В апреле 2015 года уфимских автомобилистов вновь ожидает очередное повышение тарифов на ОСАГО. Размер индексации пока не называется, но на днях стало известно, что Банк России при принятии решения будет учитывать повышение стоимости запчастей из-за девальвации рубля. На сколько может подорожать «автогражданка», выяснял Dengi.ufa1.ru.
Тарифы на обязательное страхование автогражданской ответственности ранее пересматривались в октябре 2014 года после вступления в силу изменений в законе об ОСАГО. Тогда размеры базовых ставок выросли на 23-30%. Напомним, если до октября базовый тариф был единым для всех страховых компаний и равен 1980 рублей, после – был установлен тарифный коридор. Минимальный тариф для владельцев транспортных средств категории «B» стал равным 2440 рублей, максимальный – 2574 рубля.
В апреле этого года Центробанк вновь планирует «обновить» тарифную сетку одновременно с повышением лимитов выплат по ущербу жизни и здоровью до 500 тысяч рублей. При этом, как стало известно, будут учтены и курсовые изменения, пишут Banki.ru. Сейчас регулятор проводит исследования по этому вопросу.
«Нам необходимо отреагировать на те курсовые изменения и, следовательно, увеличение стоимости запчастей, которые мы можем наблюдать на рынке. Это связано с макроэкономическими условиями, в которых оперирует наша страховая отрасль. Я думаю, что в какой-то степени это также должно быть отражено в тарифе на ОСАГО», – заявил на днях зампредседателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин.
По мнению экспертов, тарифы на ОСАГО требуют пересмотрения в виду откровенной убыточности «автогражданки».
«Тарифный коридор по ОСАГО – долгожданный шаг. Но пока мы только смягчаем давление убыточности, которая усилилась из-за нового лимита выплат, – высказался руководитель департамента тарифной политики СГ «УРАЛСИБ» Петр Педенко. – Приведу цифры: за последние два года стоимость запчастей выросла минимум на 15-20%, средняя выплата по ОСАГО по итогам 2014 года увеличилась на 46% по сравнению с 2012 годом».
«Согласно исследованию института страхования Всероссийского союза автостраховщиков, полный (с учетом расходов на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду) комбинированный коэффициент убыточности-нетто по ОСАГО в 2015 году вырастет до 104-107% (102% – в 2014 году) в случае сохранения тарифов на текущем уровне и увеличении лимитов по жизни и здоровью со 160 до 500 тысяч рублей с 1 апреля 2015 года. В случае повышения тарифов с 1 апреля минимум на 20-25% значение показателя составит 98-101%», – рассказали Dengi.ufa1.ru в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА).
В РСА уверены – размер повышения тарифов и территориальных коэффициентов в апреле 2015 года вслед за повышением лимитов по жизни и здоровью решит судьбу рынка ОСАГО. «Высокая убыточность приводит к тому, что в ряде регионов страховщики сворачивают продажи. Это происходит из-за того, что цена на этот продукт перестала быть равновесной. Единственный способ вернуть желание компаний продавать полисы ОСАГО – сделать тарифы ОСАГО адекватными», – рассказали в организации.
«ОСАГО во многих регионах откровенно убыточно, что подтверждается фактически уходом отдельных страховых компаний из регионов и даже полным уходом некоторых компаний из этого сегмента рынка, – констатирует заместитель директора уфимского филиала ОАО «СОГАЗ» Александр Соколов. – В целом по стране средняя выплата по ОСАГО по итогам 2014 года увеличилась почти на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года – с 29 тысяч до почти 35,8 тысячи рублей. На увеличение размера средней выплаты влияет комплекс факторов, но главным образом – рост стоимости ремонта. При этом средняя премия по ОСАГО увеличилась всего на 360 рублей – до 3,5 тысяч рублей».
По словам Александра Соколова, рост выплат по ОСАГО только продолжится в связи планируемым увеличением лимита выплат по жизни и здоровью и с другими изменениями закона об ОСАГО, вступающими в силу с 1 апреля. «Не будем также забывать о повышении страховой суммы по «железу», пересмотре уровня износа и других изменениях, введенных законодателем осенью 2014 года. Без своевременной адекватной корректировки тарифов экономика ОСАГО этих нововведений просто не выдержит, и ситуация на этом рынке в ближайшие год-полтора станет критической», – уверен он.
Впрочем, на сколько подорожает «автогражданка» – пока неизвестно. По некоторым оценкам, для обеспечения безубыточности данного вида страхования, тарифы нужно увеличить почти на 60%. Есть также мнения, что пересматривать тарифы стоит в зависимости от ситуации в конкретных регионах.
«Говорить о том, насколько увеличится базовый тариф по ОСАГО, на мой взгляд, преждевременно. Центробанк не озвучил свои планы на этот счет – на сегодняшний день специалисты регулятора проводят актуарные расчеты», – говорит Александр Соколов.
По мнению Петра Педенко, необходимо пересмотреть коэффициенты в зависимости от ситуации в регионах. «Изменений требуют территориальные коэффициенты – для тех регионов, где убыточность выше 100%, имеет смысл определить коэффициенты в зависимости от стажа вождения, – считает он. – Точную цифру назвать сложно – все зависит от конкретного региона и ситуации в нем. В каких-то регионах рост будет в два-три раза, где-то – 10%. Стоит учесть стоимость услуг станций технического обслуживания автомобилей, уровень активности автоюристов, количество угонов».
Ранее РСА уже направил в ЦБ расчеты новых тарифов на ОСАГО, подготовленные Независимым актуарным информационно-аналитическим центром (НААЦ). Согласно НААЦ, без учета роста стоимости запчастей тарифы нужно поднять на 56,7%.
Впрочем, участники рынка могут лишь предлагать регулятору свои варианты расчетов – принятие окончательного решения по тарифам находится полностью в компетенции ЦБ. «Мы представили расчеты в Центральный банк. Он может принять их сведению, сделать свои выводы и альтернативные расчеты. Окончательно решение остается за ним», – уточнили в пресс-службе РСА.