Экономика Деньги в «русском стиле» и певец латышского орнамента

Деньги в «русском стиле» и певец латышского орнамента

В результате денежной реформы 1895–1897 годов в обращении находились следующие денежные знаки: золотые монеты, государственные кредитные билеты (свободно разменивавшиеся на золотые монеты), полноценная серебряная монета, неполноценная серебряная монета и мелкая медная монета.

Оформление выпущенных в пореформенное время билетов (1898–1912) билетов претерпело сильные изменения. Первоначально были выпущены билеты номиналами 1, 3, 5, 10 и 25 рублей с прежним внешним видом, за исключением текста об их размене на металлическую монету. В дополнение к указанным были выпущены билеты 50 рублей образца 1899 года, 100 рублей – 1898 года и 500 рублей – 1898 года. На данных денежных знаках были изображены портреты Николая I, Екатерины II и Петра I соответственно. Все дореформенные кредитные билеты были изъяты из обращения до 1902 года, а с 1905 года началась постепенная замена денежных знаков, выпущенных в первые годы после реформы, на кредитные билеты новых образцов.

В разработке проектов принимали участие лучшие художники и граверы ЭЗГБ. За основу лицевой стороны 500-рублевого кредитного билета была взята композиция художника Р. Ресслера; портрет императора Петра Великого работы Ф. Томашевского; композиционно банкноту завершал Рихард Германович Зарриныш. К началу XX века технология печатания денег переживала расцвет.

В результате многолетних творческих поисков был найден образ «русской валюты». «Николаевский» рубль отличался виртуозной сложностью исполнения, изображения на нем нередко превосходили по сложности и утонченности рисунки и гравюры лучших художников. В этот период были выпущены в обращение знаки достоинством 3 рубля (образца 1905 года), 5, 10 и 25 рублей (1909 года), 100 рублей (1910 года) и 500 рублей (1912 года). Последнюю купюру, безусловно, можно отнести к лучшим образцам мировых валют. Кроме того, данная купюра по покупательной способности была самой крупной в истории бумажных денег. На купюрах достоинством 25 рублей и выше были изображены портреты царей Александра III, Екатерины II и Петра I.

Один из авторов – Рихард Зариньш (Rihards Zarins), российский и латвийский художник, график, популяризатор латышского народного искусства, родился 27 июня 1869 года в городе Кнегали, Лифляндской губернии. С отличием окончил Санкт-Петербургское Центральное училище технического рисования барона Штиглица по классу гравюры на дереве и офорту. Получил право на стипендию и трёхгодичную командировку в страны Западной Европы для повышения мастерства. Изучал искусство гравюры и литографии в частных гравёрных мастерских в Мюнхене в 1896 году, искусство офорта в мастерской В. Унгера в Вене в 1897–1898 годах. В 1899 году побывал в Париже и Риме. С 1899 по 1919 год работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) в Санкт-Петербурге. Начав карьеру на должности учёного-рисовальщика, стал художественным директором ЭЗГБ. В течение 1908-1911 годов художник рисовал эскизы знаменитых банкнот: лицевую и оборотную стороны кредитных билетов номиналом 500 рублей 1912-го и номиналом 100 рублей 1910 годов.

В 1913 году вместе с Иваном Билибиным и Евгением Лансере Рихард Зариньш участвовал в создании юбилейного выпуска, посвящённого 300-летию дома Романовых. Он – автор рисунков пяти марок (2, 3, 10, 20 копеек и 5 рублей). В ноябре 1914 года состоялся первый выпуск марок из серии «В пользу воинов и их семейств», автором рисунка которых был Зариньш. Позднее, в 1915—1916 годах, был осуществлён дополнительный выпуск этой серии. Художник стал автором первых революционных марок Советской России «Освобожденная Россия», или «Рука с мечом, разрубающим цепь». Марка синего цвета стоила 35 копеек, коричневого – 70 копеек.

Весной 1919 года по приглашению правительства Латвии художник переехал в Ригу, чтобы принять руководство Высшими художественными мастерскими. В том же году мастерские были преобразованы в Латвийскую академию художеств. В 1921 году он разработал дизайн государственного герба Латвии, создал национальную школу графики, по праву считается основателем собрания по этнографии латышей. В 1920–1930-е годы Рихард Зариньш устраивает художественно-ремесленные выставки, опубликует образцы народных орнаментов в известной серии «Латышский орнамент» и занимается созданием коллекций произведений народного искусства в музеях Латвии.

Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем