Глава Башкирии замахнулся на создание в регионе вуза федерального значения. На правительственном совещании по вопросам развития образования Рустэм Хамитов поручил ректорам республиканских вузов активизировать работу по созданию в регионе университета такого уровня.
Сегодня, по данным президента, лучшие выпускники школ Башкирии предпочитают поступать в вузы других регионов. Сегодня все вузы, которые работают в регионе, республиканского уровня. Между тем в соседних регионах уже имеются образовательные центры общероссийского и международного значения.
«Республика достойна, чтобы у нас был федеральный университет. Программа по получению федерального или как минимум научного исследовательского вуза нами должна быть выполнена», – сказал президент республики Рустэм Хамитов.
Глава региона подчеркнул, что система образования РБ не в полной мере готова к массовому выпуску специалистов, востребованных сегодня экономикой.
Учебные заведения сегодня выпускают специалистов, которых на предприятиях приходится доучивать и переучивать. Чтобы решить эту проблему, Рустэм Хамитов предлагает объединить усилия как преподавателей, так и чиновников и даже представителей бизнеса. Министерства, ведомства, общественность и работодатели должны вместе сформулировать и поставить задачи перед системой образования. Необходим также четкий прогноз потребности республики в кадрах, уверен он.
«Хватит жить мифами о собственном величии. Пока ни один вуз Башкортостана так и не получил статуса федерального или национального исследовательского. Среди семи федеральных и 29 национальных исследовательских университетов, которые руководство страны сочло лучшими, наших – ни одного. И не надо утешать себя рассказами, что это результат чьих-то интриг. Никто против нас не интригует. Работать лучше надо», – подчеркнул Рустэм Хамитов.
По мнению президента Башкортостана, отток наиболее способных выпускников башкирских школ в федеральные университеты, с учетом демографического спада, в конечном итоге может привести республику к «кадровому голоду». Кроме того, крупные образовательные центры имеют право на приоритетное финансирование из российского бюджета, что также важно для развития системы профессионального образования.
Сегодня, когда поступление в высшее учебное заведение стало возможно по результатам единого госэкзамена, абитуриенты стали еще более мобильны. Поэтому неудивительно, что лучшие выпускники школ выбирают крупные научно-образовательные центры.
«Мой сын учится в Москве, потому что МГУ один на всю страну. Поступать туда он хотел со средних классов, с тех пор как стал читать «Квант». Он с детства говорил, что будет ученым. УГАТУ же, который я сама заканчивала, готовит отличных инженеров, но, если человек хочет серьезно заниматься наукой, ему будет комфортнее в московских вузах. Я считаю, что уровень образования в УГАТУ не ниже московского среднего вуза. Те, кто занимается наукой, в итоге все равно уезжают в центр: или выигрывают заграничные гранты, или поступают в московскую аспирантуру. Самые талантливые уезжают», – говорит уфимка Светлана Филюшина.
Ответственный секретарь приемной комиссии УГНТУ Виль Ямалиев рассказал, что, действительно, 25% лучших по результатам ЕГЭ абитуриентов предпочитают поступать в вузы за пределами республики. В то же время у вуза сегодня есть совершенно иная, очень острая проблема: многие первокурсники, принятые на бюджетные места, не всегда могут подтвердить высокие баллы ЕГЭ знаниями. Преподаватели отмечают, что неоправданно хорошие результаты чаще всего обнаруживаются у студентов из районов Башкирии.
«Результаты ЕГЭ выпускников из районов совершенно не соответствуют их знаниям. Если уж мы договорились проводить ЕГЭ, то давайте делать это честно везде. Почему в городе контроль жесткий, а в деревне можно списать?» – говорит ответственный секретарь приемной комиссии УГНТУ Виль Ямалиев.
По статистике, склонность и способности заниматься наукой имеет 1% детей. И этот 1% абитуриентов, скорее всего, покинет республику. Нужно ли во что бы то ни стало оставить их в регионе – вопрос спорный. Ведь большие научные открытия сегодня совершаются в соответствующих условиях: в хорошо оснащенных лабораториях, под руководством талантливых ученых. И здесь проблема всероссийского, а не республиканского масштаба: многие наши ученые смогли сделать свои открытия за рубежом. Там им создали условия.
Система российского образования пока работает по старому принципу. Государство все еще недостаточно охотно инвестирует средства в исследования молодых. Если эту проблему начнут решать сегодня, то молодые ученые смогут сделать свои потрясающие открытия на Родине.