
Олег Михайлищев, директор Уфимского государственного цирка: «Сегодня государство от цирка практически отвернулось»

Совсем недавно Уфимский государственный цирк в торжественной обстановке в 40-й раз отпраздновал день рождения. Поздравить с этим праздником работников цирка пришло много друзей. Директор Олег Михайлищев стоит у руля циркового искусства Башкортостана уже почти 10 лет. В этой области Олег Витальевич трудится всю свою сознательную жизнь. И не понаслышке знает о том, как сегодня живется работникам этого искусства.
– Олег Витальевич, 40 лет для уфимского цирка – это много или мало?
– Я думаю, что нельзя оценивать эту дату однозначно. Поскольку мы за зданием цирка хорошо следим и уделяем немалое внимание ремонту, то, вроде, и немного. Само здание неплохо сохранилось благодаря постоянной заботе.
А если взглянуть на эту цифру с другой стороны, то нельзя не вспомнить, сколько всего пришлось пройти нашему цирку, чтобы на сегодняшний день оставаться одним из лучших в России. Ведь сейчас мы входим в пятерку лучших цирков страны.
Когда 5 ноября 1968 года уфимский госцирк впервые распахнул свои двери перед зрителями, это было огромным событием в жизни города. Многие помнят, как работу открывала программа под руководством Терезы Дуровой. Мы гордимся тем, что под куполом нашего цирка выступали выдающиеся мастера – клоуны Карандаш, Юрий Никулин, Олег Попов; иллюзионист Игорь Кио; дрессировщики, народные артисты России Тереза Дурова, Вальтер и Мстислав Запашные, Николай Павленко и многие-многие другие артисты, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю мирового циркового искусства.
За эти 40 лет произошло много хорошего, но, что скрывать, были и неудачи.
– С каким настроением встречаете юбилей?
– С хорошим. Этот юбилей ведь можно было и не отмечать так широкомасштабно, так как цифра по сути незнаковая. Но я решил, что этот праздник все-таки необходимо провести и посвятить его всем нашим ветеранам – артистам и другим работникам, строителям, которые сорок лет назад возводили здание цирка. Их, к сожалению, осталось мало. Поэтому праздник в основном для них и коллектива. Чтобы люди встретились, вспомнили те годы, пообщались. Я думаю, что все получилось хорошо и выражаю благодарность тем, кто был с нами в эти радостные моменты.
– Как обстоят дела с внешней отделкой здания цирка? Планируется его ремонтировать?
– К сожалению, денег на все не хватает. Уже четыре года как мы фактически перестали получать централизованное финансирование из компании «Росгосцирк», которая в свою очередь финансируется по остаточному принципу Министерством культуры Российской Федерации.
Здание цирка в Уфе уникальное, но сегодня ему уже 40 лет и оно требует к себе повышенного внимания. В прошлом году, когда в республике праздновалось 450-летие присоединения Башкирии к России, руководство республики обещало помочь с внешним ремонтом здания цирка. Надеюсь, что это так и будет. Ведь надежды на «Росгосцирк» нет никакой. Ведь даже если и появятся у компании «Росгосцирк» деньги на ремонт, их выделят в первую очередь неблагополучным циркам. А наш считается одним из лучших в стране.
– Помимо финансовой, какие еще проблемы в цирке существуют?
– Основная проблема – это зарплата. У работников цирка она очень маленькая. В среднем составляет 8-10 тысяч рублей. Они все время в разъездах, живут в чужих гостиницах, не имея своего угла, ведут кочевой образ жизни. А ведь у подавляющего большинства цирков плохая материальная база – в жалком состоянии находятся гостиницы, общежития. Поэтому в цирк и молодежь идет плохо.
Жаль, что сегодня государство от цирка практически отвернулось. Нас сегодня никто не поддерживает. Этот год объявлен в России Годом семьи. Так вот цирк – это место, которое посещает вся семья: папа, мама, дети. Это всем интересно. Например, в оперу или кукольный театр папа может не пойти, а в цирк идут все.
Мы единственное предприятие в культурной отрасли, которое полностью живет на свои средства. Ни на зарплату, ни на кормление животных, ни на налоги, ни на отопление, ни на что нам деньги не дают.
– Не пробовали спонсоров привлекать? Или нет желающих?
– У нас спонсорское движение еще находится в стадии эмбриона. Никто никому помогать не хочет. Все предпочитают набивать карманы, покупать яхты и виллы. Помогать могут только в приказном порядке. По сути, сегодня в России капиталист – самый главный спонсор лишь... для себя самого. Забыты традиции меценатства в России, или просто время еще не пришло?