В России с 21 сентября проводится частичная мобилизация — ее объявил президент России для выполнения целей СВО на территории Украины. Было озвучено, что из обычной жизни на передовую будет отправлено 300 тысяч человек. Некоторые из них уже имели боевой опыт и понимали, что им больше всего пригодится на службе — а поэтому перед отправкой они стали закупаться дополнительным обмундированием. Корреспондент UFA1.RU обошел несколько военторгов и магазинов спецодежды Уфы и выяснил, как мобилизация повлияла на этот бизнес. Сегодня, 8 октября, публикуем репортаж.
Вырос спрос, но есть нюансы
Первым в очереди был магазин в центре Уфы, в 10 минутах ходьбы от Гостиного двора. Кажется, это единственный военторг в этой местности — ближайший находится на Красинском рынке, да и тот оказался закрыт.
Магазин находится в подвале. Зал небольшой и очень тесный — вокруг много различной одежды и формы: камуфляж, полицейские куртки, охотничье снаряжение. Продавец рассказала, что спрос за последние недели, конечно, увеличился. По ее словам, раньше приходили в основном сотрудники полиции, а сейчас уже и военные.
— Как и всегда, они берут обувь, форму, — говорит продавец.
Работающий в этом же магазине мужчина не смог оценить возросший спрос.
— Трудно сказать, во сколько раз. На что-то вырос, на что-то — нет. Понятно, что спрос больше, чем в обычное время, — сказал он.
Также он попросил акцентировать внимание на том, что сейчас хотят установить контроль за магазинами, которые продают военную форму. По его мнению, следить нужно не только за подобными торговыми точками.
— Всё пристальное внимание предъявляют к магазинам со словом «военный»... Но все приходят и покупают носки — а они продаются везде, так же, как и белье с куртками. Есть специальное боевое снаряжение типа разгрузок и другого, но это минимум. Ну ладно, раньше мы одну в месяц продавали, а сейчас 10. Но всё остальное продается почти любом магазине, — говорит мужчина.
Это он к тому, что если уж кто-то и собрался проверять цены в специализированных магазинах, то пусть посмотрит и на другие, например на экономкласс.
— Тут так же, как и с ценами на гречку. Цены поднимут, прокуратура проверит — всё, гречка не продается. Нельзя, говорят, так дорого продавать. Не сходится дебет с кредитом. Розничный продавец — он что, дурак, что ли, поднимать цены в 10 раз? Зачем ему это? — вновь говорит мужчина как бы о наболевшем.
А цены, если и поднимаются, то связаны с целой цепочкой событий: сначала производитель сделал свой товар дороже, а следом за ним это делает оптовик.
— Мы свою маржу должны зарабатывать, мы тоже поднимем цены, — говорит мужчина.
По его словам, по ходу мобилизации обнаружилась проблема: товар попросту негде купить. Куда всё делось, никто не знает, поставщики просто говорят: «Нет товара» — и всё. При этом оба сотрудника магазина отмечают: исследовать надо не сколько военторги, сколько магазины с дешевой одеждой, потому что много людей идет именно туда. Другое дело, что там ниже цены, но хуже качество — поставки идут из Китая, а в их военторге все поставщики российские. Как мы дожили до того, что везти одежду из Китая стало дешевле? Вопрос открытый.
В другом магазине, расположенном в районе улицы Шафиева, корреспонденту UFA1.RU пояснили, что спрос действительно вырос. Продавец рассказала, что у нее закупали в основном берцы — и сейчас их почти не осталось. Все самые лучшие модели разобрали за 5 дней.
— Всё разошлось за 5 дней. Имевшегося запаса хватило бы до зимы, месяца на три. То, что вы видите, — это последние экземпляры. Я не могу сказать, что всё это взяли мобилизованные. У меня и полицейские брали, и охотники. Большая часть, наверное, всё-таки мобилизованные… Сколько охотников же не бывает, — сказала продавец.
Приходится брать где получится
Совсем неподалеку, под боком у городского управления полиции, расположился еще один военторг. Его владелец увидел в повышении спроса не сколько выгоду, сколько проблему: поставщики стали завышать цены. Так, если раньше он спальные мешки закупал за 3 тысячи, то сейчас они стоят уже 6 тысяч — а некоторые и того больше. Плюс возник дефицит товара — каких-то позиций просто не удается найти в России, поэтому приходится заказывать в Казахстане и оттуда уже везти сюда. К слову, доставка оттуда дешевле на 30%, чем по России.
По словам владельца, чаще всего сейчас спрашивают налокотники, наколенники, спальные мешки, термобелье и большие рюкзаки. Также интерес вызывают аптечки, но у него их в ассортименте нет, а поставщики предлагают на них довольно высокие цены.
— Сейчас ажиотаж стал меньше, но порой родители, жены, матери, приходят докупать что-то для своих, — утверждает мужчина.
Однако он говорит, что берцы и камуфляж особо не покупают, и связывает это с тем, что всё это выдается непосредственно в войсковых частях. Также он указывает на проблему с поставщиками, которые не могут предоставить товар, — потому что его нет. Различные фабрики сейчас в основном работают по оборонзаказам, с крупным оптом, а маленькому опту не дается ничего.
Другие поставщики цены поднимают, но не сильно. Например, раньше хорошее термобелье, которое выдерживает температуру до -35 градусов, стоило 3 тысячи, а сейчас — около 3,5 тысячи. Однако на это влияют, скорее всего, трудности логистики, поскольку ткань заказывается из Европы.
— Я благодарен обувным фабрикам, они вообще не поднимают цены. Другое дело, что обуви нет, потому что нам в розницу ничего не отпускают. Сразу всё уходит. Не можем полностью обеспечить магазин, чтобы было что людям предложить, — говорит владелец магазина.
В связи с этим товар приходится брать «у кого где получится», «где что есть».
— Концепция моего магазина строилась на том, чтобы говорить людям «да», сейчас приходится говорить «нет». Мне сейчас выгоднее, чтобы каких-то позиций у меня просто не было, — говорит мужчина.
Также владелец магазина поясняет, что цены на бронежилеты сильно выросли. Если раньше обычный стоил в районе 15 тысяч, то сейчас некоторые продают за 60–80 тысяч рублей. Со своей стороны, владелец военторга признал наценку.
— Я раньше вообще не занимался продажей тактического обмундирования, ассортимент был рассчитан на полицию, охранные структуры… Поэтому наценка небольшая — 20–25% на «тактику».
В магазине спецодежды, расположенном неподалеку от улицы имени Города Галле, рассказали, что у них всегда много людей, но в последние недели наблюдается небольшой прирост. Берут в основном берцы и непромокаемые плащи, потому что ассортимент рассчитан в основном на строительные организации. Какие-либо наценки со своей стороны там категорически отвергли.
В магазине по соседству, продающем схожий ассортимент, сразу сказали, что ничего военного у них нет, но прирост посетителей имеется — они берут ботинки.
— Но у нас часто спрашивают то, чего нет: тактические перчатки, разгрузки… Звонят, спрашивают, — рассказала продавец.
Сколько стоит собрать мобилизованного
Наши коллеги из «Чита.Ру» набросали примерный список необходимых вещей для мобилизованного. В него вошли предметы гигиены, одежды, итого это вышло на 10–15 тысяч рублей минимум. Коллеги из E1.RU собрали мобилизованного за 20 тысяч рублей. В Новосибирске, пишет портал NGS.RU, можно потратить и 40 тысяч, и даже 130. Мы попробуем собрать своего солдата, использовав расценки в военторгах и магазинах спецодежды Уфы. Возьмем средние цены.
Бушлат — 5 тысяч рублей;
ботинки — 4 тысячи рублей;
сапоги — 2,5 тысячи рублей;
термобелье (2 комплекта) — 6 тысяч рублей;
носки (несколько пар) — 200 рублей;
шапка / балаклава — 300 рублей;
тактические перчатки (2 комплекта) — 2,5 тысячи рублей;
рюкзак народный (образца 1984 года) — 4 тысячи рублей;
фляга — 700 рублей;
посуда — 700 рублей.
Это минимальный набор — и вышел он у нас на 26 тысяч рублей.
Если использовать расширенный, то добавляем к этому:
Шарф — 300 рублей;
газовая горелка — 500 рублей;
перочинный нож — 500 рублей;
термос (2 литра) — 2 тысячи рублей;
разгрузка — 2,5 тысячи рублей;
фонарик налобный — 500 рублей;
фонарь армейский — 1,5 тысячи рублей;
аптечка — 1 тысяча рублей (есть разные аптечки: за 800 рублей и за 18 тысяч, поэтому взяли минимальный набор);
наколенники и налокотники — 4 тысячи рублей;
спальный мешок — 3 тысячи рублей;
очки баллистические — 2,5 тысячи рублей.
Итого по всем позициям выходит порядка 50 тысяч рублей. Отметим, что некоторые позиции могут быть лишними, а некоторых в этом списке и вовсе не хватает — всё индивидуально. Сюда можно включить и бронежилет, цены на который скачут от 14 до 200 тысяч рублей, и закупку оружия, и приспособлений к нему — прицелов, подсумок и так далее. Более того, некоторым военным может понадобиться совершенно другое — всё зависит от рода войск, в которые он попадет.
Напомним, ранее замглавы Курултая Башкирии Рустем Ахмадинуров в разговоре с UFA1.RU говорил, что сборы мобилизованного стоят порядка 30 тысяч рублей.
— При общении с семьями мобилизованных выяснил примерную сумму затрат вещмешка, которую они затратили для своих мужей. Это примерно 30 тысяч рублей, — рассказал Рустем Ахмадинуров. — Важнейших для мобилизованных товаров — спальных мешков, дождевиков, зимних флисов, бушлатов, ватников — действительно не хватает или попросту нет.
Он считает, что вместе с Федеральной антимонопольной службой необходимо проверить ценообразование в военторгах.
В то же время, исходя из объяснений работников таких магазинов, цена повышается следом за поставщиком, а тот, в свою очередь, поднимает свой ценник после изготовителя. Это значит, что нужно проверять всю цепочку, а не искать виноватых где-то в одном месте. На проблемы со снаряжением уже обратили внимание и в Госдуме, но решение проблемы может затянуться.
Также ранее мы разбирались, что же происходит в аптеках Уфы после объявленной мобилизации. Спойлер: вы удивитесь, но в одной из аптек чаще всего брали не аптечку.