![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/14/e2/3214e2b584e93e786fd06935e4517c82/656x345_1_2606c37be750bd206c81290a114c0902@1200x630_0x2aT9qhCB_1038095525664599422.png.webp)
По итогам первого полугодия 2009 года Промсвязьбанк – абсолютный лидер российского рынка факторинга. С оборотом 53,2 млрд рублей и объемом финансирования торговых операций в размере 38 млрд рублей он занимает 31,3% рынка, оставив далеко позади возможных конкурентов. О том, как удалось достичь столь высоких результатов в условиях кризиса и о ближайшем будущем факторинга в Республике Башкортостан рассказал управляющий Уфимским филиалом Промсвязьбанка Рамзес Ахмадеев.
– Рамзес Альбертович, Промсвязьбанк по итогам полугодия сохранил лидерство даже на падающем рынке факторинга (по данным рейтингового агентства «Эксперт РА»). Как сейчас развивается факторинговое направление в Башкортостане?
– Факторинг в Промсвязьбанке всегда развивается динамично во всех 49 филиалах, поэтому мы стремимся внести свой вклад в общее развитие факторинга – как в рамках структуры банк, так и конкретно в нашем регионе. Мы уверенно вошли в «высокий» сезон, когда большинство наших клиентов увеличивают объемы поставок товаров своим контрагентам, и мы в Промсвязьбанке готовы поддержать рост спроса на факторинг достойным предложением, сочетающим в себе оперативность решений, приемлемые ставки и индивидуальный подход к потребностям каждого клиента.
– Как изменился спрос на факторинг со стороны предприятий Уфы и реcпублики?
– Спрос, безусловно, вырос. В нынешних условиях факторинг – единственный источник финансирования оборотного капитала для тысяч компаний, осуществляющих поставки товаров и услуг с отсрочкой платежа. Использование факторинга сегодня – это переход компаний от стратегии выживания к стратегии развития. Большинство руководителей и собственников Башкортостана это поняли, и сегодня мы ведем с ними диалог об условиях сотрудничества.
– Эти условия изменились с начала года?
– Да, они стали более гибкими и прозрачными. Например, с учетом роста потребностей клиентов в факторинге мы дифференцированно подходим к формированию ставки тарифа. Проще говоря, она уменьшается.
– За счет чего?
– Стоимость факторинга для клиента формируется из трех частей. Фиксированный сбор за обработку документов, комиссия за факторинговое обслуживание и за использование денежных средств. Фиксированный сбор уменьшается в пять раз, если использовать штрих-код. Комиссия за факторинговое обслуживание уменьшается при сокращении срока использования средств и снижении риска поставщика и дебитора. Комиссия за предоставление денежных средств уменьшается по мере увеличения оборота по факторинговому счету. Кроме того, мы дифференцированно подходим к оценке работы клиента с разными покупателями-дебиторами. Например, при поставках в федеральные торговые сети ставка тарифа снижается на 3-5 процентов.
– Верно ли, что на рынке есть предложения более низкой стоимости факторинга?
– Нет, не верно. Есть предложения более дешевых денег. Но важно понимать, что факторинг – это сложная комплексная услуга, где стоимость привлечения средств далеко не главное.
Мы в Промсвязьбанке нашли лучший баланс стоимости и качества обслуживания. Кроме того, наш факторинг основан на индивидуальном подходе к каждому клиенту. Например, более глубокий анализ связки «поставщик-сеть» позволяет устанавливать индивидуальные тарифы для поставщиков. При этом нет ограничений по лимитам финансирования, средства выделяются так же оперативно и в том же объеме, что и до кризиса.
– Компании из каких отраслей имеют возможность получить факторинговое финансирование?
– Факторинг – продукт, ориентированный на торговлю. Ее доля в обороте Промсвязьбанка в первом полугодии 2009 года достигла 78,2%, из них около четверти – это продукты питания. В обрабатывающих отраслях половину занимает пищевая промышленность. Цифры говорят сами за себя: наши клиенты – это производители и дистрибуторы продуктов питания и товаров первой необходимости, осуществляющие поставки в федеральные торговые сети по безналичному расчету и с отсрочкой платежа.
– Ситуация в экономике постоянно меняется. Какие задачи сегодня могут решить с помощью факторинга республиканские компании, помимо финансирования оборотного капитала?
– Во-первых, последняя тенденция в сетевой торговле – увеличение доли частных марок. Многие используют факторинг для того, чтобы выиграть тендеры и начать производство продукции под частными марками торговых сетей. Во-вторых, курс рубля стабилизировался, и статистика сентября показала рост импорта, следовательно, импортеры могут возобновить закупки, а чтобы гарантировать оплату – использовать международный факторинг Промсвязьбанка. В-третьих, объем операций экспортного факторинга растет последние два месяца высокими темпами, и уфимским экспортерам нельзя упускать возможность использовать факторинг в работе со своими покупателями.
– В Государственной думе сейчас рассматривается закон о торговле, который может серьезно изменить отношения между вашими клиентами – поставщиками и вашими дебиторами – торговыми сетями. Ваше отношение к этому законопроекту?
– Рынок факторинга интересует только статья 9 проекта закона «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации», в ней регулируются взаимоотношения поставщика и торговой сети. Плюсы этой статьи – закрепление максимально допустимых отсрочек платежа в зависимости от срока годности товаров. Например, хлеб хранится на полке пару дней, однако торговая сеть платит поставщику хлеба через месяц-полтора. Закон отменяет эту несправедливость. Второй плюс в том, что из договоров поставки убирают все бонусы, кроме скидок за объем. Это обеспечит прозрачность финансовой стороны во взаимодействии поставщиков и торговых сетей. Будет прозрачность – будут ниже риски банка, а значит, будут ниже ставки по факторингу.
– Промсвязьбанк оказывает финансовые услуги во многих сферах корпоративным клиентам и физическим лицам. Насколько приоритетно для уфимского филиала направление факторинга?
– Наш приоритет – ускорение финансового оборота клиентов и всей торговли Уфы и республики. Факторинг – это финансовый продукт для компаний, нацеленных на лидерство, на увеличение товарного и финансового оборота. Промсвязьбанк – лидер рынка факторинга, ежемесячно финансирующий своих клиентов на несколько миллиардов рублей, банк, на который можно опереться.
В целом ряде регионов Промсвязьбанк – единственная организация, которая реально предоставляет факторинг с финансированием. Чем больше компаний будут использовать факторинг в работе с розничными сетями, тем больше выгод получат все участники торговли – поставщики, сети и покупатели. Не случайно мы призываем наших клиентов не сбавлять обороты, не бояться кризиса. Если на вашу продукцию есть устойчивый спрос – факторинг обеспечит достаточное предложение ресурсов для увеличения оборотов вашего бизнеса.
Наталья ЗАЙНУТДИНОВА