Лето закончилось совсем недавно — в памяти еще свежи праздники, фестивали, походы на речку и, конечно же, мороженое! Мы решили узнать, какая история стоит за холодным лакомством башкирского производства, кто сейчас владеет этим бизнесом и сколько денег он приносит.
Оказалось, что предприятие, которое сейчас делает наше любимое эскимо, еще не так давно занималось важной задачей, пытаясь обеспечить жителей республики и всей страны (вплоть до Крайнего Севера) мясом, молоком и прочим продовольствием.
Этот и другие интересные детали читайте в сегодняшней статье.
В начале было… мясо!
История башкирского мороженого началась с не слишком примечательной республиканской конторы Главмясоторга, созданной в республике по решению советских властей в 1953 году. Это была небольшая база, торговавшая мясными и молочными продуктами, рассказывается на старом сайте предприятия.
Своего имущественного комплекса поначалу не было, продукцию хранили в арендованных у мясокомбината холодильных камерах. Управляющим конторы был Сахаутдин Тазитдинов, который «взял на себя первые заботы по развитию и совершенствованию оптовой торговли» продовольствием в республике.
В 1956 году к предприятию присоединили Стерлитамакскую базу и рыбообрабатывающий завод, упоминалось в одном из годовых отчетов предприятия. Реорганизованное предприятие возглавил Николай Хорощенко, при котором у конторы наконец-то появился собственный холодильник на 4 тысячи тонн — это произошло в 1964 году.
Также при нем был построен комплекс производственных помещений и административное здание. Вскоре после расширения, как указано в интерактивной энциклопедии «Башкортостан», предприятие получило новое название — Башкирский хладокомбинат. К нему присоединили также салаватскую оптовую базу, Чишминский хладокомбинат и рыбзавод.
Хорощенко руководил предприятием до 1983 года, год спустя оно снова поменяло название, став Башкирским республиканским объединением оптовой торговли мясом, маслом и молочными товарами. Это предприятие возглавил Виль Гизатуллин.
Объединение всё еще вело не слишком интересную, но очень важную деятельность — его основной задачей было обеспечение жителей республики продуктами питания, цены на которые устанавливало государство.
Комбинат выполнял роль перевалочной базы, с которой отправлялись товары местного производства, и куда поступали привозные маргарин, майонез, рыба и консервы. Отсюда также отгружали продовольствие в районы Крайнего Севера.
В таком виде предприятие безмятежно просуществовало до начала девяностых. Эпоха глобальных перемен и крах плановой экономики заставили адаптироваться — и вот тут-то наконец и возникло мороженое.
Кого осенила идея посреди лихолетья открыть на вчерашней продовольственной базе цех по производству мороженого мощностью аж 10 тонн в сутки, история умалчивает. Однако это случилось в ноябре 1994 года и обеспечило предприятию выживание в новых реалиях.
К этому моменту оно входило в Башкирское республиканское объединение «Росмясомолторг», под эгидой которого объединили уфимский, чишминский и салаватский хладокомбинаты. На его базе в декабре 1994 власти создали торгово-промышленную фирму «Башкирский хладокомбинат», которая сразу принялась осваивать новую нишу в сфере производства холодного лакомства.
Масло утекло к коммерсантам
Руководителем нового хладокомбината стал человек с говорящей фамилией Морозов, о котором мало чего известно. Судя по всему, проработать ему удалось недолго, так как он был со скандалом отстранен от должности указом кабинета министров республики от февраля 1995 года.
Именно Морозов, по мнению властей республики, сыграл «большую роль в создании тяжелой ситуации по обеспечению населения республики животным маслом» осенью и зимой 1994–1995 годов. Всё из-за его «негосударственного подхода и халатного отношения к исполнению служебных обязанностей» как директора хладокомбината.
Проступок руководителя, как описано в постановлении о его увольнении, выразился в том, что предприятие в период сезона заготовки и переработки молока отказывалось принимать животное масло в резерв «даже по ценам ниже себестоимости», поскольку мощности холодильников «сдавались в аренду различным коммерческим структурам».
Помимо этого при срыве заданий по созданию госрезерва предприятие под конец 1994 года отгрузило за пределы республики более 40 тонн животного масла. Конечно, Морозов не в одиночку создал кризисную ситуацию — почти аналогичные претензии кабмин озвучил директору «Башкирскмолагропрома» Григорьеву (его тоже уволили).
Обвинения в «разбазаривании молочной продукции» прозвучали в адрес многих крупных молочных заводов республики, и даже Минсельхоз и Минторг региона пожурили за то, что они «не обеспечили должный контроль за выполнением заданий» по формированию резерва.
Среди прочего, кабмин постановил уволить директора Месягутовского комбината сухого обезжиренного молока, «рассмотреть вопрос о персональной ответственности» руководителей других предприятий молочной промышленности, а также провести дополнительный выпуск акций Мелеузовского молкомбината, распродав не менее 51% из них сельхозпроизводителям.
Одним словом, разнос был серьезный. На этом фоне в начале 1995 года гендиректором ТПФ «Башкирский хладкомбинат» стал «молодой, энергичный и грамотный руководитель» Фаиль Зиганшин (такая характеристика менеджера появилась на сайте предприятия, когда он еще его возглавлял).
Первые годы его работы были контрастными. С одной стороны, в 1997 году комбинат первым в республике приобрел и ввел в эксплуатацию импортную линию «Ролло-20» по производству мороженого эскимо датской фирмы «Тетра Пак Хойер». С другой стороны, например, в 1998 году из-за простоя оборудования и холодильника емкостью 5 тысяч тонн в Салавате, пришлось просить власти о консервации комплекса на два года.
Тем не менее, производство мороженого развивалось довольно активно. В 1998 году поставили новые фризеры и наполнители, в том числе фруктовый, благодаря чему появилась возможность производить лакомства с изюмом, орехами, джемом и другими наполнителями, а также торты «Северное Сияние». Тогда же в Уфе открылись фирменные кафе-мороженое «Айсберг» и «Северное сияние».
В 2002 году на хладокомбинате возвели пристрой с итальянской производственной линией «Технолайн-750», — как ее называли на предприятии, «последним словом техники и технологии». Она позволила наладить выпуск эскимо-магнум, сэндвичей, рулетов, пирожного из мороженого «Полонез», мороженого из серии «Веселые рожицы»: «Гонщик» и фруктовый «Твистер».
В общей сложности к началу нулевых завод выпускал более 60 видов мороженого (а в дальнейшем число наименований достигло 90): и в вафельных стаканчиках, и в конусах, и в ведерках, и эскимо, и кексы, и торты, и весовое.
Отдали в добрые руки
С 1997 года хладокомбинат был государственным унитарным предприятием, но в 2006 году стал акционерным обществом. Это явным образом свидетельствовало о желании региональных властей снизить долю участия в предприятии. В 2008 году приватизация таки случилась — все принадлежащие республике акции вложили в АО «Башкирский холод».
Необычно тут то, что решение привлечь инвестора приняли на фоне растущей от года к году прибыли компании. При сотнях миллионов рублей выручки ежегодно в 2005 году компания получила всего миллион рублей чистыми, а к 2008 году — уже все 11,94 миллиона, следует из данных сервиса «Контур.Фокус».
Как бы то ни было, в результате приватизации у властей осталось около 48,8% капитала, 5,85% получил член совета директоров «Башкирского холода» Сергей Павленко, 39,4% — компания «Суперконцентрат» бизнесменов Юлии Павленко, Ольги, Клавдии и Андрея Беспоясовых, следует из данных «Контур.Фокуса» и сообщений «Коммерсанта».
Однако уже к 2011 году «Суперконцентрат» стал принадлежать группе «Нерал» (концерн «Интел Ко») башкирского политического деятеля Эрнста Исаева и его бизнес-партнеров. Исаев до ухода в бизнес был депутатом Курултая и Госдумы, министром сельского хозяйства и вице-премьером Башкирии.
Сейчас на него приходится 51% «Нерала», который владеет рядом сельскохозяйственных и строительных активов. В частности, к активам группы относится производитель плитки Barkraft «Уфимская гипсовая компания», «Туймазинская зерновая компания», а в прошлом группе принадлежал Белебеевский молкомбинат, который производит популярный сыр.
В 2011, 2013 и 2016 году власти Башкирии пытались продать свой пакет акций «Башкирского холода», но не нашли покупателя, после чего, как писал «Коммерсантъ», активы передали созданному правительством стратегическому инвестору АО «Региональный фонд».
Сейчас «Башкирский холод» производит мороженое под брендами «Башкирский холод» и «Башкирское мороженое» (в том числе «Сливкин нос», «Creamzy», «Башкирский пломбир из сливок» и другие), а также предоставляет морозильное оборудование и рекламные материалы торговым организациям.
В то же время, финансовые показатели компании последних лет, согласно открытым сведениям бухгалтерского учета, мягко говоря, не впечатляют. В 2020 году «Башкирский холод» получил тысячу рублей чистой прибыли при выручке в 13,78 миллиона, в 2021 году ушел в минус на 384 тысячи рублей при выручке в 17,11 миллиона. 2022 год принес компании 9,15 миллиона чистой прибыли при выручке в 20,42 миллиона, 2023 год — 92 тысячи при выручке в 20,22 миллиона рублей.
В феврале 2023 года, комментируя для UFA1.RU эти скромные показатели, представитель предприятия заявил, что «открытые сведения не отражают реальной ситуации», и указал на то, что, например, в 2021 году компания выплатила сотрудникам зарплату на 270 миллионов рублей при выручке в 17 миллионов.
Представитель «Башкирского холода» призвал обращать внимание на консолидированные показатели всей группы «Нерал», и вот у нее действительно всё гораздо лучше — в одном только 2023 году она получила 338,9 миллиона рублей чистой прибыли при выручке в 116,6 миллиона, а в 2020 году — 927,41 миллиона при выручке в 123 миллиона.
Впрочем, в 2021 году и «Нерал» уходил в минус, отчитавшись о 212,79 миллиона рублей убытков при выручке в 519,69 миллиона, а в 2022 году — 32,7 миллиона рублей убытков при выручке в 82,9 миллиона. Оценить вклад «Башкирского холода» в обороты и финансовые результаты «Нерала» по этим показателям, в любом случае, затруднительно.