По положению о Наркомфине СССР, принятому ЦИК СССР в ноябре 1923 года, Наркомат, возглавляемый наркомом финансов, имел коллегию и включал 12 основных структурных подразделений (в том числе управления: общее, бюджетное, валютное, государственных налогов, государственных доходов, финансово-контрольное, местных финансов; финансово-экономическое бюро; Главное управление государственными трудовыми сберегательными кассами; Главное управление государственного страхования; Госбанк и другие).
Сбор налогов осуществлялся системой Народного комиссариата финансов с помощью налоговых комиссий – общественных органов, созданных в помощь финансовым (налоговым) инспекторам и исполнительным комитетам местных советов с целью наиболее полного учета плательщиков налогов, облагаемых доходов и правильного исчисления налоговых платежей. В налоговые комиссии входили представители местных исполнительных комитетов, профсоюзов и по два рекомендованных исполнительным комитетом плательщика.
Систему налогов и сборов при НЭПе составляли:
прямые налоги: промысловый налог, единый натуральный налог, денежный подворный налог, сельскохозяйственный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, подоходно-поимущественный, единый общегражданский налог, военный налог, налог на сверхприбыль, квартирный налог, налог с наследств и дарений;
косвенные налоги: акцизы (на спирт, вина, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары), налог с доходов от демонстраций кинофильмов;
пошлины: патентная, судебная и другие;
сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.
В качестве чрезвычайных налогов вводился в 1922 году единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим, в 1924 году – единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая.
В 1922–1923 годах отмечалась большая активность местных органов власти, что выражалось в появлении массы не предусмотренных никакими законами различного рода налогов и сборов.
В этот период, кроме уже указанных выше, действовали следующие налоги: налог со строений в городской местности; налог на домашнюю прислугу; налоги с городских и пригородных садов и огородов; налог на право охоты; сбор с владельцев транспортных средств (в том числе и велосипедов); сбор с грузов, привозимых и вывозимых по железным и водным путям сообщения; сбор за пользование общественными весами; сбор с пригоняемого на рынок для продажи скота; сбор с извозного промысла и другие.
Первым денежным налогом в условиях НЭПа был введенный в действие в июле 1921 года промысловый налог, который взимался с частных торговых и промышленных предприятий и состоял из двух частей: патентного и уравнительного сборов. Взимание патентного сбора позволяло осуществить регистрацию предприятия в финансовых органах и получить поступления в бюджет вперед за определенный срок, что имело существенное значение в условиях большой нестабильности работы частных торговых предприятий. Уравнительный сбор позволял усилить обложение предпринимателей, получавших более крупные доходы (взимался ежемесячно в размере 3% с оборота предприятия).
С 1922 года промысловый налог взимался на общих основаниях также с государственных, кооперативных, коммунальных и общественных предприятий. Впоследствии уравнительный сбор дифференцировался в зависимости от типа предприятия (государственное, кооперативное, частное) и являлся действенным рычагом вытеснения частного капитала.
Другим важнейшим прямым налогом был подоходно-поимущественный. Им облагались как физические, так и юридические лица: акционерные общества, товарищества и тому подобное. Поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%.
Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов – создание товариществ, акционерных обществ – вело к удвоению и утроению обложения. Дважды, по сути дела, облагались и доходы участников акционерных обществ: сначала как совокупный доход акционерного общества, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь быстрой наживы, спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала.
Важнейшее значение имел единый сельскохозяйственный налог, который был введен декретом ВЦИК и СНК от 10 мая 1923 года взамен единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного, общегражданского на восстановление сельского хозяйства и ряда других с целью упорядочить налогообложение в деревне. При обложении налогом учитывались размер пашни и сенокоса (в переводе на пашню), урожайность хлебов и трав, количество рабочего и продуктивного скота. Бедняцким хозяйствам предоставлялись значительные льготы по налогу. Примерно 20% крестьянских хозяйств (в основном не имевших скота) освобождались от уплаты. Для исчисления налога крестьянские хозяйства распределялись по группам в зависимости от обеспеченности пашней на едока (девять групп), обеспеченности скотом на хозяйство (четыре группы) и средней урожайности культур в данной местности (11 разрядов). Такая система построения налога давала возможность установить размер налога в соответствии с примерной доходностью хозяйства. Налог уплачивался деньгами или натурой, а с 1 января 1924 года, с установлением в СССР твердой валюты, – в денежной форме.
Дальнейшая реорганизация сельскохозяйственного налога, осуществленная в 1924–1925 годах, ставила задачу максимально приблизить обложение к прогрессивно-подоходной форме, освободив от него бедноту. К примеру, в деревне сложилась ситуация, когда было выгоднее «бедствовать», а не развивать свое хозяйство. В 1923–1924 годах от обложения ЕСХН по Сибирской губернии было освобождено 10,9% хозяйств, 1926–27 годах – 18,9% (52 786 хозяйств), 1927–1928 годах – 24% (79 017 хозяйств). По всему СССР количество крестьянских хозяйств, освобожденных от сельхозналога, росло следующим образом: в 1924–1925 – 5,5 миллионов, 1926–1927 – 6,8 миллиона, 1927–1928 – 8,5 миллионов. Расчеты по РСФСР показывают, что маломощная часть деревни (с доходом до 150 рублей на хозяйство) составляла, согласно официальной статистике, 30,4% всех крестьянских хозяйств, имела 11,6% всего дохода, а налога уплачивала лишь 5,95%.
Налог стал взиматься по совокупности доходов крестьянских хозяйств с применением более резкой прогрессии. Доходы от сельского хозяйства определялись по средним нормам доходности. Расширились льготы для середняцких хозяйств и кооперированных крестьян. С 1928 года обложение кулацких хозяйств по средним нормам доходности было заменено обложением на основе фактически полученных доходов. В условиях сплошной коллективизации сельскохозяйственный налог был коренным образом перестроен и фактически разделен на три налога: с колхозов и колхозников; с единоличных трудовых крестьянских хозяйств; с кулацких хозяйств.
В 1920-х годах широкое распространение в деревне получило самообложение, что обусловлено было силой общинных традиций и потерей доверия крестьян для удовлетворения местных общественных нужд. Деревня голосовала за уравнительный способ раскладки сборов по самообложению. Общий размер самообложения по РСФСР устанавливался не выше 35% от общей суммы сельхозналога данного села. Самообложение допускалось в виде трудового участия, денежной и натуральной форме. В постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке самообложения населения» от 7 января 1928 года сказано, что сюда относились устройство и хозяйственное содержание учреждений культуры, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, а также учреждений по развитию сельского хозяйства, строительство и ремонт дорог и мостов; противопожарная охрана; благоустройство и охрана селений. Кстати сказать, строго воспрещались сборы на нужды административного характера.
Таким образом, в первой половине 1920-х годов была заложена основа социальной модели прямых налогов (вместо экономической), что отразилось прежде всего на поступлениях в государственный бюджет: значительно увеличилась доля косвенных налогов.
Характерными чертами налоговой системы периода НЭПа являлись множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. К 1930 году количество платежей, взимаемых только с обобществленного сектора, достигло 86. Наряду с широкими практическими мероприятиями в период НЭПа разрабатывалось большое количество проектов по совершенствованию налоговой системы СССР.
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ