Фоторепортажами из заброшенных домов-памятников и разрушенных турбаз уже мало кого можно удивить: в Уфе и ее окрестностях таких «достопримечательностей» предостаточно, и мы не раз о них рассказывали. Но эта заброшка в своем роде уникальна: списанный в середине 80-х пароход «Уфа» Бельского речного пароходства, ходивший в круизы до Москвы, доживает свои дни у турбазы на Павловке. Как сегодня выглядит роскошный некогда интерьер 63-летнего пенсионера речного транспорта — в фоторепортаже UFA1.RU.
Двухпалубный пароход проекта 737 типа «Сталин/Рязань», названный в честь столицы Башкирии, сошел с верфи в Венгрии в 1958 году.
Грузопассажирские колесные суда дальнего плавания этого типа стали последними пароходами, заказанными Союзом. Бельскому речному пароходству достался десяток таких машин.
Из Будапешта суда буксировали в Ростов-на-Дону, откуда они своим ходом отправлялись в Уфу.
70-метровый речной гигант, развивавший скорость до 25 километров в час, мог взять в круиз из Уфы в Москву около двухсот отдыхающих.
За сезон с мая по сентябрь судно успевало сделать девять круизных рейсов.
Своим богатым убранством эти пароходы поражали воображение советских людей, не избалованных заграничными поездками.
Из Будапешта суда прибывали в республику полностью укомплектованными — с коврами и хрусталем, что тогда считалось большим шиком. А все помещения были отделаны ценными породами дерева.
Каюты разных классов комфортности вмещали от одного до восьми человек — некоторые имели собственные умывальники.
К услугам пассажиров — два ресторана со столовыми сервизами, изготовленными по спецзаказу, и два салона отдыха, где слух пассажиров услаждали два фортепиано.
За 18 дней вояжа из Уфы в Москву и обратно отпускники могли посетить Казань, Чебоксары, Кострому, Горький, Ярославль, Углич, Калинин. А в столице их ждала специальная экскурсия.
Туристическая памятка тех лет обещала, что «путешествие даст возможность наглядно убедиться в тех огромных преобразованиях, которые достигнуты нашим народом за годы Советской власти под руководством КПСС». Конечно, и обязательных экскурсий по ленинским местам туристам было не избежать. Отпускникам давали передышку от идеологической нагрузки, лишь когда речная машина причаливала в диких живописных местах и на пляжах: здесь можно было искупаться и порыбачить.
На судне следили за моральным обликом пассажиров: им запрещалось «появляться в салонах и столовых в купальниках, майках, трусах, пижамах», а также «находиться в чужих каютах и на палубах после 23 часов». Интересно, кто-то действительно за всем этим следил?
В туркнижке значилось, что пассажирам запрещено устраивать азартные игры, зато предлагались шахматы, шашки, домино и спортинвентарь.
Примечательно, что именно «Уфа» считалась образцово-показательным судном. В городах круиза посмотреть на пароход нередко сбегались местные жители.
По воспоминаниям речников, «в машинном отделении цилиндры главной паровой машины были отполированы до зеркального блеска, а бронзовая и латунная арматура сияла золотом».
«Уфа» стал последним из 70 пароходов этого типа, которые списали в начале перестройки.
Интересно, что от судов отказались вовсе не потому, что они выработали свой ресурс, а из-за того, что Москва отказалась заправлять пароходы мазутом. По крайней мере такова официальная версия обанкроченного Бельского пароходства.
После списания суда, как правило, отдавали турбазам под гостиницы на воде. В таком качестве в конце 80-х ушедшая на пенсию «Уфа» досталась базе отдыха на Павловке.
По водохранилищу пароход буксировали три речных толкача. По воспоминаниям местных жителей, к турбазе судно прибыло в первозданном виде, и его действительно превратили в плавучий корпус дома отдыха.
А вот в 90-е, когда место отдыха досталось частнику, без должной охраны «Уфу» начали дербанить на металлолом мародеры.
В 2007-м якобы появился некий инвестор, пожелавший выкупить посудину, но сделка так и не состоялась. Часть уцелевших кают до последнего использовали под места для ночлега, но теперь отсеки проржавевшей посудины приспособили под бытовки турбазы.
Сегодня «Уфа» представляет собой печальное зрелище: ржавь потихоньку разъедает распотрошенную посудину и сверху, и снизу, полы в коридорах прогнили. Не один год возникали планы отреставрировать этот памятник судоходства советского времени. Но сегодня восстанавливать здесь уже почти нечего.