Город Агидель, расположенный у границ Башкирии, Татарстана и Удмуртии, должен был стать городом-спутником Башкирской атомной электростанции. Планировалось, что здесь будут жить семьи работников АЭС, а само предприятие будет обеспечивать электроэнергией целую республику. Однако этого так и не произошло, и теперь город вынужден искать другие пути развития. Подробнее об этом в нашем материале.
Город, который так и не стал спутником
Как сообщается в официальной группе администрации города, первое упоминание об Агидели датируется 30 января 1982 года. Тогда Президиум Верховного Совета Башкирской АССР зарегистрировал новый населенный пункт, который должен был примыкать к строящейся АЭС. Поселок возник на месте двух деревень — Старокабаново и Такталачук. Рядом расположены реки Агидель и Кама. Статус города Агидель получил в 1991 году. И даже флаг и герб города были созданы с изображением атомной частицы.
Сейчас город усеян многоэтажными домами, но когда-то на их месте стояли палатки, деревянные бараки, местные жили в коммунальных квартирах. О школе, больнице или детском саду специалисты, которые прибыли для строительства со всего Советского Союза, могли только мечтать.
Мирный атом в Башкирии
В 1960 году в Советском Союзе провели топливно-энергетический анализ баланса страны. Исходя из него, специалисты заключили, что через 10–15 лет значительная часть энергоресурсов Европейской части СССР должна будет базироваться на мощностях атомных электростанций. В связи с этим в стране начали изучение территорий, на которых было бы возможно установить атомные электростанции. Так, пройдя жесткий отбор, территория в Краснокамском районе оказалась подходящей для возведения АЭС. Одним из определяющих факторов стало то, что там был надежный и экономичный источник технического водоснабжения и можно было создать оборотную систему водоснабжения на существующих водоемах и реках.
В июне 1980 года проект Башкирской АЭС был разработан в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Предполагаемая мощность предприятия должна была составить 4000 МВт с расширением до 6000 МВт.
В 1980 году поступило финансирование на строительство АЭС и города-спутника Агидель. Согласно информации на сайте «Научный портал "Атомная энергия 2.0"», подобные проекты АЭС с аналогичной мощностью на тот момент уже были реализованы на действующей Балаковской АЭС и недовозведенных до проектных мощностей Хмельницкой АЭС и Волгодонской АЭС, а также недостроенной Крымской АЭС. Всего проектом предусматривалось размещение четырех энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000.
Водо-водяной энергетический реактор (ВВЭР-1000) — ядерный реактор серии реакторов ВВЭР с номинальной электрической мощностью 1000 МВт , тепловой — 3000 МВт. По состоянию на октябрь 2018 года данный тип реакторов является самым распространенным в своей серии — 37 действующих реакторов (из 60-ти ВВЭР), что составляет 7,5% от общего количества эксплуатирующихся в мире энергетических реакторов всех типов.
Запускать блоки должны были по мере их возведения. Однако, после ряда событий, все планы об использовании мирного атома в республике так и остались на бумаге и в памяти жителей.
Радиационные катастрофы
Вместе с тем, пока решался вопрос о возведении АЭС и Агидели, жители Челябинской области и Башкирии запомнили первую радиационную катастрофу в 1957 году. Наши коллеги из 74.RU восстановили картину событий того дня. 29 сентября 1957 года авария произошла в закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озёрск). Тогда на химкомбинате, в последующем получивший название «Маяк», произошел взрыв отходов. Предприятие занималось получением атомного взрывчатого вещества — плутония-239.
Плуто́ний-239 (англ. plutonium-239) — радиоактивный нуклид химического элемента плутония с атомным номером 94 и массовым числом 239. Его используют: в качестве ядерного топлива в ядерных реакторах на тепловых и особенно на быстрых нейтронах, при изготовлении ядерного оружия, а также используется в качестве исходного вещества для получения трансплутониевых элементов. Плутоний, из-за нерастворимости его оксида, имеет большие показатели полувыведения из организма. Если он проникает в систему кровообращения, то с большой вероятностью начнет концентрироваться в тканях, содержащих железо: костный мозг, печень, селезенка. Попавший в организм плутоний выводится из него очень долго — на протяжении 50 лет из организма выведется всего 80%. Период биологического полувыведения из костной ткани составляет 80–100 лет. Концентрация в костях практически постоянна. Период полувыведения из печени составляет 40 лет. При попадании в организм увеличивается риск ухудшения иммунитета, через несколько лет может развиться рак.
Радиоактивные отходы от производства хранили в емкостях из нержавеющей стали — банках, которые помещали в железобетонные каньоны глубоко под землей. В них постоянно циркулировала холодная вода, уровень и температуру которой контролировали специальные датчики.
О том, что именно заставило сдетонировать отходы, неизвестно до сих пор. Однако выброс всё же оказался в два с половиной раза меньше, чем во время катастрофы на Чернобыльской АЭС, которая произойдет позже — в 1986 году.
Высота гриба после взрыва на «Маяке» превышала километр, 90% содержавшихся в нем радиоактивных веществ сразу же выпали на территории химкомбината. Остальные 2 миллиона кюри рассеялись в северо-восточном направлении на территории Челябинской, Свердловской, Тюменской и местами Курганской областей.
Затем, в 1986 году, страну потрясла новая радиационная трагедия — взрыв на Чернобыльской атомной электростанции.
Cтроительство АЭС было начато в 1966 году. Мощность станции составляла 6000 МВт, по состоянию на апрель 1986 года в эксплуатации были задействованы четыре энергоблока с реакторами РБМК-1000 суммарной генерирующей мощностью 4000 МВт.
Реактор большой мощности канальный (РБМК-1000) — серия энергетических ядерных реакторов, разработанных в Советском Союзе. Реактор РБМК канальный, гетерогенный, графито-водный, кипящего типа, на тепловых нейтронах.
Чернобыльская АЭС была одной из самых мощных в СССР. Для работников предприятия в 1970 году начали строить город Припять.
26 апреля 1986 в ходе проведения проектного испытания турбогенератора № 8 на энергоблоке № 4 произошел взрыв, который полностью разрушил атомный реактор. Здание энергоблока и кровля машинного зала частично обрушились. В помещениях и на крыше реактора возникло более 30 очагов пожара.
По примерным оценкам, в результате аварии произошел выброс около 380 миллионов кюри радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, йода-131, цезия-134, цезия-137, стронция-90.
На ликвидацию аварии направили около 600 тысяч человек, из них около 8 тысяч — жители Башкирии.
Умирающая идея
После аварии на Чернобыльской АЭС жители Агидели начали протестовать против строительства атомной электростанции в их городе. В сентябре 1990 года, как сообщает научный портал «Атомная энергия 2.0», Постановлением Верховного Совета Башкирской АССР было решено прекратить строительство предприятия. Госкомитет СССР по охране природы также доложил о том, что строительство АЭС невозможно, так как разработанный проект устарел. К тому времени на возведение объектов инфраструктуры было потрачено 800 миллионов долларов.
К тому времени, как стройка была остановлена, на территории было начато возведение реакторного отделения, подготовлены котлованы для 2 и 3 энергоблоков и машинное отделение. Предприятие находилось практически на завершающей стадии строительства. Вскоре предприятие оказалось в ведении концерна «Росэнергоатом»: филиал «Дирекция строящейся Башкирской АЭС». В 1998 году Госсобрание республики сняло запрет на строительство АЭС в Башкирии. Тем временем предприятие разрабатывало документы по возобновлению строительства станции.
В 2001 году руководство республики договорилось с «Росэнергоатомом» о возобновлении строительства. С тех пор на протяжении многих лет велись разговоры о том, что атомную станцию будут возрождать. Чтобы сохранить уже имеющиеся постройки, недостроенную АЭС включили в федеральную программу финансирования на поддержание консервации.
За период с 2010 года власть в республике сменилась несколько раз, а идея о возрождении АЭС не покидала руководство Башкирии. Сначала пост главы покинул Муртаза Рахимов, при котором дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Сменивший его Рустэм Хамитов также продолжал вести подобные разговоры о запуске станции.
В 2011 году на пикете в память о 25-летии катастрофы на Чернобыльской АЭС жители Уфы выступили против возобновления строительства башкирской АЭС.
В 2018 году на пост главы республики пришел Радий Хабиров. Он посетил заброшенные здания, и планировалось, что для помещений будут искать новое применение. В конце 2021 года власти Агидели предложили создать на месте недостроенной АЭС сталелитейное производство. В Корпорации развития республики рассказали, что это является всего лишь проектом, но отметили, что потенциальным инвесторам будет оказана всяческая поддержка.
Ранее стало известно о том, что Минземимущество республики решило пустить с молотка агропредприятие, которое основали в 1932 году.