Продающий свой легендарный катер «Кузьмич» уфимский бизнесмен Виталий Миронов уже несколько лет живет в Таиланде. Именно это и стало причиной продажи — судно ему теперь просто не нужно. В своё время на «Кузьмиче» уфимец вместе с семьей проплыл по нескольким рекам и добрался до Санкт-Петербурга вплавь. Сейчас он живёт в Юго-Восточной Азии и ведёт там бизнес, владеет двумя яхтами, но в то же время скучает по родному городу. Специально для UFA1.RU Виталий рассказал, как начинался его долгий, но, кажется, весьма успешный путь — от уфимских морозов до тёплого тайского берега. Публикуем его рассказ.
Свое дело
Мне 54 года. С 1992 года и по сей день я предприниматель, у меня есть ИП в Уфе. В декабре 2001 года я организовал коммерческую службу такси и следующие 17 лет строил и успешно эксплуатировал цифровую систему управления для транспорта. Сейчас это называется «искусственный интеллект». В 2005 году я со своими коллегами-специалистами построил лучший кол-центр в городе. В среднем за сутки мы обрабатывали 10 тысяч вызовов и управляли одновременно 1–2 тысячами единиц подвижного состава такси.
В 2017 году по причине усталости и появления на рынке такого игрока как «Яндекс.Такси», я передал всю компанию в управление моим молодым друзьям-коллегам, а сам уехал с семьей на временное место жительства в Таиланд. О такси я многое могу вам поведать, но это не главная тема нашего разговора. Это был очень успешный, отлаженный бизнес.
Жизнь — это реки и моря
Реки Белая, Уфа, монумент Дружбы — это огромное пространство, где мы, мальчишки, бегали, плавали, гоняли на моторных лодках, мастерили кораблики, мечтали о путешествиях и счастливой жизни. В 1984 году, когда мне было 15 лет, мой брат Михаил Кузьмич Семенов, легенда речного флота привел меня в Уфимское речное училище. Тогда его начальником был Бричкин Борис Николаевич. В 1987 году я отработал навигацию на РТ-308 с капитаном Ковалёвым Николаем Александровичем. В 1988 году был электромехаником на «Волгарь-20» с капитаном Ивановым Владимиром Юрьевичем.
Речь идет о водном судне типа РТ-308. Это буксир-толкач (собственно, и РТ — «Речной Толкач»). Такие суда используются, чтобы перевозить баржи путем толкания. То есть к судну спереди прицепляют баржу, и оно ее толкает вперед. «Волгарь-20» — это тоже буксир.
В декабре 1988 года я ушел служить в Советскую армию. В общем, у меня было всё как у тысячи таких же, как я, советских парней. Но ходить по воде — это особое чувство для тех, кто это любит делать.
До путешествия на «Кузьмиче» я каждый год ходил в России и других странах в судовой роли от матроса до капитана на разных судах. Это были моторные и парусные суда водоизмещением до 200 тонн. К примеру, для меня не составляет труда сбегать на «Кузьмиче» за 24 часа от монумента Дружбы до реки Камы в одиночку. Судоводитель обязан обладать определенными навыками для подобных путешествий, например знать лоцию (руководство для плавания. — Прим. ред.) и местные правила плавания, ориентироваться на местности, оказывать первую медицинскую помощь, приготовить быстро и качественно еду на всю команду, пользоваться всеми средствами связи, произвести ремонт судовой энергетической установки и вспомогательных электрических механизмов, ориентироваться по погоде, вовремя спрятаться и так далее. Я бы не решился на такое путешествие, если бы не был готов.
Катер «Кузьмич» появился у Виталия в середине 2000-х годов. Тогда это был военный катер в убитом состоянии. Предприниматель потратил несколько лет, чтобы привести в порядок судно, и назвал его в честь брата. Летом 2011 года он с семьей отправился в большое путешествие из Уфы в Санкт-Петербург: за 12 дней они прошли по реке Белой, через Каму, Волгу, Шексну, Свирь, Неву — и попали в Северную столицу России.
Остров в рекламе не нуждается
Профессия предпринимателя в России — одна из самых опасных и трудных. Чем большим количеством людей и денег вы управляете, тем опаснее. Мне довелось пережить множество уголовных дел, покушений и просто отрицательных эмоций. Когда я пережил второй сердечный приступ, мне стало ясно: третий я вряд ли переживу. У каждого человека есть предел прочности. Просто нужно вовремя остановиться, передать дела молодым коллегам и уйти. Королевство Таиланд, как я думаю, на сегодняшний день — это лучшее место на Земле для жизни пенсионеров и моего любимого дела — яхтинга. Остров Пхукет в моей рекламе не нуждается.
Жизнь научила меня всё готовить основательно и, конечно, полагаться на настоящих друзей. В Таиланде я купил готовый небольшой бизнес, оформил все необходимые документы для легальной деятельности гражданина России.
Но назвать этот бизнес успешным с точки зрения извлечения дохода нельзя. Иностранцу в Таиланде заработать доход теми способами, которыми умею я, практически невозможно. Да, окупать расходы на ведение яхтенного бизнеса можно, но если у вас нет достаточных накоплений или внешних источников дохода, то жизнь в Таиланде стоит очень дорого. Я могу ошибаться, но если взять за пример стоимость жизни среднего уфимца, то в Таиланде потребуется 200 000 рублей в месяц на одного члена семьи. Я пока не встретил здесь ни одного успешного предпринимателя из России. Здесь много мошенников, болтунов и пиарного блеска, за которым ничего не стоит.
И вот я, моя жена Наталья Сергеевна, доча Машуля задержались на этом празднике жизни седьмой год. Переезд прошел легко, как по нотам.
Сейчас мы снимаем хороший домик с бассейном в районе Равай на юго-востоке Пхукета. Здесь ютится всякий иностранный сброд таких же, как мы: кто-то побогаче, кто-то победнее. Рядом база флота, ремонтные мастерские и все необходимые для жизни заведения. К нам почти каждый месяц кто-нибудь приезжает в гости, и мы устраиваем праздники с русской едой, тайской закусью и прогулками по воде. Греемся на солнце, отсыпаемся, пьем свежих фруктов сок, ходим на тайский массаж, в русскую баню с березовыми вениками. Разговоры, анекдоты, улыбки, вопросы, матросы, ответы. В нашем саду живет огромная красивая синяя птица.
Сейчас у меня есть две яхты: первая — «Бавария 46 круизер», имя — «Ухуру». Длина — 15 метров, парус, дизельный двигатель. Вторая — «Катамаран Лагун 400», имя — «Гелиос». Длина — 13 метров, тоже парус и дизель. Есть еще моторная лодка «Валя 500Р», имя — «Валя», длина — 5,5 метра, работает на бензине, мощность двигателя — 90 лошадиных сил, и вспомогательная лодка. Эти суда предназначены для небольших путешествий по великолепным островам Андаманского моря на 1–10 дней.
«Ухуру» в переводе с суахили — «Свобода». Суахили — язык многих африканских народов, широко используется в Восточной и Центральной Африке. В четырех странах континента это государственный язык. «Гелиос» с древнегреческого — «Солнце».
С точки зрения благ для цивилизации здесь есть всё: развитое общество, аэропорты, медицина, правопорядок (Таиланд по индексу преступности чуть безопаснее России. — Прим. ред.), интернет, банкинг, страховка, транспорт, еда, вода и тому подобное.
Что же касается сравнения Уфы и Пхукета, это сравнение двух совершенно разных миров. Славный город Уфа прекрасен по-своему, Пхукет — по-своему. Уфа — это резко континентальный климат, а Пхукет — умеренно тропический. О красавице Уфе вы и без меня знаете, а Пхукет — это безусловный рай на краю Земли для туристов и пенсионеров с деньгами. Сюда можно приезжать в любое время года, и не ошибетесь. Самое классное время для отдыха — это июнь — август: не жарко, цены падают в 3–5 раз, огромные урожаи фруктов. Самое дождливое время в году — сентябрь и октябрь, до 10 дней в месяц по три часа идет теплый тропический ливень и шквалистая погода.
В 2004 году в Индийском океане произошло одно из самых мощных землетрясений за всю историю наблюдений. Толчки оценили в 9,3 балла по шкале Рихтера (из 10). Землетрясение вызвало цунами, которое убило, по разным оценкам, 5–8 тысяч человек в Таиланде. Так что с погодой там иногда бывают сбои.
Скучаем ли мы по Уфе, учпочмакам, бешбармаку, зиме и снегу? Конечно, скучаем. Это естественное состояние души, когда любишь и ждешь. Связь с родственниками помогают поддерживать интернет-приложения. Даже моя матушка в 86 лет умеет пользоваться этой связью. Каждое лето мы приезжали в Уфу с тропическими подарками. В этом году у меня лично не получилось приехать, а мои жена и дочь прекрасно гостили летом у наших родных.
Что касается еды, то наши люди универсальны: через три дня иностранной кухни все русскоговорящие тянутся в русские рестораны, кафе и магазины. В магазинах выбор огромен, были б деньги. Тут есть всё то же, что и в Уфе: сушки, пряники, учпочмаки, беляши, пельмени, хлеб, качественная молочка. Настоящий хлеб, который вы кушаете в Уфе, здесь стоит дороже говядины — не менее 10 долларов за килограмм (935 рублей по нынешнему курсу. — Прим. ред.). К примеру, недавно мы посетили грузинский ресторанчик: там готовили традиционно хачапури, хинкали, сациви — всё по классической рецептуре. И скажу вам по секрету, что наша вся «русская» кухня неофициально признана лучшей в мире.
Вместо послесловия
Рецепт от капитана Виталия Миронова «Раки а-ля Кузьмич»: берем раков потолще, бросаем на разогретую большую глубокую сковороду с растительным маслом, обжариваем до красного. Затем засыпаем рублеными помидорами, солим, перчим, заливаем сливками, томим 15 минут на среднем огне. Потом бросаем рубленый чеснок и укроп, томим 3 минуты. Ставим на стол.
Напомним, летом у нас выходил материал, в котором уфимка рассказывала, как ей живется в Таиланде: она каждый день гуляет по пляжу, и ей не надоедает.