
Весной прошлого года в одной из сельских школ Башкирии вспыхнул скандал. Во время урока учитель башкирского языка и литературы Зуляйха Саитгалина назвала восьмиклассников засранцами, а одну девочку — «последней алкоголичкой». Этот разговор был записан учеником на диктофон и выложен в интернет. Учительницу уволили.
Зуляйха Саитгалина рассказала корреспонденту UFA1.RU, жалеет ли она о своих словах и зачем пыталась через суд оспорить решение об увольнении.
«Свою грязь ты несешь сюда в школу»
Зуляйха Саитгалина преподавала в школе села Мурсалимкино Салаватского района почти 30 лет. Помимо башкирского языка и литературы она вела еще два предмета: музыку и основы духовно-нравственной культуры народов России.
В марте прошлого года один из ее разговоров с учениками был записан на диктофон и опубликован в Facebook членом совета по правам человека при главе Башкирии Динаром Зайнуллином. К нему запись попала от мамы девочки, которую назвали алкоголичкой.
На записи было слышно, как женщина назвала детей засранцами.
— У меня за 30 лет — 30 выпусков. Мне еще будут условия ставить. Ты просто сказала? Ты куда смотришь [в телефон], а? Я рук не вижу! Желающих не вижу! — голос учительницы перешел на крик. — Пришли посидеть.
Затем она обратилась к ученице и спросила у нее, с кем она живет. Та ответила, что с семьей.
— Да ты что, у тебя семья, что ли, есть? Или с дедушкой живешь, который употребляет спиртное? — спросила женщина.
Ученица ответила, что живет с мамой, но та ей не поверила.
— У тебя мама есть? Говорят, ты у дедушки живешь, который употребляет спиртное день и ночь. Вот у нее воспитание, — обратилась учительница к одноклассникам девочки. — Алкаши как ведут себя, она и сидит как алкаш. Последняя алкоголичка. Такие люди тебя воспитывают. Свою грязь ты несешь сюда в школу.
Девочка расплакалась.
— Что, слезы пустила? — спросила у нее Зуляйха и предложила детям «повеситься».
Сама Зуляйха Саитгалина от комментариев тогда отказывалась. А директор школы Римма Гарейшина, в свою очередь, заявляла корреспонденту UFA1.RU об увольнении учительницы.
Хотела стать медиком, но пошла в учителя
— У меня выбора не было, кем стать, — заявила Зуляйха Саитгалина. — Родители сказали: «Пойдешь учиться на учителя» и я послушалась их. Ведь в деревне кто первый человек? Учитель. И сестра моя училась в педагогическом на тот момент, и меня туда отправили вслед за ней. Я вообще просилась стать медиком.
После окончания педагогического института Зуляйха могла сменить профессию, но уже сама не захотела поступать в медицинский.
— Я любила детей. У меня в семье росло пять детей, братья, сестры. Нянчилась с ними всю жизнь. И поняла, что хочу работать в школе, — добавила она.
«Такие слова не нужно было произносить»
В школу села Мурсалимкино, где проживали родители Зуляйхи, та устроилась после смерти первого супруга. Вначале женщина преподавала башкирский язык и литературу, а когда уроки сократились, начала вести два других предмета.
Девочка, с которой повздорила Зуляйха, начала учиться у нее в пятом классе и делала она это, по словам женщины, «хорошо».
— Раскрепощенная, активная, отвечала хорошо. Я действительно виновата. Та девочка... Она моя родственница, племянница. Поэтому, наверное, я на нее наорала, как на свою. И такие слова... не нужно было их произносить. Они были неуместны, — рассказала она.
Зуляйха добавила, что с девочкой конфликт возник из-за невыученного ею урока.
— Она отсутствовала, болела. И сказала, когда пришла в школу, что стих учить не будет, который я всем задавала. Понимаю, в 7 классе переходный возраст наступает. И не только у учеников обострение было психологическое, но и у меня были моменты сложные. Работала без отдыха. Вот всё и накопилось, — отметила она.
Зуляйха вспомнила, как перед увольнением ее пригласили в школу районные чиновники — «пообщаться»:
— Позвонили из районного отдела образования, я приехала. Меня уже ждали. Дали послушать аудиозапись. Спрашивали: «Знаю ли я о ней что-нибудь» и «Что вы на это скажете?» Я тогда только сказала: «Так получилось». Потом извинилась перед девочкой.
Зуляйха хотела уйти по собственному, но руководство школы захотело иначе. Бывшая уже учительница пыталась оспорить это решение в судах, но безрезультатно.
— Хотелось бы уйти по собственному, потому что все-таки 30 лет проработала в школе. Наняла адвоката. подала в суд, но местный, как и Верховный суд Башкирии, оставил всё как есть, потому что решил, что на записи есть оскорбительные слова, — отметила она.
В республике работу не найти
Сейчас Зуляйха работает в Екатеринбурге поваром, поскольку решила, что в республике «работу не найдет». Ездит в соседний город каждые 15 дней вахтовым методом.
— Я даже трудовую не показываю, потому что уволили по статье. За насилие к ребенку. Сейчас у меня электронная трудовая и проблем с трудоустройством не было. Работу нашла в интернете. И готовить люблю, — рассказала она.
С родней девочки Зуляйха не общается, поскольку «особо близки не были».
В Уфу Зуляйха приехала на свадьбу дочери. Девушка учится в медицинском институте. С отцом дочери женщина видится нечасто. Они развелись после ее увольнения. Из-за чего конкретно, не сказала.
Позиция школы
— Последнее слово [об увольнении учителя] было за мной, как за директором. Мне нужно было действовать соответственно той ситуации, которая возникла, — рассказал руководитель школы села Мурсалимкино Римма Гарейшина. — У нас были расследования, заседания комиссии. Мы прошли ряд судов. Результат известен. Мы учителя, мы не должны делать такие вещи.
Гарейшина добавила, что на Зуляйху раньше никто не жаловался: родители учеников и сами школьники.
— Она осознала ошибку не спустя полтора года, а гораздо раньше. После самого поступка. Перед девочкой и ее мамой она извинилась. При свидетелях, членах комиссии.
Оскорбленная школьница продолжает учиться. Помощь психолога, со слов директора, ей не понадобилась.
Ранее мы рассказывали о другом скандале, но уже в уфимской школе. Тогда учительницу тоже обвиняли в жестокости. На сторону женщины встала одна из мам ученика. Мы опубликовали ее колонку.