Бизнес расследование Деньги карман жгут: на какие иномарки и поездки «Башкирская содовая компания» тратит сотни миллионов

Деньги карман жгут: на какие иномарки и поездки «Башкирская содовая компания» тратит сотни миллионов

Одно из главных предприятий республики удивляет закупками

Расходы «Соды» вызывают вопросы | Источник: Полина Авдошина / Городские медиаРасходы «Соды» вызывают вопросы | Источник: Полина Авдошина / Городские медиа

Расходы «Соды» вызывают вопросы

Источник:

В последние годы чиновники всех уровней только и говорят, что о необходимости экономить. По такому поводу мэрия Уфы, например, с 2022 года отказывается от салютов на праздники, а глава Башкирии регулярно наставляет своих подчиненных — мол, сейчас лучше обойтись без излишеств, даже без корпоративов.

На этом фоне «Башкирская содовая компания» (БСК), которую власти в конце 2020 года забрали у прошлых владельцев, обвинив их в «выкачивании из нее средств любой ценой», как будто ни в чем себе не отказывает.

Год назад UFA1.RU уже рассказывал о колоссальных тратах предприятия на машины и прочие сомнительные нужды, но они не прекратились и после выхода нашего расследования — более того, некоторые спорные графы расходов даже увеличились.

В этом материале мы расскажем вам, как компания тратит сотни миллионов рублей на элитные иномарки, дорогостоящие командировки своих сотрудников и чартерные рейсы — всё это мы обнаружили, изучая госзакупки БСК с начала 2022 года.

Галерея люксовых авто

Про автопарк «Соды» можно говорить долго — ведь решительно непонятно, зачем заводу нужно такое количество люксовых автомобилей. Для этого материала мы изучали три основных графы расходов компании и ее «дочек» в рамках госзакупок с помощью сервиса «Контур.Закупки»: на покупку авто, его аренду и обслуживание.

Мы не рассматривали траты на самосвалы, фуры, автобусы и спецтехнику, а оценивая стоимость обслуживания транспорта, брали только те закупки, в которых прямо указывалось, что деньги пойдут на различные иномарки (в теории, в нескольких отдельных случаях, где в закупках не указаны конкретные модели транспортных средств, среди них могли оказаться и рабочие машины).

Давайте же для начала посмотрим, какие автомобили закупала «Башкирская содовая компания». На поставку этих автомобилей (либо их «эквивалентов») предприятие заключало контракты (как правило, с единственным поставщиком) с 2022 года по настоящее время:

  • в апреле 2022 года — два Volkswagen Caravelle за 11,36 миллиона рублей;

  • в мае 2022 года — четыре неизвестных легковых автомобиля на общую сумму в 19,51 миллиона;

  • в июне 2022 года — Lada Niva Travel за 1,23 миллиона;

  • в августе 2022 года — Toyota Highlаnder Luxe Safety за 9,13 миллиона и Hyundai Palisade Prestige + Smart Sense за 7,2 миллиона;

  • в сентябре 2022 года — Toyota Land Cruiser 200 Luxe за 9,54 миллиона;

  • в ноябре 2022 года — Lada Niva Travel за 1,08 миллиона;

  • в июне 2023 года — Toyota Land Cruiser 300 Elegance за 11,6 миллиона;

  • в августе 2023 года — автомобиль за 32 миллиона. Мы предполагаем, что это минивэн Mercedes-Benz Extra Long с мягкими подушками, выдвижным зонтом, телевизором 4K 43′′, промышленным роутером и Wi-Fi-маршрутизатором, диваном с двумя подножками, выпущенный не ранее 2022 года — так как перед заключением контракта БСК проводило на ту же сумму и с той же формулировкой запрос заявок на поставку такого автомобиля;

  • в сентябре 2023 года — Toyota Highlander IV за 10,8 миллиона;

  • в октябре 2023 года — автомобиль за 9,2 миллиона. Мы предполагаем, что это Hyundai Staria Lounge с тонированными пассажирскими стеклами, раздельными поворотными сиденьями, иммобилайзерами, интеграцией со смартфонами Apple и Android, не ранее 2022 года выпуска — так как перед заключением контракта БСК проводило на ту же сумму и с той же формулировкой запрос заявок на поставку такого автомобиля;

  • в декабре 2023 года — Toyota Land Cruiser 300 за 16,5 миллиона;

  • в январе 2024 года — автомобиль за 44,3 миллиона. Мы предполагаем, что это Mercedes-Benz V-Class V300D Extra long с креслом, имеющим режим «диван в гостиной», телевизором LCD 43′′, интернетом и Wi-Fi, не ранее 2022 года выпуска — так как перед заключением контракта БСК проводило с той же формулировкой запрос заявок на поставку такого автомобиля, а сам контракт был заключен с директором элитного автосалона в Москве, который делает премиальные автомобильные интерьеры в том числе для Mercedes-Benz V-Class;

  • в апреле 2024 года — УАЗ Patriot Престиж с подогревом зеркал и передних сидений, не ранее 2023 года выпуска за 2 миллиона;

  • в октябре 2024 года — Hyundai Palisade 2.2D 8AT 4WD Calligraphy с иммобилайзером, системой кругового обзора камер 360, системой обзора слепых зон, ассистентом распознавания присутствия пассажиров сзади, умным круиз-контролем, не ранее 2024 года выпуска за 9,6 миллиона;

  • в декабре 2024 года — УАЗ Patriot Base Икар не ранее 2024 года выпуска за 2,16 миллиона.

Если вы запутались, мы нанесли все эти закупки на таймлайн:

Машин много не бывает | Источник: Евгения Бикунова / Городские медиаМашин много не бывает | Источник: Евгения Бикунова / Городские медиа

Машин много не бывает

Источник:

Поездки представительского класса

Нам точно не известно, для каких целей приобретались все эти автомобили, однако, по всей видимости, их недостаточно для того, чтобы осуществлять поездки работников БСК по Москве. Для этих нужд компания проводит отдельные регулярные закупки, в рамках которых арендует машины представительского и бизнес-класса.

В большинстве таких тендеров невозможно определить, какие именно транспортные средства были приобретены. Лишь в двух закупках мы нашли в документации уточнения, что под «представительским классом» БСК понимает «Audi A6, Audi A8, Mercedes S или эквиваленты». В некоторых запросах заявок к этому списку прибавляется еще и BMW 7.

Своих авто компании, похоже, не хватает, поскольку она их еще и арендует | Источник: Евгения Бикунова / Городские медиаСвоих авто компании, похоже, не хватает, поскольку она их еще и арендует | Источник: Евгения Бикунова / Городские медиа

Своих авто компании, похоже, не хватает, поскольку она их еще и арендует

Источник:

Время посмотреть на то, сколько компания тратила на аренду автомобилей с 2022 года по настоящее время:

  • в феврале 2022 года — два автомобиля с экипажем, не старше 2016 года выпуска, на период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2023 года с графиком 5/2 за 6,63 миллиона рублей;

  • в июле 2022 года — легковой автомобиль с водителем за 4,5 миллиона;

  • в феврале 2023 года — по одному автомобилю представительского класса с экипажем и без него за 7,71 миллиона рублей;

  • в марте 2024 года — автомобиль бизнес-класса с экипажем за 4,6 миллиона;

  • в апреле 2024 года — автомобиль бизнес-класса без экипажа за 4,37 миллиона;

  • в сентябре 2024 года — автомобиль представительского класса с экипажем, не старше 2017 года выпуска, на 12 месяцев за 3,6 миллиона;

  • в декабре 2024 года — автомобиль с водителем за 4,16 миллиона рублей;

  • в январе 2025 года — автомобиль представительского класса с экипажем, производства Германии, не старше 2018 года выпуска, на период с 1 марта 2025 года до 1 марта 2026 года с графиком 5/2 за 3,42 миллиона;

  • сейчас на этапе работы комиссии — автомобиль представительского класса без экипажа, производства Германии, не старше 2018 года выпуска, на период с 1 марта 2025 года до 1 марта 2026 года с графиком 5/2 по начальной цене в 4,66 миллиона.

Пару слов скажем и о закупках на обслуживание автопарка «Башсоды». В целом, полную стоимость содержания всего этого великолепия оценить сложно, так как в ряде случаев проводились закупки на обслуживание транспорта компании, из содержания которых невозможно было понять, входят ли в условия договора многочисленные иномарки или нет.

По имеющимся данным мы можем предположить, что в разное время на протяжении исследуемого периода, в автопарке предприятия находились (а возможно, и по-прежнему находятся) автомобили Hyundai Staria, Elantra и Palisade, Toyota Highlander, Land Cruiser 300, Great Wall Poer King Kong, а также Volkswagen, Audi, Mercedes-Benz, BMW.

Содержание всего этого великолепия дорожает из года в год | Источник: Евгения Бикунова / Городские медиаСодержание всего этого великолепия дорожает из года в год | Источник: Евгения Бикунова / Городские медиа

Содержание всего этого великолепия дорожает из года в год

Источник:

По данным из закупочной документации мы нашли Mercedes-Benz V 250 D 4 Matic 2018 года выпуска и Toyota Land Cruiser 300 2022 года выпуска и убедились, что их владельцем по ПТС является БСК, с помощью отчетов сервиса auto.ru.

Примечательно, что на оба авто выписаны десятки штрафов (на Mercedes их больше сотни), в основном за превышение скорости, последние — в феврале 2025 года. Также данный Mercedes 16 ноября 2019 года повредил задний бампер, наехав на препятствие в Москве. После ДТП владелец авто получил страховую выплату в 44,8 тысячи рублей.

На этом фото от 7 февраля 2025 года Land Cruiser БСК летит по Шереметьевскому шоссе со скоростью 91 км/ч при разрешенной в 60 км/ч | Источник: госавтоинспекция.рфНа этом фото от 7 февраля 2025 года Land Cruiser БСК летит по Шереметьевскому шоссе со скоростью 91 км/ч при разрешенной в 60 км/ч | Источник: госавтоинспекция.рф

На этом фото от 7 февраля 2025 года Land Cruiser БСК летит по Шереметьевскому шоссе со скоростью 91 км/ч при разрешенной в 60 км/ч

Источник:

Мы оцениваем траты БСК на приобретение автомобилей с 2022 по начало 2025 года в общей сложности в 197,3 миллиона рублей, на их аренду за тот же период — в 43,63 миллиона, на их обслуживание — в 19,32 миллиона. Таким образом, автопарк предприятия за последние три с небольшим года обошелся ему как минимум в 260,25 миллиона рублей — это только те цифры, которые мы нашли по госзакупкам.

Помимо этого, отдельной графой расходов выступает закупка размещения автомобилей на парковках в московском бизнес-центре «Башня-2000», где у БСК есть офис. На эти нужды с 2022 года по настоящее время компания потратила, по нашим расчетам, не менее 10,87 миллиона рублей. В одной из таких закупок указано, что обеспечить необходимо 14 машиномест.

На командировки никаких денег не жалко

Передвигаются сотрудники БСК не только на автомобилях представительского и бизнес-класса, но и на поездах и самолетах. Во всяком случае, компания регулярно проводит госзакупки на организацию командировок — тратится на авиа и ж/д перевозки, визы, трансферы, гостиницы и так далее. Судя по ценам, влетают эти командировки в копеечку.

Командировки — вещь необходимая. И очень дорогостоящая, как оказалось | Источник: Евгения Бикунова / Городские медиаКомандировки — вещь необходимая. И очень дорогостоящая, как оказалось | Источник: Евгения Бикунова / Городские медиа

Командировки — вещь необходимая. И очень дорогостоящая, как оказалось

Источник:

Невооруженным глазом видно, что расходы на эти нужды в последние годы начали бешено расти. В январе 2022 года БСК заключила договор на «комплексное оказание услуг по обеспечению служебных командировок» за 5 миллионов рублей, в марте 2023 года — за 8 миллионов, плюс был еще один контракт на «оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку» за 2,38 миллиона.

В июне 2023 года на организацию деловых и «иных» поездок и других услуг, связанных с направлением работников в служебные командировки, заключили контракт уже за 12 миллионов рублей, в октябре — за 99 миллионов (помимо всех прочих, подешевле). В последнем случае в классификаторе указано, что закупаются услуги по нерегулярным воздушным перевозкам — то есть, перелеты чартерными, а не регулярными рейсами.

В том же октябре БСК провела еще одну «комплексную» закупку, связанную с организацией командировок, за 81 миллион рублей. В мае контракт на «командировочные услуги» заключили за 4,2 миллиона — в этом случае в классификаторе снова указали нерегулярные воздушные перевозки.

Если вы подумали, что командировки БСК в 2024 году наконец-то подешевели, то нет: в декабре компания заключила контракт на «оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку», за 50 миллионов рублей. Среди прочего, в этом же году за 2 миллиона закупались «услуги по предоставлению залов повышенной комфортности в аэропортах РФ и мира, и вип-обслуживания работников».

Общая стоимость найденных нами контрактов предприятия на вышеописанные нужды с 2022 года по настоящее время составила 273,74 миллиона рублей. Для сравнения: зарубежный визит официальной делегации из Башкирии в составе 10 человек из Уфы в Нукус, Самарканд, Ташкент и обратно в мае 2022 года, с питанием на борту и обслуживанием в залах для официальных лиц и VIP-залах обошелся бюджету в 20 миллионов рублей, плюс еще 6 миллионов потратили на питание в течение недели всей делегации.

«Сода» со своими расходами могла бы оплатить 9 командировок такого уровня, и еще бы осталось на две Lada Niva Travel. Стоит отметить, что при всех этих тратах в 2024 году БСК как минимум трижды проводила отдельные закупки «услуг по авиаперевозке пассажиров»: из Уфы в Москву и обратно за 4,8 миллиона рублей, из Уфы в Нукус и обратно за 11,67 миллиона рублей, из Уфы в Ташкент и обратно за 9,46 миллиона рублей. Но, может, это просто были не командировки, а что-то другое.

К чему эти роскошества?

В этой статье мы рассмотрели закупок в общей сложности на 570,8 миллиона рублей. Вся эта сумма составляет почти шестую часть от объема дивидендов, выплаченных БСК по итогам 2023 года (согласно годовому отчету, они составили 3,3 миллиарда рублей).

В последние годы БСК не раскрывает акционеров в связи с изменениями в законодательстве. Известно, что в 2021 году по указу Путина 38,3% акций получила Башкирия, еще 11,3% — правительственный «Региональный фонд». Еще 47% (по данным РБК) в 2022 году получила от Росимущества группа «Русский водород» (ныне «Росхим»), связанная с бывшим бизнес-партнером Ротенбергов.

БСК — крупнейший производитель кальцинированной и пищевой соды в России, но его финансовые результаты сейчас нестабильны | Источник: Тимур ШарипкуловБСК — крупнейший производитель кальцинированной и пищевой соды в России, но его финансовые результаты сейчас нестабильны | Источник: Тимур Шарипкулов

БСК — крупнейший производитель кальцинированной и пищевой соды в России, но его финансовые результаты сейчас нестабильны

Источник:

Можно сказать, что БСК — суперуспешная компания и легко может позволить себе такие расходы, однако ее бухгалтерская отчетность последних лет показывает не слишком стабильные финансовые результаты.

Если смотреть на показатели чистой прибыли, то на конец 2021 года она составляла 15,22 миллиарда рублей, по итогам 2022 года упала до 6,72 миллиарда, в 2023 году подросла до 10,55 миллиарда, а за 9 месяцев 2024 года составила 3,74 миллиарда, что почти на 40% меньше показателей за аналогичный период 2023 года, когда она составляла 6,01 миллиарда.

Отдельно хочется отметить и то, что в совете директоров «Соды» с ноября 2021 года до середины 2022 года заседало чуть ли не всё высшее руководство Башкирии — от главы республики Радия Хабирова, постоянно призывающего к экономии, и премьер-министра Андрея Назарова до глав Минпромэнерго, Минземимущества и Минэкономразвития республики.

После обновления состава совета в июле 2022 года там остались четверо башкирских министров, а также директор «Регионального фонда» и представители федерального кабмина. Актуальный состав совета директоров не раскрывается, однако очевидно, что как минимум часть описанных в этой статье сделок производилась в присутствии высокопоставленных региональных и московских чиновников.

Корреспондент UFA1.RU направил в «Башкирскую содовую компанию» подробный запрос, в котором перечислены все закупки, упомянутые в данной статье и вызвавшие у нас вопросы. Как только получим ответ, мы опубликуем его на страницах сайта.

За актуальными новостями Уфы и Башкирии следите в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе главных событий.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY2
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления