В семье Литвиновых из Уфы случилась настоящая драма. Родителей лишили прав, детей определили в соц учреждения, а дом, где когда-то они жили, продали. Последнее, считает бабушка Алевтина Петровна, было сделано незаконно. Уже около пяти лет 72-летняя женщина добивается справедливости – возвращения детям жилплощади в столице. По словам пенсионерки, она борется не просто за дом, а за мечту собрать своих внуков за одним столом. Какие бы ошибки ни совершили родители, расхлебывать их приходится детям. Трое младших членов семьи уже около пяти лет живут в разных концах Башкирии – кто в детдоме, кто на опекунстве.
Мать решила за троих
В ноябре 2007 года мать троих детей Татьяну Литвинову лишили родительских прав, а в августе следующего года – и главу семейства. Среднюю девочку, пятилетнюю Кристину определили детский дом, а младшего трехлетнего Владислава – в дом ребенка.
После этого мать семейства, по словам Алевтины Литвиновой, оказалась замешана в сомнительную сделку по продаже дома. Женщина приняла такое решение под влиянием неких заинтересованных личностей, в то время как ее муж отбывал срок в колонии.
Органы опеки и попечительства не давали разрешение на продажу дома, так как по праву собственности часть дома принадлежала малышам. Однако это не стало препятствием для совершения сделки: недвижимость – бревенчатый дом площадью почти 35 квадратных метров, расположенный на участке почти в 10 соток, был продан за 630 тысяч рублей.
На часть этих средств – за 350 тысяч рублей – женщина в свою собственность и собственность детей купила двухкомнатную квартиру общей площадью почти 53 «квадрата» в городе Миньяр Челябинской области.
Чьи дети имеют право на дом?
В тот момент, когда за права внуков вступилась бабушка, было уже поздно. Женщина считает, что мать, лишенная родительских прав, не имела права продавать дом от лица своих детей. На это было уполномочено только управление по опеке и попечительству. Такое разрешение ведомство не выдавало.
Все действия пенсионерки по признанию сделки недействительной и ее отмене пока не принесли желаемых результатов, так как дом вновь был перепродан. Новый владелец, не знавший всю предысторию конфликта, в свою очередь, подарил недвижимость своим несовершеннолетним детям.
Теперь отмена сделки нарушает права двух других детей, которые также имеют право на крышу над головой. В этой коллизии и законности сделки будут разбираться следователи.
Согласно постановлению от 4 января 2013 года за подписью первого заместителя начальника Главного следственного управления МВД по РБ полковника Сергея Курбатова, производство по уголовному делу по факту продажи дома 15 декабря 2012 года приостановлено. Причиной этому послужило то, что лицо, которого должны привлечь в качестве обвиняемого, пока не установлено.
Нет дома – нет семьи
По словам бабушки, продажа дома разрушила семью Литвиновых – мать детей умерла в 2011 году.
«Внуки остались не только без дома в Уфе, но и без семьи. Я долгое время не знала, где Кристина с Владиком. Только на суде, через несколько лет, нам сообщили, что внучка под опекунством у женщины в Бураевском районе, а больного эпилепсией внука никто не взял. Он то в больницах наблюдается, то в детдомах», – рассказывает Алевтина Литвинова.
Через пять лет после расставания младшие дети все-таки увидели родных. «Суд разрешил нам видеться с детьми. В первый раз я заболела, на встречу с Кристиной отправился ее 23-летний брат с отцом, – добавила пенсионерка. – Девочка узнала их, бросилась на шею и долго плакала. Но семью объединить мы не можем».
Алевтина Литвинова все еще борется за права детей. «Я сейчас обращаюсь в президиум Верховного суда РБ, чтобы дом детям вернули и у них был свой угол в Уфе, а не где-нибудь в районе. Я уже не надеюсь на положительный исход дела, но ради детей я буду бороться дальше».
В Управлении по опеке и попечительству города Уфы комментарий по данной ситуации обещали дать в ближайшее время.
Фото: Видео Харта ИСХАКОВА