UFA1
Погода

Сейчас-2°C

Сейчас в Уфе

Погода-2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -6

3 м/c,

сев.

754мм 63%
Подробнее
USD 91,98
EUR 100,24
Реклама
Бизнес мнение

Предприниматель из Уфы — о последствиях пандемии: «Еще в марте стало понятно, что бизнесу кранты»

Уфимец Александр Ефимов считает, что затянуть пояса потуже на ближайший год придется всем

В первую очередь коронавирус выгнал покупателей из торговых центров

Треть своей жизни уфимец Александр Ефимов посвятил работе в бизнесе и с бизнесом. Он написал честную колонку о том, как пандемия коронавируса ударила по предпринимателям, и о том, почему в ближайший год затянуть потуже пояса придется всем. Есть у Александра и идеи, как можно избежать тотального провала. Публикуем пост целиком.

Стон умирающего малого бизнеса, или Осколки привычного мира


На днях Москалькова, уполномоченная по правам человека в РФ, назвала число обанкротившихся предпринимателей за время пандемии — их оказалось 4,1 млн. Из 6 млн существовавших! Почти 70% предпринимательства! Российские чиновники за тридцатилетнюю историю так и не смогли понять своими АППГшно-отчётными мозгами простую вещь: задача малого бизнеса НЕ пополнение бюджета, а СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ.

Когда весной началась эта история с пандемией, я впервые за всю жизнь не поспорил с Навальным, которого обычно терпеть не могу, и согласился с ним, что выделение прямой невозвратной поддержки из ФНБ — единственный способ уберечь страну от экономической катастрофы. Я посвятил 10 лет (треть своей жизни) работе в бизнесе и с бизнесом, не переставая учиться и повышать квалификацию ежегодно, включая экономическую аспирантуру и MBA. Я знаю в лицо практически каждого третьего предпринимателя Уфы и могу в своей голове декомпозировать систему МСП РБ с абстрактных массивов цифр, который видит Римма Юрьевна, до каждого винтика — каждого рубля, каждого процесса, каждого сотрудника каждой компании каждого города этой республики и этой страны.

И еще в марте мне стало понятно, что бизнесу кранты, он не оправится и не вернется на допандемийный уровень уже никогда. Когда разработали перечень пострадавших отраслей и пакеты поддержки, о которых говорили с утра до вечера на многочисленных «порталах поддержки», было очевидно, что это — лишь бесплатное мыло подарком к веревке, на которой через год будет болтаться вся страна.

Почему вся страна? Казалось бы, бог с ними, с предпринимателями. Почему это дело каждого? Да потому, что 4,1 млн предпринимателей — это 15 млн работников. 15 млн человек, выброшенных в ЦЗН получать государственные 5–8 т. р., натравленные на Headhunter, где сейчас есть только около 650 тыс. вакансий. Это реальная безработица в 20% от экономически активного населения страны. На загнивающем Западе — 14,7% (и это худший показатель со времен Великой депрессии). Где максимальное пособие по безработице — $ 2600 (против $200 в России). 20% выпавших из экономики и живущих на черте бедности потребителей, привыкших к благам цивилизации.

Я знаю предпринимателя, который зарабатывал по 200 к в месяц, который рискует вот-вот остаться без жилья и свести счеты с жизнью, ему начинает казаться хорошей идеей. Но это когда человек порядочный. А непорядочный человек найдет выход в нарушении закона — рост преступности и возвращение в 90-е уже начались стремительными темпами. Например, в январе–октябре 2020 года зарегистрировано на 75,1% больше противоправных деяний, совершенных с использованием высоких технологий. Вчерашние SMM-щики и SEO-шники ломанулись в фишинг. И это ещё не всё. Очевидно, что это лишь начало.

Почему? Да потому, что эти 20%, выпавшие из обоймы, это как минимум снижение спроса в реальном секторе экономики на 60–70%.

Потому что, во-первых, в их числе оказались почти 3/4 в принципе наиболее экономически активных слоев населения — предпринимателей.

Во-вторых, это двойная нагрузка на семейный бюджет каждого из них, которая вынуждает «затягивать пояса потуже» и переставать покупать все, что не является предметами первой необходимости. Такое падение спроса неизбежно приведет к коллапсу в оставшихся частях малого бизнеса. Рабочие места останутся только в крупных корпорациях (Роснефть, Газпром, сетевые торговые компании вроде X5, «Дикси» и т. д.). Ну и конечно, госслужба и бюджет. И то бюджет не весь. На ПАО «УМПО», например, уже вовсю идут сокращения кадров.

Загляните прямо сейчас в вашу ленту (например, «Инстаграма»). Она изобилует рекламными предложениями оставшихся без хлеба салонов красоты, инфоцыган про развитие и докрутку бизнеса. Со всех сторон они пытаются привлечь внимание единственного покупателя, который листает дальше, потому что есть проблемы посерьезнее. Даже становится странным — вроде так страшно все в стране, а эти люди так активно рекламируются, и все так креативно, так позитивно. Почему? Да потому что это уже истерика — лишь осколки привычного мира, в которых мы уже можем увидеть отражение предстоящей нищеты. Скоро замолчат и они, слив последние рекламные бюджеты. Замолчат в январе, когда пройдет посленовогоднее похмелье, закроются балансы за прошлый год, и ящик тушенки за тыщу для вчерашнего БМщика будет большей радостью, чем мастер-класс Гандапаса за 5 вместо 15.

Что в это время делает наша Госдума? Спешно принимает законы об очередных (потому что не первый раз уже) гарантиях неприкосновенности президента, запрещает жарить шашлыки во дворах частных домов и дает полиции дополнительные полномочия. Извините друзья, каждый сам за себя. Президент хочет быть уверенным, что, оставив Кремль, он не окажется в подвале Ипатьевского дома, Госдума понимает, что в следующем году выборы, и эти 15–20 млн голодных человек, о которых я писал выше, увидев по телевизору плакаты с белым медведем (не тот, который пиво), выйдут на улицы, потому что им нечего терять. И только люди в погонах будут теснить их с Охотного Ряда. Как говорил адмирал Колчак: «Какие бы законы мы не писали, нас все равно расстреляют, если мы проиграем эту войну».

Эта статья не является призывом к экстремизму и даже не критика конституционного строя. Бог с ней, с Конституцией, над ней уже поглумились все — от учителей-врачей, которых согнали на УИКи, до председателя Конституционного суда Зорькина — сисадмина всея российского законодательства.

Единственный возможный пакет мер, чтобы изменить ситуацию, не прибегая к прямым выплатам, против которых так упёрлось правительство, должен выглядеть так:

1. Государственные субсидии на открытие бизнеса из ФНБ под бизнес-план.

2. Программа займов гражданам из пенсионных накоплений на неотложные нужды. А что, почему можно было гасить долги Роснефти из ПФР, а граждане должны плюхаться сами?

3. Стимулирование создания рабочих мест, будь то освобождение на год-два работодателей от выплат отчислений в ПФР/ФСС, субсидирование заработных плат, что угодно.

4. Прямой запрет на использование сдельной оплаты труда в непроизводственном секторе и обязание безусловно выплачивать как минимум МРОТ. Субсидировать при необходимости до трех месяцев.

5. Введение исполнительского моратория по взысканию задолженностей субъектов предпринимательства и стоящих на учете по безработице граждан не менее чем на год.

6. Освобождение от налога на имущество и субсидирование части ставки эксплуатационных расходов собственников нежилых помещений, которые снизили арендную ставку для малого предпринимательства не менее чем на 50%, в соответствующей пропорции.

7. Переход к унифицированному налоговому администрированию — единая оборотная налоговая ставка — 6% от дохода. Об этом говорили на многочисленных круглых столах при правительстве, кивали головами, писали резолюции, письма, сам был свидетелем, но ничего не было сделано. Если нет, как говорится, потом не обижайтесь, вас предупреждали.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем