
Назир Хафизов, главный врач городской клинической больницы №21 Уфы: «Белый халат олицетворялся с чем-то сказочным»

МУ ГКБ №21 городского округа город Уфа РБ – это крупнейшее многопрофильное лечебно-диагностическое учреждение, возглавляемое кандидатом медицинских наук, заслуженным врачом Республики Башкортостан Назиром Хафизовым. Больница считается одним из ведущих лечебных учреждений не только в Уфе, но и в республике. Какова текущая ситуация в больнице, чем она живет сегодня и вообще каков взгляд профессионала на отношение уфимцев к своему здоровью – на наши вопросы ответил Назир Хасанович, с прошлого года депутат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан.
– Назир Хасанович, расскажите, пожалуйста, о себе, о том, как пришли в медицину.
– К своей профессиональной работе приступил более 40 лет тому назад, став в 1968 году заведующим фельдшерско-акушерским пунктом. А что послужило толчком для выбора этой профессии? Могу выделить три основных случая из моей жизни. Во-первых, я в четырехлетнем возрасте очень тяжело переболел дифтерией. Вот почему у меня голос такой. (у Назира Хасановича сипловатый голос – прим. авт.). Во-вторых, когда я был маленький, в нашем доме размещался медпункт, я же рос в деревне (в деревне Айдарали Стерлибашевского района – прим. авт.). У нашей семьи был большой дом, росли восемь детей, но потом кто свою семью создал, кто уехал, мы остались втроем – мама, папа и я. И вот сказали нам: «У вас изба большая, свободная, размещаем медпункт». С тех пор на протяжении нескольких лет в доме находился медпункт, где поначалу работали Петровы. Петровы были влюблены в свою профессию. Юля-апа и Петров-агы, как я их называл, оставили след в моей душе как люди гуманной профессии.
Для меня белый халат олицетворялся с чем-то сказочным. Третья причина, наверное, даже основная, когда мне было лет 7-8 с мамой произошел несчастный случай – она споткнулась и на себя опрокинула самовар, облилась кипятком, получила сильные ожоги. Я побежал в медпункт, а медсестра, работавшая там уже после отъезда Петровых, сказала мне: «Не до твоей мамы, я поехала сдавать отчет». Я, наверное, километра три бежал и кричал: «Я буду, как Петров-агы, не буду, как она». Мне хотелось равняться только на тех людей, которые любили свою профессию. Маме помогли студенты-практиканты, оказали первую помощь. Но глубоко запомнился мне этот случай. Став врачом, я необоснованно людям никогда не отказывал. По крайней мере, жалоб пока никаких не поступало.
– Вы награждены медалью «За воинскую доблесть»...
– Во время службы в армии оправдал доверие. Награду дали за спасение жизни солдата и не одного. (В 1968-1970 годах Назир Хасанович служил в рядах Советской Армии – прим. авт.).
– Как стали главврачом 21-й больницы?
– Поначалу я работал в больнице №1 на улице Тукаева, которая сейчас стала госпиталем. Больница была одной из элитных, в ней я прошел основную подготовку, потом работал в республиканской больнице врачом-кардиологом. С 1978 по 1981 год был заведующим кардиоревматологического центра Республиканской клинической больницы. В 1981 году перешел в Республиканский кардиоцентр заведующим отделением реанимации, где проработал шесть лет. Мой приход в 21 больницу обусловлен научными изысканиями. Тема кандидатской диссертации связана была с реабилитацией в условиях бассейна тяжело больных пациентов, перенесших инфаркт миокарда. Шамаев Амир Габрахманович предоставил мне такую возможность: «Ты делаешь такое же хорошее отделение, как и в кардиоцентре, а мы разрешаем вам проводить работу в условиях бассейна». Так я оказался в 21-ой больнице.
Мой накопленный за время работы в РКБ и кардиодиспансере опыт пригодился здесь. Одним из тяжелых участков было отделение реанимации с высоким показателем смертности от инфарктов. Мы в течение года уменьшили летальность приблизительно вдвое. Работая с 1987 по 2000 в больнице, возглавлял несколько структурных подразделений, в частности отделение реанимации, токсикологии, реабилитации, информационно-консультативный центр. С октября 2000 года назначен главным врачом. Я не говорю, что с моим приходом больница преобразилась. Просто в том виде, в котором больница существовала в 2000 году, она не могла нормально продолжать работу. И передо мной была поставлена конкретная задача – добиваться высоких показателей работы. Мы вышли на неплохие показатели также и благодаря социальной политике президента республики, правительству, помощи городских властей.
– Назир Хасанович, как решились стать депутатом?
– Я в прошлом году избирался впервые, опыта большого в этом деле нет. Но есть определенный опыт жизненный и опыт работы руководителем больницы, поэтому, наверное, меня и выдвинули. Выборы были тяжелые. Но меня поддерживала надежная команда. Я избрался по Белореченскому одномандатному избирательному округу №6. Жители округа больше меня знают по работе в кардиологии, многие мои пациенты звонили, поддерживали, так я и избрался. Теперь стараюсь оправдывать доверие.
– В чем особенность 21-й больницы?
– У нас очень много хирургических отделений и очень много специализированных терапевтических, которых в других больницах нет. И поэтому трудности в функционировании больницы определенные есть. Даже если посмотреть на ситуацию с лекарственным обеспечением...
– А что с лекарственным обеспечением?
– Конечно, проще, когда в больнице всего одно отделение терапии, а в ГКБ №21 есть отделения неврологии, эндокринологии, кардиологии, нефрологии, аллергологии, гастроэнтерологии, терапии, пульмонологии и пр. Лекарства нужны совершенно разные. И ассортимент лекарственных препаратов у нас выше, как и потребность в них. Нет и критерия финансового – «вам положена такая-то сумма, и больше мы не можем выделить». На какого-то пациента и 100 рублей хватает на лечение, но есть и такие больные, на которых уходит в день по 50, 100 тысяч рублей. Если судить по прошлому году, лекарствами больница была обеспечена неплохо.