Житель Башкирии Виль Г. оказался на скамье подсудимых из-за смерти двух своих знакомых. Следствие считает, что это он убил их, а потом поджег дом. Однако суд дважды оправдывал мужчину по этому делу, а на третьем рассмотрении его признали виновным и посадили на 19 лет. Теперь уфимский юрист Виталий Буркин, который представляет интересы осужденного, просит председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева отменить приговор, указывая, что суд прошел с нарушениями закона. Деталями дела Виталий Буркин поделился с редакцией UFA1.RU. Сегодня, 10 декабря, рассказываем подробности.
Дело строится на инциденте, который случился в феврале 2015 года. По версии обвинения, его подзащитный, Виль Г., находился в одной из деревень Иглинского района, выпивал со знакомым, что-то с ним не поделил и стал его избивать. После этого Виль Г., считает следствие, пришел домой к другому жителю деревни, взял топор и ударил его по голове и телу, отчего потерпевший умер на месте. Вместе с погибшим в доме был еще один человек — обвинение считает, что Виль Г. убил и его тоже, чтобы тот ничего не рассказал. Далее обвиняемый якобы поджег дом и угнал машину.
Виталий Буркин, представляющий интересы уфимца, считает, что версия обвинения строится на противоречивых показаниях свидетелей, а более того — у следствия, по его мнению, нет никаких доказательств причастности Виля Г. к этому инциденту. В частности, указывает юрист, на топоре не нашлась кровь жертв. Далее — главным доказательством являются показания определенного свидетеля, но при первом рассмотрении дела его в глаза не видел никто, при втором он выступал по видео, а к рассмотрению в апелляции уже умер.
Несмотря на это, сторона защиты считает показания свидетеля сомнительными: он сказал, что видел, как из дома потерпевшего выходил Виль Г., но при этом на улице было темно и стояла плохая погода. Поэтому защита считает, что свидетель не мог видеть предполагаемого преступника с расстояния в 136 метров.
Еще одна странность, на которую Буркин просит обратить внимание председателя Верховного суда: другой свидетель сказал, что возле дома потерпевшего росли деревья, но они якобы были срублены по указанию полицейских.
— При рассмотрении дела в третий раз суд прямо воспрепятствовал стороне защиты задавать вопросы Графу и получать на них ответы. Более того, достоверно по делу так и не стало известно, от чего погибли потерпевшие, единой картины судебно-медицинские эксперты не показали, ни в одном судебном заседании не был разрешен вопрос наличия события преступления. Причина пожара также не выяснена, — пишет в обращении Виталий Буркин.
Юрист указывает, что при одном из разбирательств суд якобы незаконно допросил эксперта, который сказал, что причина смерти потерпевших установлена, а из двух заключений судмедэкспертов следует, что причина осталась невыясненной.
Виталий Буркин считает, что дело рассмотрено не просто с нарушениями, а с незаконным составом суда, что, на его взгляд, является поводом для отмены приговора. Также защитник указывает на нарушение в виде знакомства старшины присяжных с секретарем заседания: оно, по его словам, было опровергнуто объяснениями, но обоих по этому факту не допрашивали. При этом у стороны защиты имеются подтвержденные доказательства запретного знакомства.
Еще одно возможное нарушение — по словам Виталия Буркина, присяжные выбирались из числа жителей Стерлитамака, хотя дело рассматривал Верховный суд Башкирии, а значит, должны были выбрать жителей и других поселений.
— Анализируя приведенные существенные нарушения уголовно-процессуального закона России, можно увидеть, что многие из них были допущены во взаимосвязи с другими и одни неизбежно вытекали из других. Не имеет смысла обосновывать причину, по которой такие судебные акты должны отменяться с принятием всех других мер реагирования, — добавил юрист в обращении к председателю Верховного суда России.
Напомним, что Виталий Буркин представлял интересы Фатхуллы Исхакова, которого в 1950-е посадили на 13 лет по ложному обвинению: якобы он напал с топором на своих знакомых. Только уже в современной России Фатхулле удалось доказать, что к преступлению причастен другой человек, а приговор был незаконным. В 2023-м его оправдали. Теперь пенсионер ведет борьбу с Минфином России за компенсацию. В этом материале вы можете прочитать его интервью нам, а здесь — о борьбе с Минфином за 450 миллионов рублей.