Экономика Спецоперация на Украине Добрались даже до Арктики: история завода бронетехники в Башкирии, который попал под санкции ЕС

Добрались даже до Арктики: история завода бронетехники в Башкирии, который попал под санкции ЕС

Рассказываем об одном из крупнейших предприятий республики, который в 2000-е оказался в финансовой яме

Завод «Витязь» выпускает вездеходы с 1980-х годов

Ишимбайская машиностроительная компания «Витязь» попала в санкционный список Евросоюза. Теперь завод не сможет поставлять материалы и технологии из европейских стран. Предприятие из Башкирии является крупнейшим производителем бронетехники для Вооруженных Сил России. Его вездеходы называют лучшими в мире. Они могут добраться туда, куда даже не залетит вертолет. Что известно о заводе и как выглядят его легендарные транспортеры — в материале UFA1.RU.

Двухзвенники

Завод производит вездеходы — наземные транспортные средства высокой проходимости, которые используются в особо сложных дорожных и климатических условиях. Это двухзвенные гусеничные машины, которые могут передвигаться по сплошному бездорожью, болотам, глубокому снегу, песчаным пустыням, а также при температурах от -50 до +40 градусов, сильной влажности тропиков и разреженном воздухе высокогорья.

Вездеходы «Витязь» используются на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, в Сибири, Арктике и Антарктике. Как сообщается на официальной странице в социальных сетях завода, транспорт участвует в экспедициях. Например, в 2017 году снегоболотоходы применялись в экспедиции на архипелаг Земля Франца Иосифа в Северном Ледовитом океане. В 2018-м участвовали в арктической экспедиции, организованной Минобороны России для испытания в экстремальных условиях образцов спецтехники.

Арктическая экспедиция Северного флота по острову Южный архипелага Новая Земля в 2018 году

«Витязь» выпускается в нескольких модификациях. Первым представителем семейства вездеходов стал ДТ-10. Он может поднимать груз весом до 10 тонн (на что указывает его название) и вмещает в себя грузы длиной до 13,5 метра. Его начали производить в 1976 году. Затем появилась его модификации — гусеничный транспортер ДТ-10П, который имеет грузовые кузова и водооткачивающий насос. Еще одна версия — ДТ-10ПМ. Такой вездеход имеет броневую защиту кабины. Выпускается для Минобороны РФ.

ДТ-10ПМ
ДТ-10ПМ1Ж

Самая популярная модель снегоболотохода «Витязь» — это ДТ-30. Ее грузоподъемность — 30 тонн. Версия ДТ-30ПМ выпускается для Минобороны. Машина оснащена 800-сильным дизельным двигателем и может развивать скорость до 45 км/ч, как и ДТ-10ПМ.

ДТ-10П (слева) и ДТ-30П (справа)

Существует огромное количество различных версий вездеходов «Витязь». Есть плавающие машины, которые можно применять для переправы. Малые модели, например ДТ-3П, используются в отраслях народного хозяйства.

ДТ-3ПМ в версии для МЧС России

Предприятие также сотрудничает с компаниями «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Транснефть», для которых собирает аварийно-ремонтный комплекс. Кроме того, завод выпускает отопительные водогрейные котлы и ведущие мосты для автобусов и троллейбусов большого класса. Это комплектующие автомобиля, которые служат для передачи крутящего момента к ведущим колесам машины.

Ремонтная техника

Как пишет газета «Звезда», вездеход «Витязь» называют мировой легендой, потому что он не имеет аналогов. Он может заехать туда, куда невозможно добраться даже на вертолете.

История

Во времена Великой Отечественной войны у Советской Армии подобной техники не было. Переплывать через реки солдатам приходилось на плотах, в то время как у США уже были бронетранспортеры, пишет портал «Скутеров.ру».

Уже в послевоенное время начали разрабатывать первые сочлененные гусеничные машины. Они создавались на Алтайском тракторном заводе под руководством конструктора Константина Осколкова. Затем он перевелся в Рубцовский машиностроительный завод, где продолжил работу над техникой.

Выпускать двухзвенники решили на специализированном предприятии, поэтому был создан филиал Рубцовского завода в Ишимбае. Его начали строить в 1977 году, а запустили в 1981-м. Таким образом, первые вездеходы стали выпускать именно на ишимбайском машиностроительном заводе, а их создателями стали считаться Осколков и первый генеральный директор предприятия Владимир Савельев.

Создатель двухзвенников Константин Осколков

В 2005 году ишимбайский завод оказался на грани выживания из-за финансовых трудностей. Оно было преобразовано в ОАО «Машиностроительная компания "Витязь"».

— На начало 2004 года завод имел почти пятимесячную задолженность по зарплате, а недостаток оборотных средств достиг колоссальной суммы. Доля государственного заказа сократилась до минимума, в результате чего загруженность мощностей составляла всего 35%. В этой ситуации создание нового предприятия за счет замещения активов было признано наиболее рациональным, — сообщается на официальной странице в соцсетях завода.

Памятник вездеходу установлен перед зданием управления заводом в 2005 году

В 2008 году «Витязь» вошел в бронетанковый холдинг «Уралвагонзавод», который в 2016-м перешел к госкорпорации «Ростех». С 2014 года ишимбайский завод носит название АО «Машиностроительная компания "Витязь"».

В пояснении санкционного списка Евросоюза говорится, что предприятие попало в него, поскольку поставляет бронированные вездеходы в зону проведения спецоперации. Однако в машиностроительной компании отказались отвечать на вопрос, как это отразится на ее работе.

— Без комментариев, — сказал UFA1.RU гендиректор завода «Витязь» Ирек Арсланов.

Напомним, против предприятий Башкирии также вводили санкции США. Так, в черном списке оказались УМПО и Салаватский химический завод. Подробнее о них читайте в нашем материале.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.
Звоните круглосуточно8 (347) 286-51-96
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем