Житель Стерлитамака обвиняется в хищении денег из терминалов. Он умудрился за две недели прикарманить более полумиллиона рублей.
Уголовное дело в отношении 23-летнего парня расследуется следственным управлением при отделе МВД РФ по городу Салават.
В марте 2009 года молодой человек по имени Максим устроился работать региональным представителем в одну из коммерческих компаний, владеющих сетью платежных терминалов. В его обязанности входило обслуживание автоматов в Салавате и Ишимбае. Точнее производство инкассации – снятие наличных и доставка их до инкассаторов головного офиса организации. На «попечении» у парня было 24 терминала, из них 17 находились в Салавате. «Отработав два с половиной года, парнишка поднабрался опыта. Он отлично познал все тонкости электронных программ, хорошо их усвоил и решил применить на практике, правда, в своих корыстных целях. Для этого он искусственно создал сбой в программе и изъял из хранилища одного из обслуживаемых им терминалов наличность – чуть более четырех тысяч рублей, из другого – уже двадцать восемь», – рассказывает сотрудник отдела МВД России по городу Салават Ильмира Хайбуллина.
Выждав несколько дней, молодой человек понял, что его афера осталась незамеченной. Он снова пошел на преступление и провернул свою преступную схему уже с несколькими терминалами. «Но тут молодому человеку позвонил начальник службы безопасности и велел произвести инкассацию. Испугавшись, что его делишки выявятся, парень просто не вышел на работу. Его недисциплинированность привлекла внимание. Руководство организации, где работал молодой человек, приняло решение провести ревизию. Она и установила отсутствие почти 700 000 рублей», – сообщает Ильмира Хайбуллина.
Организация была вынуждена обратиться с заявлением в полицию. «Молодому человеку предъявлено обвинение по части третьей статьи 160 УК РФ за присвоение и растрату чужого имущества в крупном размере, – поясняет следователь следственного управления при отделе МВД России по городу Салават капитан юстиции Кристина Иванова. – В своих деяниях Максим полностью сознался. Готов частично возместить материальный ущерб, причиненный организации, в которой работал».
В ближайшее время уголовное дело в отношении парня будет направлено в суд. За совершение тяжкого преступления ему грозит до шести лет лишения свободы.
«Количество сервисов в терминалах растет постоянно, как и количество платежей и клиентов. Появляются и злоумышленники, пытающиеся эти платежи себе присвоить», – констатируют в правоохранительных органах.
Отметим, что сегодня почти 40% населения совершают различные платежи (оплата услуг ЖКХ, телефона, штрафов, кредитов и другое). Однако для их осуществления россияне пока преимущественно используют традиционные способы оплаты. Так, две трети опрошенных совершают платежи через кассу банковского отделения, и еще треть – через «Почту России». Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) совместно с Российским микрофинансовым центром (РМЦ) в апреле.
Дистанционными и, по сути, инновационными каналами осуществления платежей пользуется пока небольшая часть россиян. К примеру, банковской картой через Интернет платят 3% опрошенных, со счета мобильного телефона – 2%, а электронными деньгами (Webmoney, Яндекс-деньги и другими) – 1%.
Платежи через банкомат осуществляет треть россиян. Столько же опрошенных пользуются платежными терминалами, и чаще это молодежь: среди россиян в возрасте до 24 лет совершают платежи через терминал 47%, а среди старшего поколения (45–54 года) – 30%. Платежи через салоны сотовой связи востребованы у 15% россиян, а через кассу магазина – у 8%.
Основной причиной ограниченного использования населением платежных терминалов является недоверие к возможности проконтролировать исполнение платежа, к возможности без проволочек вернуть денежные средства, если платеж был произведен ошибочно, отметил советник директора департамента регулирования расчетов ЦБ РФ Юрий Борисов.
В большинстве своем люди бывают обманутыми тогда, когда оплачивают через терминал мобильный телефон. Что делать, если деньги ушли в никуда? Советы дают эксперты.
Во-первых, внимательно посмотрите на выданный чек – правильно ли вы заполнили реквизиты. Во-вторых, звоним по телефонам, указанным в квитанции. «Объясняете, где, кем и когда был сделан платеж, номер терминала и так далее. Если с вами не хотят разговаривать – пишите претензию и несите в головной офис платежной системы со всеми ксерокопиями. Если платеж все равно не находится, пишите претензию в Роспотребнадзор», – говорит начальник уфимской юридической службы «Ваша защита» Евгений Аминов.
Эти действия относятся к случаю, когда банкомат выдал чек. «Если чек терминал не выдал, не отчаивайтесь. Записываем время, дату совершения операции, номер терминала, можно сфотографировать терминал. Если есть свидетели – хорошо, они вам могут пригодиться», – советует эксперт. А пока обзваниваем по найденным телефонам и опять же объясняем ситуацию. В любом случае, необходимо запастись терпением, если вы хотите вернуть свои деньги.