Жители Стерлитамака, вложившие деньги в строительство многоквартирных домов, потребовали отменить саммиты ШОС и БРИКС, которые Уфа примет в июле 2015 года. Кроме того, к властям по-прежнему предъявляются претензии, связанные с неисполнением застройщиком обязательств.
Голодовкой против саммитов
Вчера шесть жителей Стерлитамака объявили о бессрочной голодовке. Все они отдали деньги компании ООО «Башстрой», которая обещала построить им квартиры. Жилье в итоге было завершено, но, как оказалось, квадратные метры в доме продавались дважды: одни и те же квартиры продавала компания-застройщик и подрядчик, выполнявший работы на объекте. Произошло это из-за разногласий между юридическими лицами. Застройщик собирался рассчитаться с подрядчиком квартирами, но передумал. Директор ООО «Башстрой» объяснил: обязательства свои компания не выполнила, и квартир не получит. В настоящее время между юрлицами идет судебное разбирательство. Подрядчик настаивает, что выполнил работы.
Юрист пострадавших граждан Зульфия Гайсина сообщила: вчера у голодающих были представители администрации Стерлитамака. На протестующих обратили внимание и отреагировали. Правда, как сообщила Зульфия Гайсина, людей «уговаривают прекратить работать с представляющим их интересы юристом», то есть с ней. «Мы же предлагаем определить застройщика, который мог бы взяться за эту проблему, выделить земельный участок под строительство нового дома», – сообщила Зульфия Гайсина.
Прекратить голодовку пострадавшие граждане согласны только в случае отмены мероприятий ШОС и БРИКС в Уфе, поскольку республика «не может решить проблемы даже 300 человек». Обманутые люди также потребовали привлечь к ответственности обманувших их руководителей юридических лиц.
Всего от действий мошенников в Стерлитамаке, по данным МВД по РБ, пострадало около 300 человек, сообщила юрист. После того, как была инициирована процедура банкротства компании-застройщика, о своих правах заявило 110 кредиторов – покупателей квартир. В настоящее время их значительно больше, сообщила Зульфия Гайсина.
Обманутые, но не дольщики
Пострадавшие от мошенников граждане называют себя обманутыми дольщиками и претендуют на поддержку государства. Однако с точки зрения законодательства дольщиками они не являются. Такие случаи юристы и суды рассматривают как инвестирование – обычно рискованное. Подписанные «предварительные договоры», соглашения об инвестировании и соинвестировании не дают права на статус обманутого дольщика и защиту.
Как сообщил глава администрации Стерлитамака Алексей Изотов, компания-банкрот даже не имела разрешения на строительство жилого здания. В администрации города также подчеркнули: когда местным властям стало известно о подозрительной деятельности застройщика, граждан предупреждали о рисках.
Уголовное дело возбудили в 2014 году. Подозреваемым в мошенничестве в особо крупном размере стал собственник компании. Граждане же, трезво оценившие свои шансы на возвращение денег, адресовали претензии местным властям. «В республиканском и российском законодательстве предусмотрена помощь государства обманутым дольщикам. Но муниципалитет может достроить брошенные дома в случае, если люди заключали договора долевого участия и оформили свое право на будущие квартиры в Росреестре», – прокомментировал Алексей Изотов.
В администрации Уфы также не раз подчеркивали, что не намерены решать проблемы людей, купивших недвижимость по ценам ниже рыночных по договорам инвестирования. Как сообщил сити-менеджер Ирек Ялалов, в качестве «обманутых», как правило, предстают те люди, которые «пошли по заведомо мошенническим схемам». Это, как правило, граждане, заключившие договоры инвестирования и соинвестирования. В таких случаях государство не несет ответственности за незавершенные объекты, а представители власти не обязаны решать вопросы обманутых людей. И дело не в нежелании местных властей помочь: нецелевое расходование средств запрещено законом. Государство не может нести ответственность за всех потерявших деньги инвесторов.
Представитель администрации Уфы Владимир Барабаш рекомендует: заключая сделку, лучше лишний раз проверить, насколько серьезны намерения застройщика. Обратиться хотя бы в градостроительный отдел администрации города.
Руководитель Ипотечного бюро Камила Фазлыева рассказала: с 2006 года законодательство запретило заключать договоры инвестирования между физическими и юридическими лицами, Нужно помнить, что единственными законными схемами приобретения жилья является договор долевого участия и жилищно-строительный кооператив. Любые другие договоры заключать нельзя. «Но компании «придумали новое слово – «соинвестирование». В Уфе сплошь и рядом предлагают договоры соинвестирования, займа и так называемые предварительные договоры, по условиям которых клиент должен внести деньги за квартиру в офисе здания. Делать этого нельзя категорически! Застройщик имеет право брать деньги только после регистрации договора в Росреестре», – рассказала Камила Фазлыева. И даже те компании, которые позиционируют свою деятельность как долевое строительство, при встрече с клиентом могут предложить договор соинвестирования. Таким образом застройщики минимизируют свои риски. В случае форс-мажорной ситуации они не несут ответственности перед «соинвестором». Если же договор был заключен в рамках долевого строительства или участия в кооперативе, застройщик, в случае невыполнения своих обязательств, обязан будет выплатить пени и штрафы.
В Башкирии организаторы протестных акций дольщиков уже не раз шантажировали власть с высоты строительного крана, голодовками, многочисленными пикетами и митингами. Для некоторых из них протест стал чем-то вроде профессии. Тем более, что «инвесторы» продолжают появляться. Граждане убедились, что в Башкирии достраивают даже недвижимость, купленную по низкой цене и мошенническим схемам.
Фото: Видео Зульфии Гайсиной