Сегодня тот-праздник-который-нельзя-называть. Несмотря на то, что российские политики пытаются искоренить Хеллоуин, 31 октября владельцы ресторанов и магазинов украшают свои точки тыквами и фигурками монстров.
UFA1.RU повеселился, показав, как могли бы выглядеть герои популярной мистической киносаги «Сумерки» (16+), если бы жили в Башкирии, а вот наши коллеги из соседней Казани подошли к делу серьезно.
Редакция 116.RU решила импортозаместить заморских чудовищ и вспомнить нечистую силу, которая веками пугала татар. Подвиньтесь, привычные Шурале и Су Анасы! Под свет софитов выходят духи, которые пьют кровь, превращаются в огненные шары, кидаются поленьями и сводят с ума.
Начнем с кровососа Убыра, который считается у татар одним из самых опасных существ. Он питается кровью людей, ворует детенышей домашнего скота, пьет молоко коров и кобылиц, насылает болезни на их хозяев. Если не повезет, то еще и спинной мозг высосет.
Татарский вампир не похож на своего западного собрата и вообще может предстать не в человеческом обличье. Остерегаться нужно даже собак, кошек, свиней, снопов сена, колес и особенно — блуждающих огоньков и огненных шаров.
Как распознать злого духа? По поверьям, у Убыра нет спины, только перед. У кровососа есть родственница-колдунья Убырлы Карчык. В одной сказке Убырлы Карчык незаметно высасывала кровь из груди девушки, пока та расчесывала волосы старухи. Несчастную спасли братья, которые хитростью поймали ведьму и заставили ее вернуть сестре жизненные силы.
Еще один любитель попить кровушки — албасты. Хотя чаще ему приписывают привычку душить и давить насмерть. Тюркские народы представляют албасты как обнаженную женщину со спутавшимися волосами, обвислыми грудями, иногда — с третьим глазом и когтями.
Но татары верят, что дух не обязательно является в образе человека. Часто албасты превращается в животное, елку или стог сена. Жертва опознает чудовище, только когда оно начнет душить. Чтобы не пересечься с албасты, лучше не гулять в заброшенных домах, по пустырям и полям. Особенно зимой.
Одна быличка повествует: вечером крестьянин возвращался из Казани в свою деревню, как вдруг по бокам от своих саней заметил катящиеся за ним стоги сена. А внутри них что-то светилось. Крестьянин пытался ускакать, но те не отставали. Вдруг мужичок оказался в незнакомом лесу, в котором в эту зимнюю ночь почему-то пели птицы и играла музыка.
Если бы к этому моменту не начало светать, крестьянин мог бы попрощаться с жизнью. Как только прокричали петухи, он проснулся в селе, через которое проезжал еще вчера днем. По пути в родную деревню татарин заметил вчерашние следы своих же саней.
Все знают «мать воды» — Су Анасы, но не все слышали про ее родственников — Су Бабасы (водяной дед) и Су Иясе (хозяин воды). На эту семейку можно наткнуться в любом водоеме. Водяной дед считается ее главой и живет в самых глубоких озерах и реках.
Он настолько опасен, что по вечерам татары старались обходить водоемы стороной, лишь бы не потревожить духа воды. Хотя тот даже не выходит на поверхность в отличие от своих более публичных родственников. В гневе Су Бабасы может потопить корабли, снести плотину, поднять бурю, затянуть в омут или наслать болезнь.
Чтобы избавиться от такой «водяной» болячки, нужно задобрить деда и принести ему жертву. А именно кинуть в воду мешочек с горстью крупы или муки с солью, приговаривая: «Откуда пришла, туда иди».
Су Бабасы не жалует чужаков. Поэтому невестам, которые только переехали в дом мужа, советуют бросить монетку в ближайшую реку или озеро. Мужчина, впервые выпивший воды из незнакомого водоема, обязан пустить по волнам волосок из своей бороды. Тем, кто построил мельницу, нужно зарезать барана и бросить тушу в воду. Иначе водяной дед разрушит мельничное колесо.
Дух Уряк появляется на могиле убитого человека. Или в том месте, где несчастного лишили жизни. Он может выглядеть как высокий худощавый человек в белой одежде или как облако, огненный шар, смерч.
Намеренно Уряк не причиняет вреда. Но случайный прохожий, увидевший такую паранормальщину, может испугаться до полусмерти.
Кому действительно стоит бояться Уряка, так это убийцам. Татарский вариант призрака следует за душегубом, стучит в окна, плачет под его дверьми, пока тот не сойдет с ума или не покончит с собой. Избавиться от Уряка можно молитвой или бранью.
Бытует такая история: татарка ехала домой на телеге, как вдруг на дороге ей повстречался незнакомец. Он попросил подвезти его, но испуганная женщина просто проскочила мимо. Обернувшись, она увидела горящий шар. Огонь прилетел в ее телегу и превратился в девочку. Везущая повозку лошадь забрыкалась, а потом совсем остановилась.
Татарка помолилась, скинула ребенка и пустилась вскачь. Но девочка стала бежать наравне с телегой, прибавляя темп вслед за лошадью. Тогда женщина остановилась, перевернула лошадь мордой к телеге. Только после этого Уряк исчез.
Благодаря Габдулле Тукаю Шурале стал чуть ли не самым известным татарским мифическим существом. Но знали ли вы, что этот леший с длинными пальцами может не только защекотать до смерти, но и проклясть всю деревню?
Шурале нравится кататься на лошадях. Если ему приглянется пасущийся конь, то он украдет его и загонит бедное животное до полусмерти. Самые хитрые сельчане обмазывали спину лошади смолой. Усевшийся верхом Шурале прилипал к животному, и утром оно само привозило лесного жителя к хозяевам. Крестьяне убивали чудовище, но перед смертью оно насылало проклятье на деревню. Поэтому про места, где постоянно случались пожары, были неурожаи, царила бедность, говорили, что их проклял Шурале.
Бичура — домовая. Говорят, что она выглядит как женщина ростом до двух аршин (1,4 метра) в старинном головном уборе, иногда в красном платье. Бичура живет под полом или в бане, а по ночам любит похулиганить: шумит, бьет посуду, кидается поленьями и кирпичами, может душить спящих.
Считается, домовую можно прогнать, если разобрать дом и собрать на новом месте или привести в жилище медведя. Но иногда хозяевам приходилось оставлять дом из-за строптивого духа. Некоторые, чтобы задобрить Бичуру, выделяют ей целую комнату и оставляют на ночь еду.
Домовая может сделать своего хозяина богатым. Правда, не совсем честным способом: она ворует у соседей еду, деньги, имущество и приносит туда, где живет. В одной истории говорится, что один татарин каждый вечер угощал Бичуру и вскоре разбогател. Получив желаемое, мужчина изгнал духа. Та в отместку спалила его дом.
Кстати, о чудищах из башкирского эпоса вы тоже можете узнать в рубрике UFA1.RU.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!