годов так сложилось, что посредством театра кукол рассказывались и трагедии, и комедии. Взрослые смотрели спектакли, которые трогали их, а ребят приводили уже на детские, испытывая любовь к нашему театру, доверяя нашему театру. Мы продолжаем эту традицию: в 2017 году мы поставили спектакль «Тысяча и одна ночь» (16+), мы его возим на фестивали. Правда, идет у нас не так часто, как хотелось бы, в связи с реконструкцией, — рассказывает Диана.

Как продвигается реконструкция?

Напомним, что театр кукол ждал обновления несколько лет. В 2008 году в здании случился пожар, и ради спасения жизней пришлось пожертвовать красивейшим витражом с Жар-птицей. Позже, в 2013 году, театр хотели превратить в сказочного кита, но и это не удалось.

Эскизы, которые так и не воплотились в реальность, напоминали огромную чудо-рыбу

В апреле 2022 года началась реконструкция за 804 миллиона: местные жители регулярно наблюдают за тем, как идет строительство. Они переживали, что пострадает мозаика на фасаде здания. Несмотря на то, что ее решено было сохранить, во время работ она всё же частично обрушилась. Ее пообещали восстановить.

Сейчас с мозаикой стараются обращаться бережно
Новый, большой кукольный театр медленно обзаводится окнами и дверями

Директор театра, Альберт Имамутдинов, рассказал UFA1.RU, что уже успели сделать на объекте.

— Сейчас почти завершили работы по монолиту. Это значит, что новый пристрой почти готов, идет остекление, устанавливают окна и двери. Фасадчики ведут подготовку к чистовой отделке фасада. Почти завершили земляные работы, подведение электричества и воды, — рассказывает директор.

По его словам, в старой части здания идет отделка: рабочие штукатурят стены, укладывают плитку и устанавливают в большом зале свет и звук. Впереди — внутреннее остекление.

— По всему фасаду идет подготовка к установке HPL-панелей (отделочный материал — пластик высокого давления, компакт-ламинат, слоистый пластик. — Прим. ред.), монтажники готовят основу для этого. Работа кипит, и, согласно контракту, объект сдадут в конце 2023 года, — делится Альберт Имамутдинов.

По словам директора театра, работа кипит

Директор театра кукол признался, что весь коллектив театра ждет открытия — заезжать они будут в новый театр, оснащенный светом, звуком, видеопроекторами. А перед самим театром появится амфитеатр, где можно будет репетировать и давать представления на свежем воздухе.

С 30-х годов театр кукол прошел путь от небольшой команды единомышленников до настоящего большого театра с огромным репертуаром и жаждой к экспериментам.

А какие у вас воспоминания связаны с театром кукол? Поделитесь в комментариях!
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
По следам Альтаира, или Что делать в Баку: честный отзыв уфимца о столице Азербайджана
Булат Салихов
Фотокорреспондент
Мнение
Не хочешь — заставим: ответ депутату, который предложил закрепить законом статус «Глава семьи» за мужчиной
Екатерина Бормотова
Журналист оперативной редакции
Мнение
«Падали в обморок от духоты и часами ждали трамвай». Правдивая колонка футбольного фаната из России о чемпионате Европы в Германии
Георгий Романов
Мнение
«Полжизни подвергаются влиянию липкого налета»: действительно ли нужно чистить зубы дважды в день?
Лилия Кузьменкова
Мнение
«Lada — автомобиль, а "китаец" — автомобилесодержащий продукт». Крик души таксиста о машинах из Поднебесной
Анонимное мнение
Рекомендуем