Рубль снова упал в цене, и многие задумались о том, как сберечь свои накопления и в какую валюту выгоднее всего вложиться. Надо признать, такими вопросами россияне задаются не в первый раз — больно уж много на долю нашей страны выпадало экономических потрясений.
Но, как говорится, голь на выдумку хитра. Больше десяти лет назад коммерсанты из башкирского села Шаймуратово нашли гениальный выход из финансовых трудностей, придумав собственную валюту — «шаймуратики», которыми расплачивались со своими работниками.
Эту историю можно рассказать по-разному. «Шаймуратики» были не то любопытным экономическим экспериментом, не то откровенным надувательством. О них писали федеральные и башкирские СМИ, идею анализировали эксперты и экономисты. А было дело вот как.
Сельский визионер
Село Шаймуратово Кармаскалинского района — родина знаменитого генерала Минигали Шаймуратова, образ которого активно продвигает нынешний глава Башкирии Радий Хабиров. Несмотря на славу своего уроженца, место это очень депрессивное даже сегодня, хотя и находится всего в 50 километрах от Уфы.
Что уж говорить о начале 2010-х, когда село переживало последствия глобального экономического кризиса. В те годы местный коммерсант, директор оказавшегося на грани банкротства сельхозпредприятия «Шаймуратово» Артур Нургалиев, ломал голову, как же ему выплатить крестьянам скопившиеся долги по зарплатам.
В сельское хозяйство Нургалиев пришел незадолго до этого. Бизнесмен родился 27 февраля 1974 года в семье инженеров в деревне Ново-Аптиково Ишимбайского района, следует из биографических сводок на сайте ЦИК Башкирии и подкаста с его участием на канале «Артель.Онлайн».
Как сам предприниматель рассказывал РБК, в школу он пошел уже в Нефтекамске, а в 1991 году поступил в Уфимский государственный нефтяной университет на инженера-геофизика. После выпуска в 1996 году он год работал по специальности, после чего ушел в коммерцию, чтобы помогать матери.
Бизнесом он занялся в ХМАО, в Нижневартовске у него была сеть магазинов, в 2003 году коммерсант открыл там свой ночной клуб — довольно проблемное дело из-за регулярных скандалов с посетителями. Параллельно он торговал мебелью, стройматериалами и продуктами.
В какой-то момент, заметив двукратный рост цен на сахар, Нургалиев решил, что хочет не просто перепродавать его, а производить самостоятельно. Бизнесмен присмотрелся к Кармаскалам, где в этот момент как раз выставили на торги земли обанкротившегося колхоза. Нургалиев решил заняться выращиванием там сахарной свеклы. Так, в 2006 году он продал свой прежний бизнес и занялся сельским хозяйством.
Как писал «Бизнес-журнал», в Шаймуратово он впервые приехал в 2005 году и произвел на местных впечатление «совершенно оторванного от земли человека». Молодой модник в шарфике, по словам местных, разъезжал по селу на «Лексусе» и постоянно «выдумывал какие-то прожекты».
Гениальный план
Довольно быстро предприниматель понял, что заниматься только свеклой — плохая идея. Выращивать в итоге стали еще и подсолнечник, и зерновые, также занялись разведением коров. Едва бизнес встал на рельсы, как грянул кризис, а потом и засуха 2009 года.
К 2010 году Нургалиев был в шаге от того, чтобы пустить под нож имеющийся скот: долги по зарплате накопились уже примерно на пять миллионов рублей. Однажды бизнесмен встретился в кафе со своим другом, экономистом Рустамом Давлетбаевым, которого знал уже около полутора лет. Он пожаловался ему на свои проблемы.
Как рассказывал «Коммерсантъ», Давлетбаев к этому моменту и сам прошел через большие неприятности в бизнесе. В начале нулевых он открыл сеть платежных автоматов QIWI, заработал первый миллион долларов, а после кризиса 2008 года «прогорел дотла» и остался весь в долгах.
Тем не менее Давлетбаев был не меньшим мечтателем, чем его приятель. Экономист оказался поклонником теории «свободных денег» немецкого экономиста Сильвио Гезеля и предложил Нургалиеву нетривиальное решение его проблемы.
Мол, почему бы на объем товарных остатков в связанном с «Шаймуратово» магазине «Ассорти» не выпустить специальные талоны, которыми работники могли бы получать зарплату?
При этом магазин продолжал бы торговлю и за обычные деньги, а вырученные талоны впоследствии мог бы обменивать на рубли в сельхозпредприятии, либо получить расчет бартером — мясом, зерном.
Более того, талонами жители могли бы расплачиваться и между собой, что позволило бы наконец «распутать клубок взаимных задолженностей, возникших от безденежья». В соответствии с учением Гезеля, талоны должны были дешеветь в процессе обращения (на 2% в месяц), чтобы их использовали именно для обмена, а не для накопления.
Идея Нургалиеву понравилась. Талоны, впоследствии названные жителями «шаймуратиками», запустили уже весной 2010 года. Визуально они походили на банкноты с изображениями животных: куницы, лисы.
Выпускались «шаймуратики» достоинством в 50, 100, 500 и 1000 рублей по курсу один к одному с заложенным последующим удешевлением в 2%. Поначалу жители села отнеслись к новинке с недоверием, но постепенно стали активно пользоваться новой «валютой».
Вскоре после эмиссии талоны приобрели хождение даже за пределами магазина — ими можно было расплатиться с окрестными таксистами, с соседом за колку дров и так далее. Осознание того, что лежащие без дела «шаймуратики» постепенно обесцениваются, подстегнуло развитие рынка услуг в селе.
Со слов Нургалиева, введение «шаймуратиков» позволило постепенно решить проблему с долгами и увеличить среднюю зарплату крестьян. Однако такое ноу-хау быстро привлекло внимание правоохранительных органов, которые креатив не оценили.
Правовые вопросы
В башкирской прокуратуре сочли, что система с выплатой зарплат талонами нарушает трудовое и финансовое законодательство, и подали в суд.
— Эта схема ущербна для конкретного гражданина, — говорил Первому каналу начальник управления прокуратуры республики по надзору за исполнением федерального законодательства Дмитрий Шерстнев.
Он назвал две основные причины, почему в ведомстве так считают. Во-первых, прокуратуру смущала привязка к одному магазину, которая «сама по себе ущемляет право выбора», а во-вторых, заранее запрограммированная скорость, с которой обесцениваются «заменители денег».
Сам Нургалиев объяснял UFA1.RU, что не согласен с претензиями прокуратуры: мол, крестьяне могут и отказаться от «шаймуратиков», что и сделали 10% работников «Шаймуратово», которые предпочли получать обычную зарплату на карточку.
— Прокуратура говорит о запрете выдачи зарплаты талонами, чего на самом деле нет, — утверждал он. — «Шаймуратики» — это оформленные в более удобной форме для работодателя и работника взаимоотношения.
Дальнейшие судебные разбирательства затянулись на несколько лет. За это время суд дважды постановил запретить «шаймуратики» и дважды признавал их легальность. Несмотря на то что финальное решение суда было в пользу проекта Нургалиева и Давлетбаева, от хождения талонов отказались примерно через три года после эмиссии — за ненадобностью.
Спустя годы после эксперимента с «шаймуратиками» Нургалиев продолжил заниматься сельским хозяйством. Впрочем, к финансовым «прожектам» бизнесмен не охладел: в 2018 году он рассказывал о том, что несколько лет назад запустил программу «Совладелец дойного стада» — тоже весьма любопытную.
Задумка пришла в голову, когда бизнесмену не хватало 1,4 миллиона рублей на погашение кредита в Сбербанке. Он предложил желающим купить у него 20 коров за 70 тысяч рублей каждую, после чего сдавать их ему же в аренду на полгода, получая процент за использование молока (по полторы тысячи в месяц).
По истечению срока аренды можно было либо продлить его, либо продать корову обратно Нургалиеву по той же цене. По словам бизнесмена, проект оправдал себя и пользовался популярностью.
Помимо этого, в том же 2018 году предприниматель анонсировал запуск проекта с рабочим названием «Шаймуратик 2.0» — по сути, криптовалюты, «обеспеченной землей, тракторами, коровами, компетенциями».
Также вместе с Давлетбаевым Нургалиев продолжает развивать аграрный бизнес — в подкасте от 2023 года оба они много говорили о важности кооперации и о краудсорсинге, когда инвесторы вкладывают деньги в посевную, уборку и разные иные «локальные проекты». Со слов предпринимателей, это «очень здорово получается».
Что еще придумают башкирские оригиналы, покажет время, но авантюра с «шаймуратиками» уже заняла свое место в истории. Упоминания о ней можно найти в обзорах юридической практики, в научных и экономических журналах, а коллекционеры, судя по объявлениям на торговых площадках, готовы отдать за 50-рублевый талон из Шаймуратово аж 7 тысяч реальных рублей! Доллар, трепещи.
А больше о том, как сейчас живет село Шаймуратово, где происходили все эти удивительные события, читайте в репортаже UFA1.RU.