Земфира Гайнуллина, обвиняемая в причастности к убийству девятилетнего мальчика в Екатеринбурге, последние три месяца активно вела Twitter. В постах она цитировала религиозные тексты, предсказывала судьбу некоторых городов. Мы попросили специалистов изучить послания и разобраться с виртуальной ипостасью главы религиозной секты, в чьей среде случилось жестокое убийство.
Олеся Кузнецова, старший преподаватель секции религиоведения департамента философии УрФУ, рассказала Е1.RU, что послания Гайнуллиной не новы. Называться учениками Христа — это почетно в определенной среде, а религиозных организаций с таким названием много:
— Поэтому любой человек, который вступает на путь такой активной и эмоциональной религиозности, может называться учеником Христа. Тем более мелькало, что они ездили по городам, выступали, распространяли веру, и, возможно, они мыслили себя как эти апостолы. О Христе любой человек может говорить. Нельзя же приватизировать Христа и говорить: только мы и только таким способом. Может быть, у них своя трактовка Евангелия, почему нет? Свобода совести существует, и это нормальное явление — по-своему трактовать Христа, все вправе это делать, — полагает религиовед, добавляя, что это могут быть люди, «истово, искренне верующие в свою миссию».
Что касается причастности к секте, то здесь, по мнению Кузнецовой, нет однозначного ответа. Секта, в понимании религиоведов, — это отколовшаяся от любой официальной религии структура. Но более подходящее название для организации Гайнуллиной — неохристианская группа. С поведением, похожим на сектантское. Высказывания, похожие на то, что писала Земфира Гайнуллина, характерны для православной прихрамовой среды — народное, живое фантазирование.
— Некоторые твиты демонстрируют апокалиптическое ожидание, актуализируется жизнь «в последние времена». Рваный тон твитов, эмоциональность записей, частота, разорванность. Чувствуется, что эти люди реально живут с уверенностью в приближении конца света. И это приводит к тому, что она во всем видит апокалипсис, — предположила Олеся Кузнецова.
По словам эксперта, разные явления могут объясняться одной трактовкой. Случился урожай — происки темных сил, ведь давно такого не было. Нет урожая — снова виноват условный Сатана, и т. д.
— Когда религиозный человек настроен на скорый конец света, он будет видеть его во всем. И в символических кодах, и в вербальных кодах. Апокалиптическое сознание налицо. Она [Земфира Гайнуллина] описывает «последнее время» как харизматический лидер. И пафос равенства в общине прельщает людей участвовать в этом. Если бы все было хорошо [в жизни] у лидера и членов общины, то они вряд ли бы туда пошли. Другая опасность в том, что если долго находиться в этом режиме бодрствования, в ожидании конца света, в таком вот тревожном состоянии, то это сказывается на психике человека и люди, пережившие такой опыт, нуждаются в длительной реабилитации, — добавила религиовед.
Убийство ребенка, по одной из версий, произошло на религиозной почве. Но если наказания в общине практиковались, то их должен был кто-то заметить со стороны — соседи, учителя, врачи. И если сторонние люди это видели и ничего не сообщили в соответствующие структуры, это говорит о нечувствительности общества, считает Олеся Кузнецова. Например, сам убийца Иван Казанцев заявил в суде, что людям не доверяет, верит только Иисусу Христу.
— Любой верующий представляет себе Бога как высшую инстанцию. Только эта истина для него есть, и она транслируется на землю посредством Священного Писания. А потеря связи с миром, людьми тоже нехорошо. То, что он не верит людям, а верит только Христу, — это определенный звоночек. Поскольку большинство религий призывают выстраивать конструктивные отношения не только с членами своей общины, но и с другими людьми, — резюмировала религиовед Олеся Кузнецова.
Тело девятилетнего мальчика, завернутое в простыню, нашли 27 ноября в Юго-Западном районе Екатеринбурга. Появились версии о религиозном убийстве, совершенном родителями-сектантами. Позже выяснилось, что мальчик задохнулся от насильственных действий своего отца. Родители попросили предполагаемую главу секты Земфиру Гайнуллину оживить сына, а когда ничего не вышло, закопали на парковой территории. Всю информацию об этом жутком преступлении можно прочитать здесь.