Чтобы стать патриотом, нужно уехать из своей страны. С этим высказыванием согласен Ильмир Ахметзянов. Уроженец Кушнаренковского района лет десять назад переехал в США. Теперь у него за океаном супруга, двухлетний малыш и семейный бизнес. Кроме того, Ильмир Ахметзянов с земляками занимается поддержкой татарской и башкирской культуры в Америке. В частности, они проводят Сабантуи.
Как будто из Башкирии не уезжали
– Спрошу сразу. Зачем тебе нужны эти Сабантуи?
– Я хочу, чтобы мой ребенок говорил на родном языке и знал родную культуру. Моя жена тоже из России, родом из Кумертау, мы также скучаем по родным краям. И таких семей из Башкирии и Татарстана в США много. В каждом крупном городе уже образовалась своя диаспора. Есть люди, уже твердо ставшие на ног, – юристы, бизнесмены. Нам нужно общаться, помогать друг другу. Для этого необходимо то, что объединяет, – это традиционный праздник наших народов Сабантуй. Могу сказать, что задумка работает. Люди начинают общаться, дружить, потом помогают друг другу. Но самое приятное, что на Сабантуях парни и девушки знакомятся, а потом и татаро-башкирские семьи создают. Несколько свадеб уже сыграли. Но на Сабантуи приезжают не только татары и башкиры, все выходцы из России приходят, исполняют номера на своих родных языках.
Я сижу на кухне семьи Ахметзяновых, мы пьем чай с медом и чак-чаком. Он говорит по-татарски, я стараюсь по-башкирски. Сознание с трудом переваривает эту картину. По всем канонам моего восприятия этот разговор должен состояться в деревне у моей бабушки. Только у нее я говорю на родном языке и ем блюда национальной кухни. Но дом Ахметзяновых находится в США, в городе Питтсбург, штат Пенсильвания.
– На самом деле мы как будто из Башкирии не уезжали. Смотрим БСТ и ТНВ, говорим на родном языке. К нам часто приезжают родственники из России, приходят соотечественники, живущие в Америке. В шутку мы свой дом называем проходным двором.
Даже продуктов из России вдоволь. Вот ты первый человек, который нам американский шоколад принес в качестве гостинца. Раньше родители по незнанию даже пытались нам мясо привозить, но на таможне в аэропорту им объяснили, что так не положено. Кроме того, на нашей улице есть магазин российских продуктов. Если захочется селедки, то сходим и купим.
Иногда по несколько месяцев живем в России. Приезжаем к родителям в деревню. Вот в ноябре уехали и вернулись в Питтсбург пару дней назад, в конце февраля. Работа благо позволяет, у нас бизнес сезонный.
В Америке нет понятия «понаехали»
Ахметзяновы открыли свое дело в сфере питания. У них ресторан на колесах, готовят блины с разнообразными начинками. Рассказывают, что при открытии дела проблем не было. Для этого пришлось обойти все инстанции по списку, а также иметь начальный капитал в размере 10 тысяч долларов. В будущем мечтают открыть ресторан национальной татарской кухни. Кстати говоря, сегодня в Питтсбурге есть два ресторана выходцев из Узбекистана. В этих заведениях наряду с узбекской кухней подают и традиционные для нас блюда. В частности, борщ.
– В Америке никто не смотрит на нас косо из-за того, что мы приезжие. Тут нет понятия «понаехали». Вся страна состоит из эмигрантов. Главное, что мы честно работаем, платим налоги и являемся законопослушными гражданами. Среди соотечественников знаю многих, которые открыли свой бизнес или иным образом устроились, но, конечно, есть и те, кто едва сводит концы с концами. Все индивидуально и зависит от мотивации. Но в США кто хочет, тот может заработать, даже будучи иностранцем.
– Вернемся к вопросу о Сабантуях. Ты один занимаешься их организацией?
– Конечно, не один. Это большой труд. Нас всего около 10 активистов. Все они люди, уже давно живущие в США, состоявшиеся. У новичков на это времени нет. У нас есть зарегистрированная общественная организация «ТатарDC», которая базируется в Вашингтоне, Округ Колумбия. Сначала мы просто скидывались и на свои by WordProser">деньги
арендовали место, покупали подарки и угощения. Потом начали делать вход платным, это конечно вызывает недовольство некоторых людей, но плата взимается по справедливости. Иначе, не потянем.
– Я слышала, к вам как-то Айдар Галимов приезжал?
– Да, это как раз наши активисты организовали и оплатили ему дорогу – Дина и Шакир Мурадымовы. Сабантуй – это наш самый массовый и успешный, так сказать, проект. Есть еще Татфесты – выезды на природу с палатками. Можно наверно еще назвать детский новогодний утренник. Его в прошлом году зимой в Вашингтоне организовали. Собралось около 30 малышей, в том числе русских. Они еще собирались воскресные уроки татарского языка проводить. Но число желающих было небольшим, поэтому не удалось окупить аренду помещения.
Если патриот, почему уехал?
– Отрадно, конечно, слышать, что выходцы из России устраивают свою жизнь за океаном, не забывают свою культуру в США. Но я писала о Юлии, которая всего два года назад улетела в штаты и работает здесь в Питтсбурге. Было много резких комментариев в ее адрес от пользователей сайта. В том числе и такие, мол, если ты такая патриотка, зачем уехала? Я тебе задам такой же вопрос.
– Да, я патриот, потому что на расстоянии понимаешь, что это такое – родной язык, традиции, культура. Я не уверен, что стал бы таким, живя в своем Кушнаренково или в Уфе. Я бы уж точно не писал песни на татарском. Вот ты, например, говоришь, что окончила башкирскую гимназию, но на родном языке общаешься только с бабушкой. Или возьмем моих знакомых из деревни. Некоторым я так и говорю в лицо, что если им так плохо живется в России, значит, они это заслужили. Работать и стараться нужно, а не смотреть телевизор, а потом обсуждать политику и ругаться из-за нее. Это они, что ли, патриоты? Те, кто говорит о Путине, Обаме или других политиках? У меня лично нет времени на телевизор и на пустые разговоры. Зато когда нужно поехать на Сабантуй в другой штат, я закрываю наше кафе, беру жену и ребенка, и мы едем. Я не думаю о том, что за эти выходные мог бы заработать пару тысяч долларов в своем ресторане, я еду на мероприятие, потому что это важно для нас.
А уехал я в США как и многие, приняв участие в студенческой программе, которая позволяет и работать и путешествовать. Мне здесь понравилось, я решил попробовать. А почему бы и нет?
– Ну, ты же не согласишься, что США – это рай на земле?
– Конечно же, это не рай. Здесь есть свои проблемы. Высокие налоги, дороги не лучше российских, пусть и местами платные. В центре Питтсбурга асфальт хороший, а где-нибудь в пригороде, как в Черниковке колдобины. Рельеф города похож на уфимский, тоже на холмах стоит. Медицина тут дорогая. Обязательно хорошая страховка нужна. Иначе многие попадаются на этом. Например, заболел резко человек, вырезали ему аппендицит. Но без страховки эта операция обходится в 50 тысяч долларов. Потом ему как ипотеку всю жизнь приходится оплачивать эту процедуру.
– Своим знакомым, которые недовольны очередями в бесплатных поликлиниках, я всегда говорю. «Не жалуйтесь, мы за медицинские услуги платим, и в очередях стоим». Разница не большая, – добавила супруга Ильмира Ахметзянова Регина.
В завершении беседы Ильмир Ахметзянов добавил, что за десять лет жизни в США, ему ни один раз приходилось отвечать на вопрос, патриот ли он. Нелестные отзывы соотечественников ему слышать тоже не впервой: «У каждого свое мнение и своя дорога. И мне важно то, что я считаю правильным, и то, что я делаю», – добавил мой собеседник.
Фото: Фото предоставлено Ильмиром Ахметзяновым